VI. НА МЕСТЕ ПРОКУДЛИВОЙ БЕРЕЗЫ Об основании
Устьвымского Архангельского монастыря Вычегодско- Вымская летопись сообщает так. Когда прибыл Стефан в Усть-Вымь, то поселился на горе, в пустынном месте, подле уважаемой зырянами кумирницы, куда они приходили на поклонение идолам. Близ этой кумирницы
находилась необыкновенной величины береза. Идолопоклонники почитали ее как божество, приносили ей в дар дорогие шкуры пушных зверей, навешивали их на ветви и совершали пред нею различные обряды. Здесь-то неустрашимый проповедник имел удобный случай
беседовать с ними о вере, и успел обратить ко Христу некоторых мужей, жен и детей. Волхвы и упорные из язычников, опасаясь за веру отцов своих, послали весть о пришельце Стефане и его действиях на реку Вишеру, в Княжпогост и
вверх по Вычегде, призывая собратий на защиту богов туземных, посрамленных пришедшим из Москвы иноком. По призыву вымичей приплыло к ним на лодках более тысячи человек, вооруженных луками и стрелами. С яростью и дикими воплями подступили они к келье
праведника, но, как рассказывает летопись, вдруг ослепли. Устрашенные этим чудом, они просили Стефана об исцелении, обещали богатые дары, клялись оставить его в покое и в наказание налагали на себя поделия и работы, какие угодно будет приказать ему. До
четырех раз они нарушали данный обет, и столько же раз были наказываемы слепотой, – раскаивались, прозревали и трудились по указанию Стефана. В первый раз они вырубили деревья на горе, где стояла его келья, и очистили от леса
все пространство до реки Вымь; во второй раз окопали эту гору, сделали насыпи и рвы; в третий раз – срубили лес на другой близлежащей горе, которая отделялась от первой небольшим ручейком, впадавшим в Вымь, и в четвертый – сделали у ней такие же окопы и
рвы, как у первой. Видя такие явные чудеса, многие из зырян приняли крещение. Да и сам проповедник дивился происходящему. На очищенном месте Святитель построил церковь во имя Благовещания Пресвятой Богородицы – в
начаток просвещения земли Пермския, яко же и Благовещение спасения нашего бе начало. Затем, спустя немного времени около Благовещенского храма вырос другой деревянный храм – во имя Святителя Николая Чудотворца
. Спустя время было иноку откровение от Бога: Мужайся, Стефане, испепели кумирницу и искорени прокудливую березу: Я твой Помощник! Укрепленный этим видением, Стефан взял топор и пошел к березе. Было же древо то велико яко трем
человекам едва обняти. Новокрещенные зыряне, видя его намерение, испугались и стали предостерегать: Береза эта не простая – страшная сила в ней сидит! Как бы не было беды.. Стефан, размахнувшись, ударил под самое основание исполинского дерева – и вдруг
раздался стон. С каждым ударом береза говорила человеческим голосом, стеная жалобно: «Стефане, Стефане! зачем нас гонишь? Это наше есть древнее пребывание». С каждым ударом струились из дерева разноцветные ручьи смрадной крови. Целый день трудился инок,
но не смог до конца подрубить березу. Так что, оставив в ней секиру, удалился в келью. Утром, к общему удивлению, обнаружилось, что прокудливая береза целехонька, а секира лежит на земле... В летописи это описывается так:
«...От древа же того слышахуся многия и различныя гласы и вопли, и пискания мужескими и женскими, и младых отрочат – воздушных нечистых духов, и речения: яко изгоняеши нас отсюду яко наше древнее обитателище. Святый же нимало убояся таковаго
острахования, но с молением секий. От древа же того в сечиве и крови текшей. Овогда синя, овогда зелено, и всякими виды. И не возможе святый древо то за величеством пресечь. Отыде, секиру же оставль при том древе воткнену. И в другий день паки святый
прииде и обрете древо то всецело стоящо, секира же при том древе на земли лежит. Святый же удивлся и многи с ним люди новокрещении стояще дивляхуся и мняху: оттого древа святому каковые пакости не ключилось». На третий
только день Стефан окончил труд свой. Падение березы с горы в реку Вымь сопровождалось ужасным шумом и воплем, потрясением земли и волнением реки. При виде такого все в страхе крестились: «Господи, помилуй!» По водворении тишины, Стефан велел рубить
березу на части, а кумирницу разрушить. Все это было сложено в костер, сожжено и обращено в пепел, а после развеяно поднявшимся вихрем и смыто внезапно явившимся дождем. На том же месте, где стояла береза и произошли такие чудеса, вскоре была построена
церковь во имя Архангелов Михаила и Гавриила и прочих Бесплотных Сил: Да прогоняют и побеждают они мечтательную силу вражью. Покончив с березой, Святитель обратился к зырянам со
следующей речью: «Люди, доколе не отступите вы от идольской лести? Или вы не боитесь суда Божия и вечного огня? Чего ожидать вам от дерева, которое не движется и не чувствует? Как можно кланяться делам рук своих? Или вы не видите, что все идолы ваши и
немы и слепы и глухи и бездушны? Пора познать вам ваше заблуждение и нечестие; пора оставить вам суету идолослужения и признать единого истинного Бога, в Которого веруют все христиане. Приступите к Нему, и Он вас просветит. Он один утвердил небо, основал
землю, содержит всю тварь и управляет всем миром. Он один все видит, все слышит, знает все наши нужды; всем Он нам Помощник и Покровитель, и кроме Него нет другого Бога. Послушайте меня, братия, отцы и чада! Всем вам я желаю добра и спасения. Веруйте в
Господа нашего Иисуса Христа, Которого я вам проповедую. Если уверуете и креститесь, то спасетесь и получите Царство Небесное. А если не будете иметь веры и не креститесь, то будете осуждены на вечную муку». Так на долгие века
встали на устьвымских холмах три храма. Из них со временем образовался (10) Михайло-Архангельский монастырь. Для новокрещенных зырян Святитель ввел Богослужение на их родном языке – по переведенным им же книгам. Близ
Благовещенского храма он устроил училище, в котором сам обучал грамоте взрослых и детей. С той же целью близ Архангельской церкви он соорудил обитель для своих сотрудников, которые должны были не только обращать идолопоклонников, но и утверждать в вере
уже крещенных зырян. Когда введено было Богослужение, то благолепие церковное пленило простых обитателей этого дикого края. Сначала ходили они смотреть из любопытства, а потом стали посещать храмы по сознанию долга и по чувству благоговения к святыне.
(см. на карте VII) |