19 | Паломничества и поездки |
У ЛАЗАРЯ МУРОМСКОГО В летние месяцы мы поминаем многих, подвижников, чье имя славно на Руси. Среди наших соотечественников было столько святых людей, что в церковном календаре появились “объединенные” праздники: Собор Рязанских и Сибирских святых, Преподобных отцев Вологодских (23 июня), Собор Владимирских (6 июля), Собор Тверских (14 июля), Собор Радонежских (19 июля) святых и др. 16 июня мы праздновали общий день Всех Русских святых. Среди них не только русские по национальности, но и “немчин” Прокопий Праведный, и преп.Максим Грек (о нем рассказывали в NN204-205), другие. Примечательно, что монахи-иноземцы подвизались не только в крупных городах и монастырях Руси, но шли и в лесную глушь, основывали там обители. У нас на Севере таким подвижником был преподобный Лазарь, уроженец Константинополя. Из Византии он приехал к нам в XIV веке и поселился вдали от людей на Мурманском острове (в Карелии, близ нынешней Пудожи). Основав обитель, он там и преставился в 1931 году, мощи его и по сей день почивают там. Петрозаводчане (газ.”Сретенье”) прислали нам рассказ о паломничестве на этот труднодоступный остров. Оказывается, монашеская жизнь там продолжается.
Свято-Успенский Муромский монастырь расположен на узкой полоске земли между Онежским и Муромским озерами, соединенными протокой. Добираться сюда лучше водою. Старинная дорога по болотам в обход Муромского озера практически вышла из употребления и в настоящее время является почти непролазной.
Вокруг болота и леса, а посередке Гакугса. В этой пудожской деревне находится подворье, перевалочная база. Монастырских подворных лодок на подворье не оказалось. Пришлось ходить по дворам, искать перевозчика, согласного бросить все дела и пуститься с паломниками в рискованное плавание по бывшей сплавной реке Гакугсе, а затем через бурливое Муромское озеро.
Трудник (монастырский работник) Сергей Соловьев на подворье старший. Вместе идем по деревне, которая кажется вымершей. Не видно ни людей, ни скотины. Навстречу - мальчик лет пяти. Говорит нам, незнакомым людям, здравствуйте.
На краю деревни доживает свой век “очаг культуры”. Наряду с библиотекой в ветхом строении располагаются также лесопункт и медпункт. Сергей шутит, что сегодня тут люди читают в основном “книги” в стеклянном переплете.
Желающих прийти на помощь паломникам в Гакугсе не оказалось. Однако Николай Чудотворец, покровитель путешествующих, нас не оставил. Нашлась-таки добрая душа - Владимир Леонидович Плылов, рискнувший открыть “навигацию” в холодный и ветряный день.
Лавируя меж топляков, натыкаясь на подводные препятствия, то и дело ломая шпонки, которыми крепится винт, через три часа плавания мы достигли монастырских владений. Идем по отлогому песчаному берегу. Пейзаж напоминает балтийское взморье. В лучах заходящего солнца ярко вырисовываются остатки монастырских строений: белокаменные стены собора Успения Богородицы и красного кирпича - Всесвятской церкви, без крестов, колоколен и маковок. Рядом, на краю обрыва, у самого озера - восстановленный братский корпус. В нем - действующая зимняя церковь, кельи, трапезная.
В советское время на территории монастыря располагалась коммуна имени Троцкого, тут орудовали сельхозартель и леспромхоз, после войны действовал дом инвалидов. С середины шестидесятых на святом месте воцарилась мерзость запустения.
Чудом уцелела деревянная церковь Воскрешение Лазаря. По преданию, она поставлена основателем обители преподобным Лазарем Муромским, современником Сергия Радонежского.
Прежде эта монастырская святыня была упрятана в деревянный шатер-саркофаг, который защищал церковь от разрушительных атмосферных воздействий. В советское время древнейший из сохранившихся памятников деревянного зодчества России разобрали и перевезли в музей заповедник “Кижи”. А защитный шатер, изготовленный в прошлом столетии и неплохо сохранившийся, переоборудован в ныне действующую летнюю монастырскую церковь (на снимке).
Рядом с Лазаревой церковью, по соседству с мощами основателя обители, было кладбище. Тут не сохранилось ни одной нетронутой могилы. Все перепахано, все осквернено. В.Плылов рассказал, как в начале семидесятых некто Витька Чистяков раскопал могилу настоятеля монастыря. Нашел серебряный крест весом в 2,5 килограмма и обменял его на две бутылки водки. Красивый резной деревянный крест, снятый с церкви, не поленились перевезли на “материк” и, затащив в совхозное правление, прислонили к двери директора Попова. Пошутили, так сказать. Тут расстреливали иконы. Следы пуль хранят уцелевшие надгробия.
Разместили нас в доме настоятеля монастыря Афанасия Третьего (в минувшие века в монастыре были уже два настоятеля с такими именами). Это одноэтажное здание новой постройки с жаркой печью, без электричества и всех связанных с ним благ.
Наутро - праздничное богослужение в честь Вознесения Господня. Исповедь. Трапеза, запомнившаяся наваристой ухой (из разных сортов рыбы), чудесным монастырским хлебом и молоком с рассыпчатой гречневой кашей.
Нельзя сказать, что в обители некому работать. Около двадцати трудников, живущих на монастырских хлебах, несут тут самое разнообразное послушание. Однако работы - непочатый край, обители возвращено около семисот гектаров земли. И ждут в монастыре всех, кто готов внести хоть какой-то вклад в его возрождение.
На этом оторванном от мира островке высокой духовности, не знающем электричества, телевидения, телефона и выборов в президенты, утихают страсти и все явственнее слышна молитва о мире всего мира, долгие годы творимая здесь подспудно. Четвертый год тут путем терпения и смирения идут люди, доказывающие своим жительством, что не иссякла на Руси идея подвижничества.
Сергей ХОХЛОВ,
Фото автора.
На снимке: “Храм-саркофаг”. Прежде внутри его стояла церковь-святыня. Ныне “футляр” сам стал церковью
.