Паломничества и поездки

АНЗЕРСКАЯ МИССИЯ

21 августа - память преподобных Зосимы, Савватия и Германа, Соловецких Чудотворцев

Познакомился я с этой женщиной совершенно случайно. Кто-то в разговоре упомянул, что есть в Петербурге “Алтайский миротворческий фонд”, которым руководит уроженка тех краев Валентина Пунина. Заинтересовавшись, встретился с ней. Но разговор зашел не о далеком Алтае, а совсем о близком и дорогом мне - о Соловках.

Вот что она рассказала. В древние времена на святую землю Зосимы, Савватия и Германа ступила Сама Богородица и оттуда благословила всю Россию. Было это на Анзерском острове. На месте, где она явилась, потом стоял Крест (примерно такой же как у анзерского св. источника - на снимке). После революции Крест порушили, и вот она едет туда “с миссией, которую давно вынашивала в сердце” - восстановить знак благословения Руси.

...Прошло время, и когда Валентина Анатольевна вернулась с Соловков, я сразу же ее нашел: “Как, удалось?” Чтобы городской шум не мешал ее рассказу, нашли мы тихий дворик и присели на скамейку. “Я свою миссию, слава Господу, выполнила, теперь дело за вами”, - так закончила она.

Передаю ее повествование как на духу, в неискаженном виде...

СЕВЕРНАЯ ГОЛГОФА

Я хочу рассказать вам историю, сотканную не из легенд, а историю, явленную нам самой Пресвятой Богородицей. Это случилось в 1712 году на одном из Соловецких островов под названием Анзер. В то время на этом острове жил схимонах Иисус. Этот человек попал на Соловецкие острова не по своей воле. Ранее он был духовником Петра Первого и носил другое монашеское имя - Иов, а еще раньше был известен в Москве как белый священник Иоанн Иванов. И вот инок Иов однажды решился и сказал царю: “Батюшка Петр, что ж ты делаешь, сколько можно на заграницу-то глядеть, устои наши ломать - так ведь можно всю Русь растерять!” Петр был в страшном гневе: “Сам разберусь!” Отца же Иова сослал на Анзер.

В то время на Анзерском острове стоял Свято-Троицкий скит. На Анзере Иов принял схиму, и имя его стало Иисус. Это имя достаточно редкое для православных схимников, оно дается в честь Иисуса Навина. Однажды, 13 июня 1712 года, во время молитвы в своей келье под горой (к тому времени он ушел из Свято-Троицкого скита и поселился в келье, которую построил своими руками), ему было видение, когда он молился Богородице. Пресвятая Богородица явилась вместе с чудотворцем Елеазаром Анзерским, который некогда подвизался и упокоился на этом пустынном острове. Она сказала: “Иисус, гору сию нарекаю второю Голгофою. Построй на вершине ее скит и храм. И нареки его Голгофораспятским скитом и Голгофораспятским храмом в честь страданий и страстей моего сына. Много мученических смертей будет связано с этой горой и много могил будет на этой горе. Но через эти могилы, отсюда, через этих мучеников, начнется возрождение России и мира. И поставь в алтарной части крест во имя страданий моего сына. Пусть из стен этого храма день и ночь звучат молитвы о мучениках Российских!” Сказав это, Царица Небесная с преподобным Елеазаром пропала с глаз схимника.

Когда Петр Первый узнал о явлении Божией Матери, он приехал на Соловки, дал много денег, и строительство скита и храма тут же было начато. Через короткое время наказ Богородицы был выполнен: на горе возник деревянный храм, в нем золоченый крест, под горой скит, настоятелем которого стал Иисус. Пришла братия разделить с настоятелем этот духовный подвиг. Но иногда роптала братия на настоятеля: “Сделай что-нибудь, стары мы стали, а за водой идти нужно целый километр”. Тогда Иисус брал ведро и со словами “я самый незанятый из вас” шел за водой. Много молился и терпеливо переносил ропот братии.

Однажды произошло второе явление Богородицы Иисусу. Увидев Пресвятую, Иисус взмолился к ней: “Матерь Божия, ну, как же так. Являла Ты мне чудо, и по Твоему слову был выстроен храм, сделай чтобы на вершине горы была вода”. Богородица сказала: “Хорошо, да будет по слову твоему, но не для того, чтобы у вас было меньше трудностей, а для того, чтобы многие уверовали. Вода здесь будет не простой, исцелять сия вода будет вас и поить”. Она указала место рядом с храмом. Иисус собрал братию, взяли лопаты, копнули несколько раз - и забил ключ. Они убрали камни, поставили сруб, и к этому месту приходило много паломников и исцелялись. В 1825 году колодец был утерян при строительстве более крупного кирпичного храма. И никто больше не знает, где место этого колодца. Но он будет явлен, когда начнется реконструкция этого храма, он находится где-то около алтаря. И много-много паломников будет приходить к этому месту, исцеляясь душевно и физически.

Соловецкие острова и гора Голгофа на Анзере - это место упокоения многих известных и неизвестных святых мучеников. В ГУЛАГское время мощи Иисуса исчезли, но Богородица возвещает о том, что они будут явлены - также при ремонте этого храма. И я верю, что это будет при нашей жизни.

Почему же мы отправились на этот чудесный остров Соловков? Именно в этом году, чтоб установить 13 июня крест на том самом месте, где просила Богородица крест страданий своего Сына? Во время явления Иисусу Богородица сказала еще одни слова: “Поставишь в алтарной части крест, и Я буду пребывать на сем месте всегда”.

Режим Красного дракона перечеркнул все просьбы Богородицы, все наставления Господа. И если мы сегодня хотим и верим в возрождение России, верим в Господа нашего, верим в заступничество и покровительство Богородицы - то кому, как не нам, пойти и установить этот крест! Пусть деревянный, не тот, что сделан был при Петре; пусть небольшой, всего 80 см высотой, но кто-то ведь должен это сделать...

В ПУТИ

С очень большими трудностями собралась группа людей. Нелегкий был путь, многие собрались, но не все дошли... Вместо 54 заказанных в поезде мест “Петербург-Мурманск” было занято всего 12 мест. Эти 12 человек отправились 10 июня из Санкт-Петербурга, вторая группа выехала спустя два дня. В нее вошли: православные скауты, о.Сергий Попов из храма Покрова Пресвятой Богородицы со своей маленькой дочкой Кристиной - удивительно стойкой, а также Светлана Павловна Гусарова, возглавляющая программу “Забытые храмы”, Георгий Константинович Крылов - директор института Океанологии, княгиня Эмилия Васильевна Волконская и другие добрые люди.

Мы сели в поезд и отправились в Кемь. Приехали туда рано, в 7 утра, зная, что никто нас не встретит, не будет в этот день никакого судна на острова. Но тем не менее отправились на пристань. И удивительное дело - у пристани стоял старенький, полуразвалившийся пароходик, который, как оказалось, может доставить нас на Соловки! Ни каюты, ни сидений это судно, в котором перевозили какие-то ящики, железки, не имело. Разместились мы между ящиками.

Путь до Соловков (60 км) катер должен был преодолеть за 2,5-3 часа, но Господь усмотрел все иначе - путешествие продолжалось... 9 часов, которые нас многому научили и на многое открыли глаза. Через 3 часа, когда судно было уже в открытом море, вдруг разыгралась буря, поднялись волны, хлынул дождь, и катер потерял ориентир. Те люди, которые много лет ходили этим маршрутом, потеряли дорогу и стояли в беспомощности, не зная, куда же им плыть. Тогда мы, пассажиры - а там были люди разных конфессий, так уж сложилась - мы стали каждый по-своему молиться, чтоб Господь указал путь. Я стояла на корме и молилась Божьей Матери: “Матушка милая, помоги дойти нам, не важна мне жизнь, но мы ведь выполняем волю Господню - то, что хочешь ты, Царица Небесная!”

Через какое-то время небеса снова прояснились, засияло солнце, Господь услышал молитвы и успокоил море. Белое море непредсказуемо, сейчас оно одно, через час - другое, и мы все верили, что Господь помог нам. Но тут выяснилось, что капитан нашего судна, человек мирской, неверующий, я не хочу никого упрекать, но он успел напиться и уснул. За ним уснул его помощник, за помощником - последний человек, который вел это судно. Всех их сразил алкоголь. И мы остались совершенно одни и не умели управлять этим судном, но нужно было что-то делать! Растолкать этих людей не представляло никакой возможности, и тогда один брат - Гавриил, православный - сказал: “Валентина, я пойду встану за штурвал, а вы молитесь Господу, может быть у меня и получится”. И он встал за штурвал, повел судно, а сзади лежали уснувшие пьяненькие наши “командиры”.

Я уж не знаю, как он вел его, но наше судно шло еще 3,5 часа. Мы проходили какие-то острова, плыли и плыли... И, удивительное дело, увидели остров, который до этого видели 3 часа назад. И один местный парень говорит: “Да, это Соловки, мы их уже проплывали , но ушли в море”. И когда осталось минут 15 до берега проснулись наши “капитаны” и сказали: “Вот, хорошо. Мы приплыли”. Взяли штурвал у Гавриила, причалили к пристани - и мы оказались на Соловецкой земле.

В МОНАСТЫРЕ

Сразу же отправились к о.Иосифу, настоятелю монастыря. И опять Господь приготовил нам испытание - как без этого! Оказывается, о.Иосифа в воскресенье срочно вызвали в Архангельск, и он уехал. Братия слышала о нас, но они не знали, что же с нами делать: принимать нас или нет. Тогда о.Герман, замещавший настоятеля, этот удивительный человек со светлым взглядом, посмотрел на меня и сказал: “Хорошо, пойдем”. Поселил нас в самом лучшем здании, там стояли двухэтажные нары, были матрасы, мягкие подушки, теплая печка. А мы так замерзли в этом море, что для нас это было чудом из чудес... Когда я ему сказала, что нам нужно на Анзер 13-го числа, в день памяти святителя Филиппа, он посмотрел на меня, как будто я говорю что-то такое странное и ответил: “Так не бывает. На Голгофу не всходят вот так: решил, и зашел. Это, если Господь позволит, Господь проведет. У нас люди неделями сидят и до Анзера не доходят, потому что море в том месте коварно. Молитесь, на все воля Господня”.

Мы остались в этом натопленном помещении, а я все думала: “Ну, почему же батюшка так говорит? Подумаешь, 8 км переплыть, мы вон 60 проплыли. И свеча у нас есть, которую сделали на подворье Коневского монастыря и крест оттуда. Коневский монастырь - Рождества Пресвятой Богородицы, так что сама Богородица устилает нам дорогу, иначе зачем мы здесь?”

Господь в этот день удивительно нас принимал. Не было у нас ни простынок, ни ложек, ни чашек... Я вышла за монастырские ворота, прошла по улице - не знаю для чего. Встречала местных жителей, они спрашивали: “Ты откуда, мать?” Я говорила, что у меня группа. Те давали нам постельное белье, кастрюльки... А одна женщина позвала свою подругу для того, чтобы пока мы идем на Голгофу, эта женщина бы нам готовила. Вечером у нас все было сварено, и картошки принесли. И дети бегали, к нам заглядывали - это было так удивительно.

Наши иноверные спутники (я уже говорила, что среди нас были не только православные) - они просто вдыхали этот священный монастырский воздух, эту благодать. Сестры надели платочки, хотя это у них не принято. Но они чувствовали, что это необходимо им, и они говорили мне: “Как хорошо, Валентина, что мы сюда приехали, хорошо, что Господь собрал нас здесь”.

ОЖИДАНИЕ

Настало утро следующего дня. В половине шестого я встала и пошла в храм. Хор монахов вознес к небесам утреннюю молитву. Не только голосовыми связками, а сердцем, душой: “Отче, Герман, моли Бога о нас. Отче, Савватий, моли Бога о нас...” Я видела слезы, льющиеся из глаз монахов, которые пели и молились.

И в моем сердце родились слова: “Господи, сейчас Ты рядом с нами и видишь сердце каждого из нас. Нет здесь места тем, которые лгут, притворяются, лицемерят. Слезы текут из наших глаз, и мы только говорим: “Господи, как мы любим Тебя! Мы благодарим Тебя, мучеников во имя Твое - за страдания, которые приняли они на этой земле. Теперь, находясь рядом с ними, мы видим так далеко, слышим так далеко: внимаем сердцем, а не разумом эту благодать...”

Когда я вышла из храма после службы, то ощущала себя плоть от плоти Христовой, я знала, что мы одно целое: эта братия, эти монахи, которые рубят дрова, носят воду. Они ходят рядом, наклонив головы, сосредоточенные в себе, я чувствовала их внутреннюю чистоту, свет. Они пришли сюда не спрятаться от жизни, от мира, а возлюбя мир, возлюбя нас. Пришли сюда, чтобы их молитвы за нас, за мир, были услышаны Богом. Из любви, а не из страха живут эти люди! Я вышла, и мне хотелось бежать к каждому монаху, целовать край его одежды. Потому что нет ничего прекраснее, чем послушание перед Богом!

12 июня. В этот день о.Герман прислал к нам трех монастырских трудниц. Они приходят ко мне и говорят: “Валентина, о.Герман благословил нас на то, чтобы мы показали вам Соловецкий остров, Секирную гору”.

Мы отправились на эту гору. Прекрасное, радостное с одной стороны место, а с другой - страшное место страданий и мучений. В СЛОН-лагере здесь был особый, жесткий режим. Дмитрий Сергеевич Лихачев рассказывал нам, что и на комариков здесь выставляли (комары, гнус буквально заедал обнаженных людей), сажали “на жердочку” - и если кто, обессиленный, падал с нее, над тем издевались, обливали холодной водой на морозе, избивали до смерти. Там есть лестница, ведущая от храма вниз, - 378 ступеней. Людей раздевали, привязывали к телу бревно и бросали с этой лестницы. Внизу было кровавое месиво. Сейчас эта лестница очень ветхая, по ней не разрешают спускаться, но Гавриил - наш православный брат - сказал: “Здесь убивали наших отцов, дедов, и я должен сойти”. Внизу он подобрал белый камешек, в который красными пятнышками впиталось что-то, похожее на кровь.

Трудницы, которые показывали нам остров, рассказывали, что когда в ГУЛАГе спрашивали верующих: “Как тебя зовут?” - то некоторые отвечали: “Бог знает”. Когда их же заставляли работать, они говорили : “Мы на Антихриста на работаем!” Все они погибли на Секирной горе.

* * *

13 июня 1998 года мы должны были отправиться на Анзер, чтобы поставить наш деревянный крест в алтаре Голгофо-распятского храма. Утром, когда я проснулась, то увидела, что все небо в тучах, всю ночь лил дождь, была гроза, бушевал ветер. Было очень холодно. И люди, которые хотели поехать, стали сомневаться: “Валентина, зачем? В нормальную-то погоду нужно плыть три часа, а сейчас волны до шести метров! Нам не переплыть этот пролив!” Я ходила по монастырю, просила всех помолиться о нас. Подошла к матушке, которая оказалось мамой о.Иосифа - настоятеля монастыря, приехала сюда погостить. Стала и ее просить: “Матушка, милая, помолитесь за нас, нам нужно плыть, я знаю, что Божия Матерь этого хочет. Посмотрите, какие тучи, ведь они побоятся везти нас, эти люди, у которых лодка”. Она посмотрела на меня с улыбкой: “Поплывут, все будет. Верь, и все будет”. И ушла. Я была на грани отчаяния: “Как же мы, беспомощные, слабые, можем развести такие тучи?!”

А в этот день был крестный ход в честь праздника святителя Филиппа, очень почитаемого на Соловках. Я присоединилась к нему уже в полной безысходности, потому что лодочник сказал: “Я не повезу вас, мы не доплывем. Не потому, что боюсь, но я не хочу идти на смерть”. Я обиделась на него: “Вы не хотите, вы думаете, нам просто так туда надо...” А он только головой покачал... Я шла с крестным ходом и не знала, что же делать.

Прошли половину пути, встали на молебен у Святого озера. Батюшка Герман взывает к Господу, берет крест, освящает это озеро и благословляет всех нас святой водой. Как только капельки воды коснулись нас, я буквально ослепла, потому что выглянуло солнце. Как оно пробилось, как разошлись эти тучи?! Это было чудо. Все посмотрели на небо и стали еще торжественнее славить Господа, Его угодника святителя Филиппа. Когда мы совершили полный круг вокруг Святого озера, то на небе не было ни одной тучки. Стало жарко, все поснимали свои одежды. Побежала я искать лодочника. Люди все смотрят на меня: “Валентина, вы еще не уехали?” А я сижу и плачу, потому что лодочник-то куда-то пропал. И тогда я сказала себе: “Что делать, ну, не сегодня... Если не мы, то другой кто-то этот Крест поставит”.

И пошла я к знакомым скаутам из Питера: “Голубчики, прошу вас, возьмите этот крест и сделайте то, что мы не успели сделать. Вы будете здесь дольше, чем мы, у вас есть батюшка, сделайте это”. Тут подходит о.Герман, говорит:

- Ну, видишь, все хорошо, как ты хотела!

А я уцепилась:

- Батюшка, дайте нам ваш корабль, наш лодочник куда-то ушел, и мы не можем плыть!

- Валентина, корабль загружен. Тебе сказали, что все будет. Ты жди, не бегай никуда. Господь для тебя тучи развел, а ты впадаешь в панику, везде бегаешь, падаешь перед всеми на колени. Где твоя вера, родная?

Тут я подумала: “Господь явил ко мне такую милость, а я не могу 30 минут подождать человека...” Поворачиваю голову - бежит этот Степан, лодочник:

- Прости, прости, мать, я, как солнце-то выглянуло, пошел и посудину приготовил, и к тебе вот бегу...

Отец Герман посмотрел на меня. Я тут склонилась перед ним: “Прости, отец, не верим даже, когда явно бывает явлено!” Подошел о.Сергий из Петербурга, я говорю: “Батюшка, поедем с нами, сейчас никого больше не найти”. А отец Герман говорит: “Если бы я сейчас не служил, тоже бы поехал с вами. Господь мне говорит, как это важно, но я не могу”. И о.Сергий согласился.

НА ПУСТЫННОМ БЕРЕГУ

И вот мы, 10 человек, поехали с благословением. Добрались на старенькой машине до пристани, сели в лодку, завели мотор. Радостные, счастливые. С о.Сергием была его маленькая дочка. Он так верит Господу, что взял в это опасное путешествие свое любимое дитя. Была с нами еще одна мусульманская девочка Фатима.

Пролив одолели за три с половиной часа. Вышли на анзерский берег, на необитаемый ныне остров. В небе ни тучки, птички поют, рыба плещется. Кострище, домик стоит у берега. На кострище старая решетка, я спрашиваю:

- Откуда решетка?

- Из лагеря. Этой решеткой запечатаны были окна храма, чтобы заключенные не могли бежать.

Странно, а куда здесь бежать арестантам? Везде море. У решетки гвоздь торчит. “Степан, - говорю, - вытащи мне этот гвоздь, я заберу его”.

Взяли крест и пошли, а на берегу трое из нас осталось. Потому что идти трудно - воды по щиколотку везде, поздняя весна в этом году на Соловках. Пошли мы 5 православных душ и 2 мусульманские. Поднимаемся на Голгофу. И вдруг еще одно испытание: на небе снова тучи, хлынул стеной дождь. Подошли мы к дереву, и мне говорят: “Валентина, постой, пока дождь не кончится”. А у меня почему-то слезы, взяла и пошла: авось не бросят с крестом, кто-то за мной пойдет. Не бросили - пошли, а потом снова выглянуло солнце и не одной дождинки.

И вот явилась нам Голгофа, Голгофо-распятский храм на самом верху. Ветхие ступеньки, разрушающийся красный кирпич. У алтарной части в глаза бросается записка: “Освящено в 1993 году 18 мая. Не входить!” И перегородка. Батюшка облачился в свои одежды, поставил крест... Полтора часа читал молитву. Что там происходило, Боже мой, в этом разрушившемся здании?! В этом храме, где нет уже ни одной иконы, фрески все ободраны. Святой дух был рядом с нами, все Соловецкие святые, мученики - они стояли рядом, молились рядом с нами... Потом батюшка сказал, что он никогда такого ни на одном служении не испытывал.

Горели свечи, и звучала молитва о возрождении России, о мучениках за имя Христово. Затем мы спустились вниз, прямо к часовне, где Божия Матерь явилась схимнику Иисусу. И с удивлением увидели новую часовню. Оказывается, какой-то архангельский мужик был здесь три года назад. Никто не знает, почему приезжал он сюда, в такую даль, - со своими людьми, инструментом, стройматериалом... В обновленной часовне внутри стоит старый Крест. И ни одной живой души на острове...

Помолились мы и здесь. Дочка у батюшки устала, и они остались. А мы отправились к Свято-Троицкому скиту. В этом скиту земля приняла много-много священников, и не только православных. Там захоронены 25 католических ксендзов, протестантские пастыри и много верующих мирян. Потом вернулись к часовне. Я устала страшно, легла на крыльцо и думаю: “Все, пускай меня здесь оставят, не могу никуда больше идти! Теперь можно хоть помереть”. Закрыла глаза, и что-то такое произошло, встала я с чувством, будто заново родилась. Такое ощущение, что сама Богородица погладила меня по голове, и все прошло. Была прекрасная белая ночь: все светится, каждая травинка поет, соловьи поют, а мы идем к своей лодке. Забрали людей, сели и поплыли назад. Это было 14 июня.

Такой полет был в наших душах, что девочка Фатима говорит: “Валентина, я ничего не пойму, но здесь так хорошо! Может тело мое устало, но душа летит, я не чувствую своего тела!” Это ощущали все.

Мы приплыли к Большому Соловецкому острову, приплыли братьями и сестрами - мудрыми, добрыми, светлыми. Идем к нашей машине - о, Боже! Огромный валун весом килограмм в 150 пробил стекло кабины и помял весь капот. Господи, Ты хранил нас... Степан - обыкновенный мужик, неверующий - не заругался, а спокойно сказал: “Идите пешком, тут недалеко”. И стал выметать осколки стекла.

Пришли в монастырь, собрали вещи. Надо было уезжать, хотя и не знали, на чем. Ведали, что уедем. Господь научил уже нас. Когда я узнала, что ни одно судно не плывет на “большую землю”, я даже не огорчилась - верила! Вдруг приезжает Степан на каком-то маленьком мотоцикле: “Садись, поехали. Я с одним капитаном договорился, он не должен сегодня плыть, но вас отвезет. То, что я увидел, - мне больше других доказательств не надо!”...