ВЕРТОГРАД РУССКИЙ АПРАКОСРазмышления на Евангельские чтения ПРЕЖДЕ ВСЕГО БОЖИЕ – БОГУ12 декабря (Лк. 20, 19-26). Подослали лукавых людей, которые, притворившись благочестивыми, уловили бы Его в каком-либо слове, чтобы предать Его начальству и власти правителя. И они спросили Его: Учитель! мы знаем, что Ты правдиво говоришь и учишь и не смотришь на лице, но истинно пути Божию учишь; позволительно ли нам давать подать кесарю, или нет? Он же, уразумев лукавство их, сказал им: что вы Меня искушаете? Покажите Мне динарий: чьё на нём изображение и надпись? Они отвечали: кесаревы. Он сказал им: итак, отдавайте кесарево кесарю, а Божие Богу. И не могли уловить Его в слове перед народом, и, удивившись ответу Его, замолчали (20-26). _______ Что есть «Божие Богу»? Это свидетельство о том, что человек при всех властях и при любых обстоятельствах призван сохранять свободу и независимость духа, имея главным законом своей жизни голос собственной совести – глас Божий в душе. В своей внутренней жизни человек должен быть подконтролен только Божественным заповедям, в соответствии с которыми ему и следует определять свой выбор, совершая одни поступки и воздерживаясь от других. В том и заключается опасность тоталитарных диктатур, что тоталитаризм – как свидетельствует уже само его название – стремится поглотить и покорить себе все сферы человеческого существования, включая и внутреннюю жизнь личности. Такая власть нарушает Божественный закон, потому что внутренняя жизнь человека должна быть подотчётна прежде всего совести – то есть тому нравственному закону, который Бог вложил в нашу природу. Святейший Патриарх Кирилл _______ Всё Евангелие нам говорит о том, что человек создан по образу и по подобию Божию. Всё Священное Писание, весь опыт святых нам говорят о том, что в каждом из нас отпечаток Божьего образа. Вы, наверное, помните рассказ о том, как к Спасителю Христу приступили соблазнители с вопросом: справедливо ли платить подать кесарю? И Он им ответил: Покажите Мне монетку; чей здесь образ, чьё это имя? – Кесарево. – Отдавайте же кесарю то, что ему принадлежит, а Богу – то, что принадлежит Ему. А что принадлежит Богу? Каждый из нас, потому что каждый из нас запечатлён этим образом Божественным. Как сказал один русский священник во Франции, отец Евграф Ковалевский, «когда Бог взирает на любого из нас, Он может не видеть наших добродетелей, которых нет, но Он видит отражение Своего Образа, который ничто не может разрушить...». Каждый из нас является освящённой иконой – раненой, обезображенной, но каждый остаётся и святыней, и образом Божиим. И задача нашей жизни – вглядеться во всё то, что в этой иконе уцелело, и эту икону обновить, как бы реставрировать. Если Бог так в нас мог поверить, то мы должны верить в себя, но не в свои человеческие силы, не в свои способности. Мы не должны быть ослеплёнными теми кажущимися нам драгоценными качествами, которые у нас есть, качествами ума, воли, творчества; мы должны быть внимательны к тому сокровенному сердца человеку, который является тайной нашей. Святой Ефрем Сирин говорит, что, когда Бог творит человека, Он вкладывает в глубины его всё Царство Божие, и задача жизни в том, чтобы копать глубже, пока не найдёшь это сокровище. Мы обязаны верить в себя, потому что Бог в нас верит. Мы обязаны искать в себе то, что Божие, – не только то, что Ему принадлежит; всё Ему принадлежит по праву, – но искать в себе всё то, что нас сродняет с Ним, делает нас на Него похожими. Митрополит Антоний Сурожский _______ Мы часто хотим, чтобы Бог оправдывал наш выбор, особенно политический. Но Христос никогда не хотел вмешиваться в политические и общественные дела. Христос уважает свободу и достоинство сотворённого Им человека. Он считает нас способными самостоятельно решать такие вопросы. «Отдавайте кесарево кесарю, а Божие Богу». Мы обычно понимаем это выражение так, как будто наша жизнь состоит из двух частей: одна часть нашей жизни относится к мирским вопросам, другая – к духовным; одна часть – для человеческих дел, другая – для Бога; одна часть – для семьи и работы, другая – для молитвы. Как будто кесарь и Бог – две власти или две составные части нашей жизни. Конечно, такая интерпретация – глубокое заблуждение. Наша жизнь не разделена на две части, ибо вся наша жизнь должна быть посвящена Богу. Он и просит, чтобы Ему показали монету, которой платят подать. Надпись на динарии, обрамляющая изображение императора, гласит: «Образ божественного кесаря». В Римской империи кесарь был почитаем как бог. На самом деле любая власть, даже самая маленькая, таит в себе такую опасность – занимать место Бога. У всякой власти есть соблазн считать своё мнение единственно верным, использовать свою должность, чтобы служить себе самому, а не другим. Со стороны подданных также есть опасность обожествлять власть. Всё принадлежит Богу, и все кесари будут призваны ответить перед Богом за свои дела. Мы отдаём кесарево кесарю, потому что живём в этом мире, и отдаём Божие Богу, ибо мы не от мира сего. Важен не образ кесаря, изображённый на динарии, а то, что в каждом из нас запечатлён образ Бога, живущего и царствующего во веки веков. Священник Иакинф Дестивель |