3 

   Здоровье, быт


ВСЕ ВСТАЛИ ПРОТИВ

Коми люди веками занимались сельским хозяйством, охотились, рыбачили. Поэтому нужны были крепкие руки и умные глаза. Крестьяне больше всего уважали человека за трудовые успехи. В Коми земле, как и в других районах Севера Европы, крестьяне всегда были против пьянства. Они хорошо понимали его вред. Поэтому у коми крестьянина самым крепким алкогольным напитком было пиво /сур/. Крестьяне были против крепких напитков. В 1648 году в Удорской волости Яренского уезда было решено открыть кабак. Но удорские крестьяне “не дали открыть кабак и выгнали из волости содержателя кабака”. Крестьяне даже обещали платить дополнительный налог (возместить государству убыток от непродажи водки), чтобы только не открывали кабаки. Правительство выполнило просьбу удорских крестьян и в 1650 году царь написал указ: “В Удорской волости кабаки не открывать. Вместо этого крестьяне будут платить казне сто рублей в год”.

По поводу закрытия кабака обращались крестьяне Усть-Вымсой вотчины Вологодскому архиепископу. Они просили помощи, чтобы “из-за распития вина окончательно не обнищать”. Против кабаков же встали и крестьяне Лузской Пермцы. Они просили правительство, чтобы в Лузской Пермце закрыли кабаки и вперед не торговали “крепкими привозными напитками”. Крестьяне писали, что после открытия кабаков и торговли вином многие обеднели, залезли в долги. Некоторые на вино тратят много денег и поэтому не могут платить налоги со своего хозяйства. За них приходится платить другим. “И поэтому мы совсем погибаем”. В Лузской Пермце дело дошло до того, что “в Объячевском приходе сломали дом, где продавали вино”.

Против распития вина боролись по разному и многие столетия. В конце 19 века начали гнать самогон. Народ также встал против самогоноварения. Вот документ от 30 января 1899 года, где сказано, что крестьяне Межадорской волости да Усть-Сысольского общества, беря во внимание большой вред от самогоноварения, собирали сельский сход. Было отмечено, что самогон ухудшает здоровье, нарушает семейную жизнь, может привести человека до преступления. Из-за пьянства крестьяне теряют дорогое время. Смотря на родителей, дети с детства привыкают к вину. Много вреда самогоноварение приносит крестьянскому хозяйству, разоряет его. Сельский сход единогласно решил: “... с настоящего времени крестьянам нашей волости и общества, с селом Чухлом, самокурного вина не варить. В случае же если кто позволит себе это сделать, то кроме взыскания с него по суду акцизным ведомством, он должен будет понести наказание по обществу, а именно: уплатить в той же сумме, как по суду, штраф в пользу имеющегося быть образованным в обществе особого благотворительного капитала. Все старые самокурные принадлежности, как-то горшки, ружейные стволы, корыта и тому подобное, обязуемся уничтожить ныне же. А кто этого не сделает, тот будет подлежать тому же наказанию, как сказано выше. Исполнение своего приговора обязательно для всех жителей Межадорской волости с 1 февраля 1899 года”. Этот документ был подписан на сходе всеми крестьянами (всего 236 человек).

Почин межадорских крестьян поддержали власти уезда и губернии. Решение схода даже было опубликовано в газете “Вологодские губернские ведомости” за 10 марта 1899 года. Поддержали и крестьяне других волостей. Значит, можно сказать, что борьба коми крестьян против винопития и самокуроварения была дружной и решительной. В конце 19 века и в начале 20 века в Коми край приезжали ученые и государственные деятели П.Вологдин, С.В.Мартынов, Ф.Арсентьев да другие, которые с хорошей стороны отмечали трезвую жизнь коми крестьян. Доктор С.В.Мартынов писал: “В деревнях по Ижме водку пьют очень мало и вином тайком не торгуют. Даже на свадьбах гостям подают не вино, йовва. Если во время религиозных праздников почти во всей России пили 2-3 дня, то здесь этого нет”. Так было по всему Коми краю.

М.А.МАЦУК, доктор исторических наук

 

   назад    оглавление    вперед   

red@mrezha.ru
www.mrezha.ru/vera