ВЕРТОГРАД

РУССКИЙ АПРАКОС

Размышления на Евангельские чтения

СКРОМНОЕ ОБАЯНИЕ МАММОНЫ

3 января (Лк., 16, 10-15)

Верный в малом и во многом верен, а неверный в малом неверен и во многом.

Итак, если вы в неправедном богатстве не были верны, кто поверит вам истинное?

И если в чужом не были верны, кто даст вам ваше?

Никакой слуга не может служить двум господам, ибо или одного будет ненавидеть, а другого любить, или одному станет усердствовать, а о другом нерадеть. Не можете служить Богу и маммоне (10-13).

Авва Дорофей призывает нас: «Берегитесь, братия, пренебрегать малым, берегитесь презирать его как малое и ничтожное; оно не малое, ибо чрез него образуется худой навык. Будем же внимать себе и заботиться о лёгком, пока оно легко, чтобы оно не стало тяжким: ибо и добродетели, и грехи начинаются от малого и приходят к великому добру и злу». Только тот, кому удаётся сохранять свою совесть начиная с малого, в конце концов и становится настоящим человеком.

Господь всем дарует настоящую любовь, но далеко не все способны удержать её. Это очень и очень непросто, потому что человек, привыкший ко всему относиться несерьёзно, наплевательски, уже не может удержать настоящую любовь, когда она к нему наконец приходит, ибо в своё время был неверен в малом. Он будет неверен и в этой долгожданной любви, и от его неверности любовь разобьётся вдребезги… Если тебе даруется настоящая дружба, а ты не в силах оценить её по достоинству и оставаться верным до конца, то эту дружбу ты неизбежно потеряешь. Если ты поступаешь на ответственную работу с достойной зарплатой, но ведёшь себя скверно и трудишься спустя рукава, то скоро тебя попросту выгонят, и виноват в этом будешь только ты сам, и никто иной…

Так жили, живут и предполагают жить впредь миллионы наших с вами сограждан – несчастнейшие люди с разбитой судьбой, обиженные на всех и на всё, всё вокруг проклинающие, ропщущие на Бога по единственной причине – из-за своей неверности в малом! Страшно, но с этого-то и начинается предательство по отношению к собственной совести.

Протоиерей Алексей Уминский

Святитель Иоанн Златоуст говорит пронзительные слова, что человек, поклоняющийся многим своим потребностям и устремлениям, теряет свою свободу, потому что служит не одному, не двум, не трём господам, а бесконечному множеству господ – ведь каждая его потребность становится господином, оккупируя человеческое сознание и направляя волю ко злу. Но святым становится тот, кто обретает свободу – в первую очередь свободу от внешних обстоятельств, от порабощения внешней каждодневной суете, от служения маммоне, от служения всему тому, что реально порабощает человека. Быть святым – значит быть свободным человеком, которым невозможно манипулировать, который не является рабом греха, который, живя простой человеческой жизнью, имея, может быть, и землю, и семью, и автомобиль, и работу, и деньги на счету, остаётся свободным человеком, потому что он подчиняет себя воле Божией, а всё остальное вторично. И самый простой человек обретает способность стать святым, и у него словно вырастают крылья – только потому, что он в первую очередь преклоняет главу свою пред Богом и принимает Его закон жизни.

Святейший Патриарх Кирилл

Пройдите вы по стогнам мира христианского и посмотрите, единому ли Богу люди покланяются. Вы не увидите идолов каменных, золотых и серебряных. Грубого идолопоклонства в наш просвещённый век и странно было бы искать. Но идолопоклонство тонкое, часто бессознательное, прикрывающееся именем служения истинному Богу, – такое, даже более опасное, идолопоклонство снова грязной волной разлилось по лицу земли.

Спросите нашего современника: чем он живёт, ради чего живёт? что самое главное у него в жизни? Вам укажут семью, должность, общественную деятельность, торговлю; немногие – науку, а некоторые назовут удовольствия, личное благополучие. Но скажет ли кто, что для него самое главное в жизни – Бог, Церковь, спасение души, жизнь вечная? Нет, обо всём этом едином на потребу почти никто не вспомнит. Христос совершенно удалён из человеческой жизни, хотя многие и не решаются гнать Его открыто. Людям как бы жалко бросить Христа совершенно, но они и не любят Его настолько, чтобы ради Него отказаться от всех других богов... Даже и занятие богословием ещё не есть служение единому Богу: можно быть и богословом, и всё же покланяться богам иным, служить идолам бездушным.

Cвященномученик Иларион (Троицкий)

«Не можете служить Богу и маммоне». Раздвоенная мысль и раздвоенное сердце делают человека ни к чему негожим; ибо «человек с двоящимися мыслями не твёрд во всех путях своих». Он или ничего не делает, или делает, да переделывает, то есть одною рукою строит, а другою разоряет... Отчего вялость, неподвижность, бесплодность дел? От внутренней безжизненности, а внутренняя безжизненность от раздвоения внутреннего. Не сознана единая цель, не поставлена она законом жизни –дела и идут, как пришлось. Оттого одни направляются в одну сторону, другие – в другою; здание жизни и не созидается. Избери цель и посвяти ей жизнь. Настоящая, главная цель указана богоподобным естеством человека; она живое богообщение. К этой главной цели обращай и цели частные, учёные, житейские, гражданские, коммерческие, служебные, правительственные. Если бы всякий в обществе держался этого, в общество внесён бы был строй один общий, и один дух всех бы исполнил.

Святитель Феофан Затворник

Очевидно, что не может быть конечной цели человека там, где царит смерть, как бы ни был богат человек. Известно и другое, что плата даётся в конце службы, а конец нашей службы наступает в конце нашей жизни. Следовательно, награда воздаётся после смерти. А человеческая служба в этом мире в соответствии с понятием жизненной цели может быть троякой:служба Богу; служба Богу и маммоне; служба диаволу.

Истинная служба только первая, ни с чем иным не смешанная. Две другие – службы диаволу. Народная русская интеллигенция совершала службу Богу, подчиняя все интересы земного царства интересам Царства Небесного, Царства «не от мира сего». Антинародная русская интеллигенция хотела служить и Небесному, и земному царствам, при этом первое используя как средство для получения второго, поэтому сбылись на ней слова Спасителя: «не можете служить двум господам». Около двух веков велась борьба между двумя лагерями русской интеллигенции – и в политике, и в литературе, и в искусстве. Наконец антинародная русская интеллигенция с земными умом и сердцем возобладала над народной интеллигенцией с небесными сердцем и умом. Попущением сил небесных возобладали и пришли к власти иудействующие, они и поныне властвуют над Россией – Русской землёй, но не русской совестью. 

Cвятитель Николай Сербский

Обсудить статью в социальной сети ВКонтакте






назад

вперед



На глав. страницу | Оглавление выпуска | О свт.Стефане | О редакции | Архив | Форум | Гостевая книга