ПУТЕШЕСТВИЕ В КАРГОПОЛЬ


ТАЁЖНЫЙ ЧЕЛОВЕК

Уже многие десятилетия православная вера в нашем народе держится на женщинах, а мужчины оказываются в стороне. Многие объясняют это тем, что женщины более склонны к чувствам, поэтому им легче противостоять рационализму нынешнего века. Может быть, и так. Но я бы объяснил проще: вера в Бога в общественном сознании стала считаться "слабостью", "бессилием перед силами природы". А мужику - ну никак нельзя быть "слабым". По нему так лучше цинизм, матерщина, пьянство - это нынче стало вроде мужской доблести. Вот и прячет он за этой напускной бравадой свою живую душу - чтобы не показаться кому-то "смешным"...

А ведь раньше русский человек был силен именно верой, потому что вера - и есть сила. В семье мужчина был хранителем нравственности, в обществе - твердыней устоев. Цинизм среди мужиков презирался как душевная слабость, как блажь. Так было - знаю это по рассказам матери о старом деревенском быте, по воспоминаниям других людей. И так есть... Сколько замечательных людей довелось встретить на нашем Русском Севере! Вот и в Каргополе недавно, прямо сказать, отдохнул душой.

Свои и пришлые

Бегая по разным делам, не сразу обратил внимание, а потом весьма удивился: за несколько дней в Каргополе ни разу не слышал привычной уху матерщины. Молодежь на улицах вежлива, обращается на "вы". Поделился этим открытием в редакции местной газеты "Каргополье", и там согласились:

- Да, народ у нас хороший. И в школах прекрасные учителя. Вот в педучилище есть преподаватель Дружинин, увлек ребят богатырскими игрищами - сами делают кольчуги, шеломы, турнирное вооружение, бьются чуть ли не до крови, ходят все с ушибами и ссадинами. Нравится мальчишкам. Всей дружиной решили бросить курить, говорят, предки наши не знали, что такое табак. Изучают традиции, православную веру. А недавно ездили в Котлас, там такая же боевая дружина есть - скрестили, как говорится, мечи. Всяко лучше, чем наркоманить и в подворотнях тусоваться. У нас и преступность сравнительно небольшая.

- А я слышал, у вас тут разбой на дорогах, - позволил я себе усомниться. - Говорят, какой-то парень машину на дороге остановил около села Архангело, водителя убил, труп в колодец бросил.

- Да, было ЧП. Мы об этом писали. Только это не наша, а московская "разборка" - один за другим гнался, чтобы долг стребовать, и в нашем районе они столкнулись.

Удивился я: московские группировки уже и сюда добрались. А чего тут делить, в этом таежном углу? "У нас давно тайгу делят, поскольку ничего ценного больше здесь нет, - усмехнулись в ответ. - Московский предприниматель Ким уже гостиницу с сауной в лесу построил для иностранцев, любителей поохотиться. Уже и угодья в аренду взял вместе с лосями, медведями и прочим зверем. Правда, местное охотничье общество не захотело лес отдавать, и лес ему не достался. Как дальше повернется, неизвестно. Москвичи-то вооруженные, и наши мужички тоже с ружьями... Если интересно, порасспросите Стукова, председателя охотничьего общества, он у нас ответсеком работает".

В кабинете ответственного секретаря на этажерке три фотографии: Ельцина, Зюганова и... Святейшего Патриарха Алексия II. Рядом патриотический плакат - атомный ракетоносец на стапелях северодвинской "Звездочки". Вопрос о московском бизнесмене Александр Стуков встретил настороженно:

- Да что, на нем разве свет клином сошелся? К нам разные приезжают. Вот Михаил Орловский - тоже из Москвы, но приехал сюда не за выгодой, а традиции возрождать, старую веру. У нас край старообрядческий, еще на моей памяти скрытники по деревням сидели. Так что с ним-то интересней вам поговорить. Встречали, поди, на улицах человека в черном, длинная борода, за пояс заткнута - так это он.

- А вы с ним хорошо знакомы?

- Заходил однажды: "Вот вы, брат Александр, охотничье общество возглавляете, лес знаете, а где тут у вас самый экологически чистый участок?" Оказывается, решил он в лес податься, скит там устроить. Я его со своим сыном свел, он главным лесничим работает, и вместе мы решили, что лучше озера Полозера места не найти. Это в 18 километрах от Каргополя - такое круглое озерцо, очень рыбное. Деревня Кучепалда там была - дома по всему берегу стояли, вкруговую. Так что можно бесконечно было ходить по ее улице и думать: "Какое село большое, не кончается!" Но вот кончилось - дома там стоят заброшенные, и часовня пустая. А ведь еще недавно люди там жили, я в кучепалдский магазин мясо сдавал, когда лосей отстреливал.

Ну, место для скита прекрасное - и дома есть, и даже часовня. Да только он не захотел, мол, все равно там люди появляются - углубился дальше в тайгу. Решил поставить часовню, избушку и две бани - для себя и для "мирских", для гостей то есть. Нашел мужика, который умеет по-старинному, в лапу, срубы ставить. Нанял других работников. Да только они пьяницами оказались, трактор с бревнами в болоте утопили. За четыре года одну только избушку и поставил наш скитник. Одно слово, москвич... Мы вот с сыном и еще одним мужиком за два отпуска большой дом подняли, помощи ни у кого не просили. А он сам не знает, чего хочет. Теперь решил часовню в самом Каргополе строить - на мыску у реки Онеги. Там раньше сплавучасток был, разорился, вот ему и отдали. Но тоже что-то дело не движется, хотя лес у него есть и деньги тоже.

- А какого он согласия - поморского, федосеевского, филипповского? - решил я блеснуть эрудицией.

- Дак я в их разделениях не разбираюсь, - пожал плечами Стуков. - Нынешним летом проводилась у нас Международная конференция по старообрядчеству, приезжали из США, других стран. Был и благочинный архангельских старообрядческих приходов отец Лукиан. Так вот он Михаила за своего не признал, мол, не настоящий старообрядец. А потом был еще казус. Михаил сцепился с другим докладчиком - работником нашей районной администрации, заведующим связями с общественностью. Он, кстати, в прежние времена был в райкоме завотделом по идеологии и на конференции сказал, что моральный кодекс КПСС изначально был основан на христианских заповедях. Михаил, конечно, не стерпел, стали спорить - дело закончилось чуть ли не дракой на главной площади Каргополя. Там их милиция и забрала. Правда, разобравшись, сразу отпустила.

Прыжок через Онегу

- Родом я с Верхней Тоймы, - начал рассказ Александр Евгеньевич, - с детства в лесу. Карту составил тоемского лесничества, и меня сразу хотели туда принять. Но жена уговорила поступить учиться. Она вообще охоту недолюбливает, приходится даже хитрить с ней: мол, видишь, я не пью, не курю, поэтому надо же мне как-то стресс снимать? Хотя дело, конечно, не в этом. Просто люблю лес, а ходить туда без ружья - прогулка получается. Во всем смысл должен быть.

В общем, направили меня в партшколу учиться, потом - пять лет редактором. А потом завели на меня партийное дело за злоупотребления. Кто-то видел, как из редакционной машины тушу лося выгружали. Это я машину нашей техничке дал, для мужика ее, добычу из леса вывезти. С редакторов сняли, но из газеты уходить я не стал - прикипел уже душой.

- И крестились тогда же?

- Свободному человеку кто запретит? А о Боге я и раньше думал. Ведь сколько было случаев и на охоте, и за баранкой машины... Один случай произошел прямо здесь, в городе. Прохудился в моей машине глушитель, снял я его и во время обеда понес к знакомому сварщику. За час, думаю, как раз обернусь. Живет он на другой стороне Онеги, так что путь лежал по льду. Смотрю, тропинка вытянулась этаким горбиком, а лед с обеих сторон подсел, потемнел от солнца. Весна была. Пошел я и слышу, что за спиной хлюпнуло - лед провалился. До берега уже далеко, а впереди еще хуже. И вдруг я сразу понял, куда вляпался и что сейчас произойдет, - конец мне настал. Сам не ожидал, взмолился Богу: "Господи! Не оставь!" И побежал вперед по горбатой склизкой тропинке. Справа-слева льда почти нет, только эта узкая натоптанная полоска еще не успела растаять. Обламывается она под ногами - и тут, удивительно четко это помню, какая-то сила подхватила меня и по воздуху понесла. Я только ногами перебираю, чувствую, что под ногами уже ничего нет. А рядом со мной - Кто-то невидимый. Незнамо как оказался я на другом берегу. Стою, под мышкой глушитель держу. Про трубу эту совсем забыл... Сварщик, когда ему рассказал, мне не поверил, что я по льду добирался - уже почти месяц там никто не ходит, все ведь растаяло.

- И на охоте, говорите, тоже случаи были?

- На охоте? - собеседник мой вдруг замкнулся, перевел разговор на другую тему. - Я, знаешь, уже три года лицензию на медведя не беру. Однажды медведицу убитую рассматривал, и тут до меня дошло: лапы-то у нее человеческие, пять пальцев, и груди совсем как у женщины. А я ее убил. В другой раз олениху освежовывал, внутри два эмбриона обнаружил. Получается, сразу три жизни загубил... У нас с друзьями так повелось: убьем крупного зверя и пока не помянем, водки не выпьем - до тех пор не охотимся. Друзья у меня отличные, один следопыт, другой отменный стрелок, так же, как и я, не курят, не пьют. Но вот в таких случаях приходится "принять на душу"...

Не удержался я, чтобы вставить:

- В таких случаях уместней, наверное, молитву прочитать?

- Да как-то нет этого среди охотников. В черта еще как-то верят, а дальше вера не идет. Слышали, наверное, про такой обычай - если заблудился в лесу, то одежду наизнанку выверни, сапоги наоборот обуй, они тогда "сами" выведут. Со мной тоже такое было. Закружило однажды по болоту - ну никак не выйти. Как же так, думаю, ведь я сюда посуху зашел, а сейчас хожу по кругу и везде одна топь, что за чертовщина! И решил я испробовать этот старый охотничий прием: фуфайку вывернул, сапоги переменил. Ну и... вышел. Бес попутал - бес и отпустил.

- И под дудку свою плясать заставил!

- Что верно, то верно, - согласился задумчиво охотник. - Может, в нем и силы никакой нет, и мы сами ее страхами да суевериями питаем? Вот про лешего сколько страшилок напридумано, всякой мистики. А может быть, леший - обычное животное, только неизвестное науке?

И наш с Александром Стуковым разговор пошел о вещи совсем уж неожиданной - об эволюционной теории Дарвина. Известно, что по этой теории древний человек, неандерталец, произошел от обезьяны, затем переродился в кроманьонца и так далее - пока не стал венцом природы. И о том будто бы свидетельствуют найденные черепа тех полулюдей. А что если все иначе: человек был сам по себе, и другие твари Божии - неандертальцы, кроманьонцы, питекантропы - были отдельными видами животного мира? Были - и наверняка где-то сейчас еще живут?

И рассказал мне Александр Евгеньевич историю - целую эпопею, - правда, пока еще не оконченную.

Случай в Соснино

- Началось это в 90-м году. В семи километрах от Каргополя в местечке Соснино стояли военные - строили дорогу на Пудож. Там служил старший лейтенант, мой знакомый, и он однажды говорит: "Слушай, Сань, у нас снежный человек объявился. Ты охотник бывалый, что скажешь на это?" А я много слышал о снежном человеке, но все равно за шутку принял. "Да нет, правда, - говорит, - дежурный по автопарку видел, как в окно заглядывает физиономия, вся в белой шерсти. Наутро пришли сменить солдата, а тот слова выговорить не может, напуган". Потом это забылось, но в том же году, 26 декабря, другой солдат столкнулся с каким-то существом в казарме. По его описанию, это что-то вроде орангутанга высотой примерно два с половиной метра. "Он схватил за плечо и, мне показалось, хотел позвать с собой, - вспоминал солдат. - Тогда я закричал, вырвался и выбежал в коридор. Больше ничего не помню". После той "встречи" солдат три недели находился в состоянии глубокой депрессии.

Прошел месяц, и сведения об этом "госте" поступили, можно сказать, уже из компетентных источников. Звонит нам бывший начальник милиции Николай Иванович Пилипец, пенсионер, который там, в военной части, подрабатывал юрисконсультом: "У нас снежный человек побывал!" Хватаю я фотоаппарат, и едем туда. В казарме перепуганные солдаты, и офицерам, видно, тоже не по себе. Опрашиваем мы свидетелей, на магнитофон записываем - солдаты рассказывают, заикаются. Чувствую я, что они не притворяются, так подстроить невозможно. Пока совсем не стемнело, отправились мы с Николаем Ивановичем, старым оперативником, по следу. Следы большие - 55 сантиметров длинной, четкой цепочкой уходят по сугробам к карьеру и дальше в лес. Осадка у тех следов не более 20 сантиметров, а мы идем - в снег по колено проваливаемся. Не случайно его "снежным человеком" называют, ведь по сугробам как по асфальту бегает! Идем дальше, видим волчьи следы, которые резко повернули назад: волк прямо-таки отпрянул, наткнувшись на следы того "снежного человека". Удивительно, ведь волк даже человеческие следы переходит без страха, а тут не посмел.

Вернулись мы в военную часть, обследовали другие следы - на крыше чайной, на которую "гость" влез по сосне, на крыше казармы. С нее, с трехметровой высоты, он сиганул вниз, а потом совершил двухметровый прыжок из глубокого снега на расчищенный тротуар. Человеку такое не под силу.

А вот что происходило в казарме. Свидетельства солдат и офицеров я записал на магнитофон, так что их можете в точности воспроизвести...<

Из показаний дневального А.Аширова: "Я стоял у тумбочки с телефоном, напротив входной двери. Часа в два ночи напротив меня вдруг появился белый человек ростом под потолок. Шаги беззвучные, как босиком ходят. Рядом с ним был детеныш, с метр высотой. Но когда я увидел лицо, то понял, что это не розыгрыш. Было в нем что-то страшное, поэтому я закричал и побежал в спальное помещение искать дежурного сержанта Комарова... Открыли дверь и видим, что в коридоре действительно белый призрак, а маленький уже сидит на тумбочке и хнычет. Тогда дежурный поднял всю роту. Ребята повскакивали с кроватей... Вдруг дверь открывается, и эта образина сама к нам заходит. Мы все сбились в углу возле телевизора. А белый великан подошел к печке и стал издавать звук то ли "у-у", то ли "фу"..."

- Вообще, гость вел себя добродушно, - комментирует Александр Евгеньевич эту запись. - Я так полагаю, что он приходил за помощью. Но об этом после, а вот еще одно свидетельство...

Показания рядового Д.Рахимова: "Я спал, когда дежурный поднял роту... Вышел в коридор, как сразу за дверью уткнулся лицом во что-то мохнатое и теплое. В нос ударил тошнотворный запах протухшего мяса. Поднял голову и увидел заросшую волосами морду. Взгляд угрюмый... На тумбочке ерзал детеныш и хныкал так, как маленькие дети плачут. Больше ничего не помню. Очнулся уже в кровати. Ребята уложили".

Александр Евгеньевич продолжает свой рассказ:

- Парень этот, Рахимов, уже дембель был, физически развитый, боксер. Психика здоровая. Но после той встречи два месяца лечился от заикания, медики с ним работали. Разве так можно притвориться? И другие солдаты тоже пережили стресс, пришлось звать на консультацию главврача района. Я потом спросил начмеда Землянского, может, ребята наркотиками кололись, вот и пригрезилось? Он ответил: "Во-первых, я сразу это определил бы, потому что сталкивался с наркоманами, когда был в Афганистане. Во-вторых, при галлюцинациях видения не могут быть одинаковыми. Я сам всегда скептически относился к подобным россказням, но..." Офицеры провели свое расследование, нашли шерстинки на тумбочке, на которой детеныш ерзал, и на чердаке. Впоследствии я передал те образцы московским зоокриптологам, и они сделали спектроанализ. Они идентичны тем образцам, что найдены в Гималаях и в других местах, где видели "алмаста" (так там называют нашего "снежного человека"). Отличается только цвет: там они коричневые, а здесь белые. На чердаке нашли что-то вроде лежанки, помет, всякие проволочки и магнит от динамика с прилипшими бутылочными пробками и прочими железками. Видимо, теми пробками играл детеныш.

Я так думаю, что мать того детеныша погибла в лесу, и самец приносил ребенка в казарму, чтобы покормить. Там на помойку солдатскую кашу, консервы выкидывали, и вообще в части было чем поживиться. Может быть, ребенок болел, и требовалась помощь... Тут что угодно можно предположить.

"Страхолюдина"

- Об этом происшествии, наверное, много писали?

- Да, - отвечает Стуков. - В "Комсомолке" статью назвали "Пусть считается пока - сын полка", в "Правде Севера" такой заголовок - "Снежная женщина играет в прятки", в "Волне" - "Визит снежной мамы". Кто-то написал даже, что это пришельцы из космоса. В целом отнеслись несерьезно. Сенсация прогремела и сразу забылась. Но вопросы-то остались: что это за существо, что дает его открытие для понимания природы, сотворения нашего мира?

Сенсация отгремела, а "гость" продолжал наведываться в военную часть, об этом говорил мне санинструктор из первого батальона. Вообще, как объяснили приезжавшие сюда московские ученые, свидетельств об этих "неандертальцах" на удивление очень много. У нас, на Севере, их видели в Вологодской области, на Кольском полуострове, в Карелии, в Коми-Пермяцком и Ненецком автономных округах. На Карельском перешейке вроде бы нашли даже их стоянку. Есть охотники-промысловики, которые рассказывают, как он выручал их в тайге в экстремальных ситуациях. Чаще всех, наверное, с ними сталкиваются именно охотники, но молчат - страх держит. Ведь как все может происходить? Видит мужик перед собой эту страхолюдину, стреляет, потом еще больше пугается - человека убил! Ведь они очень похожи. На душе муторно, и никому не рассказывает... Правда, бывало иначе: до революции в Сибири один урядник сделал все замеры "чудища", убитого именно охотниками. Случай тот подробно описан.

- И все-таки, как им удается прятаться от людей? - поинтересовался у Стукова.

- Видимо, есть у них что-то вроде телепатии. В природе такое распространено: например, змеи умеют так смотреть, что весь деревенеешь. В лесу я не раз ощущал на себе: кто-то смотрит на меня так, что становилось не по себе, и хочется это место быстрее миновать. Тут никакой мистики - все естественно. Вам, наверное, тоже приходилось чувствовать на себе взгляд зверя, знаете это чувство?.. И вот эти "снежные люди" тоже умеют нагонять страх. Сказки про леших ведь не на пустом месте возникли.

После нашумевшей "сенсации" решил я все-таки в этом разобраться и организовал две большие экспедиции. В одной из них пошел с Александром Петровичем Карелиным, главой администрации Кречетовского сельсовета, это самый дальний у нас, глухой, угол. Там необычные истории происходили. Водил он архангельских ягодников на болота, и вот один из них вдруг пошел куда-то, будто сила какая потянула. Пока он не догнал, за плечо не схватил, не отвернул - тот все убегал. Вот зовет его голос на этот остров, и все... А перед островом непроходимое болото. С экспедицией обшарили мы этот остров вдоль и поперек - и нашли огромные следы "снежного человека", а рядом медвежьи. Та же картина, что в Соснино: медведь шел, как увидел эти следы, так сразу в сторону повернул. Когда мы ходили по этому острову, вдруг такое ощущение на нас навалилось, такой страх, что племянник Александра Петровича сбежал с болота. А перед этим все подсмеивался над нами...

Такое вот это чувство страха... Другой случай рассказал мне профессор медицины Архангельского института Николай Николаевич Алеутский. Он со студентами собирал в лесу травы, и столкнулись они с медведицей, она за ними погналась разъяренная. Студенты закричали на весь лес, побежали к озеру, где лодка их стояла. Вдруг слышат сзади душераздирающий рев. Николай Николаевич оборачивается: огромный "человек" стоит, весь лохматый, медведицу взял за загривок, потом перехватил за лапы, в воздух поднял и разодрал на две части. На его глазах, можете представить. И вот профессор после этого заболел, и помощник его, студент, тоже. Так эта встреча повлияла.

Или вот загадочная смерть нашего охотника Бориса Дмитриевича Брянцева. Опытнейший был таежник-промысловик, положительный человек. Жил в деревне Лекшма, путик его был в урочище Сороковка. Вдова его мне потом рассказала. Пришел он однажды из леса сам не свой, растерянный. Только и сказал: "Все, бабка, выживать меня стало. Нету там барсука". На печь залез и молчит. А потом проговорился: "Зверя, бабка, еще такого не видывал. Не медведь, не лось, не росомаха. Страшный, весь лохматый и большой. Шел так, что болото кулькало и зыбилось". Прошло время. Трижды звонил старый охотник своему племяннику в город, в лес звал, что-то хотел ему показать. Сейчас этот племянник себя корит, почему тогда не поехал. Потому что вскоре охотник наложил на себя руки. Всех это потрясло, ведь был такой положительный человек...

Вот ведь бес попутал. Я так думаю, что он выследил того зверя, убил его, а потом совесть замучила или не в себе был. Конечно, напрасно он руки-то на себя... Зачем так было убиваться? Ведь это все-таки животное, хоть и смышленое, и разве вина охотника, что он сразу не разобрался. Хотя... я сам бы, наверное, этого зверя не стал убивать.

Образ и подобие

На этом история, рассказанная Стуковым, заканчивается. Мне же показалось: что-то, весьма важное, осталось недоговоренным. Вообще откуда весь этот ажиотаж вокруг "снежного человека"? В чем, собственно, сенсация? А в том, что будто бы где-то обитают неведомые нам ЛЮДИ. Но кто, когда, почему решил, что эти "алмасты", "йети", "снежные человеки" и в самом деле люди? Да, судя по описаниям, они похожи на нас. Но ведь и обезьяны так же похожи - и все-таки они не люди. Человек носит в себе образ и подобие Божие, но этот образ не означает, что у Бога два глаза, две руки и так далее. Бессмертный образ Божий совсем в другом...

- Да кто ж спорит? - согласился охотник. - Если присмотреться, то все лесные обитатели схожи с нами - тоже два глаза, две "руки", два крыла. Даже в устройстве насекомых много конструктивных особенностей, которые есть и в нашем теле. А медведи? Ведь как они похожи на нас!

И тут мы пустились с Александром Евгеньевичем в научные дебри. Я вспомнил слова одного ученого, академика. Он говорил, что Господь творил живой мир по одному проекту, из одних и тех же "запчастей". И это подтверждает искусственное сотворение мира, а не естественное его происхождение. Он приводит такой пример: если бы животные происходили от одного общего предка, то все эти схожести между ними - одинаковое строение рук, лап, крыльев - происходили бы из аналогичных эмбриональных клеток. Но у многих видов эти "одинаковые" конечности развиваются из разных зародышевых клеток при участии разного генетического материала! То есть руки-лапы одинаковые, но их происхождение настолько разное, что не могут принадлежать одному биологическому виду.

- Я не ученый, - заметил Стуков, - но тоже могу делать выводы из фактов. Нет, конечно, "снежный человек" никакой не человек.

- А много вы собрали фактов?

- Нашел 15 очевидцев. Некоторые видели этого зверя еще в 30-х годах, а в 32-м его будто бы даже поймали, потом приехали солдаты, посадили в клетку и увезли в Питер. И приказали никому не рассказывать. Это все надо проверять. Сейчас веду исследования, смотрю архивы. Жена надо мной смеется...

А вообще, если честно, то времени не хватает.

*   *   *

О чем-то вспомнив, Александр Евгеньевич усмехнулся, взял со стола газету, протянул мне:

- Нынче у нас в лесу другие пришельцы объявились. Поопасней будут. Вот гляньте, свежий номер "Правды Севера".

На первой полосе областной газеты - заметка Стукова о том, что каргопольское охотничье общество не хочет отдавать таежные угодия московскому предпринимателю Киму, что ситуация грозит вооруженным столкновением.

- Вы на заголовок гляньте, - подсказывает автор, - это в "Правде Севера" коллеги удружили, придумали за меня.

Читаю: "Каргопольские охотники вышли на тропу войны".

- Да, задиристо...

- Да это просто объявление войны! - сжимает кулак Стуков. - Подпись-то моя стоит, хотя заголовок не мой. А накануне заходил ко мне Ким собственной персоной и сказал: "Есть два варианта - один хороший, а другой плохой". И получается, что вот мой ответ... Тропа войны. Ну да ладно, дело житейское.

Разговор наш расстроился, и я начал собираться. Александр Евгеньевич вызвался проводить - каргопольские улицы плохо освещаются, приезжему легко заблудиться. Шли мы в молчании. Расстались также молча. До сих пор в моей руке его крепкое рукопожатие.

Михаил СИЗОВ

1998 г., газета «Вера»-«Эском», № 323


назад

вперед



На глав. страницу | Оглавление выпуска | О свт.Стефане | О редакции | Архив | Форум | Гостевая книга