БЕСЕДА Сыктывкарская
епархия: (Редактор нашей газеты беседует с епископом Сыктывкарским и Воркутинским Питиримом) Ред.:Владыка, первый вопрос к вам – как епархия готовится к встрече юбилея 2000-летия Рождества Христова? Еп. Питирим: В юбилейный год мы планируем проведение различных конкурсов – среди школьников – на лучшее сочинение, детский рисунок, среди живописцев республики. Состоятся фестивали, постараемся на каждый Господский праздник проводить встречи с широкой аудиторией. В целом план уже выработан – в нем расписано все, что касается крестных ходов, издательской деятельности, установки крестов в сельской местности. А детально планы, я думаю, будут уточняться на местах настоятелями – мне не хотелось бы навязывать им что-то, а потом требовать отчета. Но вообще юбилейные мероприятия уже начались. В начале сентября из Сосногорска вышел крестный ход, посвященный 2000-летию, который, пройдя Ухту и Княжпогост, 14 сентября достигнет Сыктывкара. Здесь от здания епархиального управления он направится к Ибскому монастырю и дальше – в Кировскую область. Инициатором хода выступило московское Андреевское братство, и предполагалось его начать из Воркуты – но не получилось, просто дороги оттуда нет (к настоящему времени ход завершился, подробности о нем – в следующем выпуске газеты – ред.). Основную цель крестного хода я вижу в миссионерстве. Ведь не секрет, что повстречав крестный ход, православный человек начинает креститься, вспоминает, к примеру, что давно не был в церкви, надо бы сходить исповедаться, причаститься... Ред.:Каковы нынче приоритеты использования епархиальных средств – храмостроительство ли, духовное образование... – что в первую очередь, что во вторую? Еп. Питирим: Сейчас Церковь в своей проповеди Слова Божия не замыкается только в стенах храма, она старается миссионерствовать через те же крестные ходы, которые мы собираемся в дальнейшем проводить регулярно. Это увеличение числа воскресных школ, где преподают батюшки, это работа в воинских частях и колониях для заключенных. Ред..:...Как раз на эту тему в редакцию до последнего времени продолжали приходить письма – заключенные годами не видели священников в созданных в зонах молельных комнатах. Еп.Питирим: Я это теперь лично контролирую – с начала года у нас уже более 100 посещений, и отчеты об этом сдают мне. Сам я более пяти раз посетил зоны. Другой важный наш приоритет – тесное сотрудничество с органами власти, министерствами образования и культуры. Такая совместная работа приносит иногда неожиданные плоды. Недавно ездил я в с.Слудка и был приятно удивлен, что председатель церковного совета – глава сельской администрации. Ред.:Какие примечательные события ожидаются в епархии в ближайшее время? Еп.Питирим: Главное – это научно-практическая конференция в октябре, посвященная жизни монастырей (все ж таки у нас их целых семь), отношениям Церкви и государства. Будут приглашены не только представители нашей епархии, но и соседи – из Вологодской, Архангельской, Кировской, Пермской и Екатеринбургской областей. Не исключено, что будут архиереи. На таких собраниях даже после отвлеченной лекции какого-то богослова рождаются новые идеи, которые можно воплотить в жизнь. Я вообще человек идей, через внедрение идей у меня все осуществляется в епархии. Так появилось у нас и духовное училище, и автобус “Паломник”, и многое другое. Сейчас нам нужны идеи, как в условиях спада экономики развивать и укреплять духовное училище, монастыри. Монастырская жизньРед.: Вы упомянули про семь действующих монастырей – это действительно много в сравнении с соседними епархиями. Но видя, в какой бедности большинство из них сейчас находится, как трудно им живется, нет ли у вас ощущения, что два-три новосозданных монастыря в епархии оказались как бы лишними?Еп.Питирим: Не думаю. Кроме Вотчинского, лишним не стал ни один монастырь, и тому свидетельство то, что созданные в труднейших условиях, они сейчас успешно развиваются. Особенно я должен отметить высокий молитвенный подвиг в женских монастырях, где огромные длинные правила, – и трудовой подвиг – ведь в том же Скоропослушническом монастыре все приведено в порядок, выкрашено, выбелено, блестит, матушки все выполняют с радостью... Ред.:Кстати, каковы перспективы строительства в Печоре нового комплекса монастыря? Ведь заложен он довольно давно. Можно ли сказать, что стройка встала? Еп.Питирим: Недавно мы с Главой Республики там только первые ряды кирпича закладывали, а сейчас уже левое крыло поднялось до второго этажа. Но если с учетом возможностей монахинь сравнивать строительство собора в Сыктывкаре и монастыря в Печоре, то там оно идет значительно быстрее. Форсировать строительство необходимости нет, потому что у монастыря есть в другой части города свой храм. Мы молимся, чтобы дело строительства шло, но шло спокойно, не мешая делам благотворительности и другим нуждам обители. Ред.:Не получилось ли сейчас так, что монастырей в епархии много, а желающих монашествовать не хватает? Еп.Питирим: Желающих у нас предостаточно, вряд ли еще какая епархия может похвалиться таким числом достойных монашествующих. Хотя и есть среди них в епархии какой-то процент предавших Церковь, но все же епархия у нас на передовых позициях в этом отношении – более 140 монашествующих и более 30 послушников. Ред.:Под “предавшими” вы, наверное, подразумеваете братию Вотчинского монастыря и некоторых присоединившихся к ним иереев епархии. В предыдущем выпуске нашей газеты была опубликована заметка информационного агентства РПЦЗ о принятии их в Зарубежную Церковь. Как вы можете прокомментировать это событие? Какой вы видите теперь перспективу взаимоотношений с ними? Еп.Питирим: Начну с того, что монастырь весь не ушел – он существует теперь в п.Первомайском, его новый настоятель о.Стефан Чернавский с братией лояльны и нашему Патриарху, и мне, епископу. В Вотчу они пока не переезжают потому, что братский корпус здесь варварски разграблен и осквернен этими бывшими вотчинскими монахами. Я считаю это сообщение дезинформацией народа. Если наш Патриарх заявляет о том, что переговоры с Зарубежной Церковью возможны безо всяких предварительных условий, если возможно в перспективе и слияние Русской Православной Церкви и Зарубежной, то отношения к нашим расстригам это не имеет никакого. С ними наша Церковь никогда не соединится, и, думаю, что и Зарубежная Церковь от них откажется. По отношению к этим лицам мною совершены канонические прещения. Дело ведь не в том, что они прогневали архиерея. Они просто оклеветали меня, назвав “латиняном” и “экуменистом”. Какой я экуменист?! Хоть бы один факт был приведен в подтверждение. А ведь я в жизни живого ксендза-то не видел, и с главным баптистом в Коми Иваном Кобзарем не встречаюсь, – и не потому, что я его как человека презираю, а потому, что этот человек вопреки всему православию с целью вербовки, при малом количестве своих людей выстроил огромный храм – то есть потому, что он загодя готовит конфликт. Я думаю, что предательство наш народ раскольникам не простит. Только покаяние может привести их на путь истины. И в правоте этой позиции меня убеждает съезд нашего епархиального духовенства – ни одного священника в поддержку вотчинских монахов на съезде не выступило. Ред.:Много разговоров среди прихожан о том, что в монастыре с.Важкурья продолжается печальная ульяновская традиция – якобы о.Михаил по-прежнему сажает провинившихся на цепь, травит собаками и т.п. ужасы. До вас это доходило? Еп.Питирим: Это слухи. Если бы люди, это говорящие, представили мне факты, то я, наверное, обязательно бы принял меры прещения и наказания к тому, кто это делает. А пока у нас Важкурский монастырь возглавляет примерной дисциплины человек, и 8 человек там без единого нарушения несут свой монашеский подвиг. А посторонних в этом монастыре не бывает, нет ни трудников, ни послушников – по отношению к кому могли бы быть там эти притеснения? Ред.:Завершая разговор о монастырях, хотелось бы узнать, какова ситуация с прославлением возобновителей Ульяновского монастыря, для которых приготовлен уже и ковчег, и еще год назад планировалась их канонизация?.. Еп.Питирим : Я, конечно, предполагал, что процесс быстрее будет происходить, но патриархийная Комиссия по канонизации не торопится. Никто не против их канонизировать, а Святейший, когда приезжал, говорил, что в чине местночтимых это нужно обязательно сделать. Но сам процесс рассмотрения представленных на канонизацию материалов всегда занимает время, кроме того готовятся кондаки и тропари святым, критически рассматриваются их уже сделанные иконы – хотя бы в том отношении, чтобы их лики не были похожи на лики других святых. Так что меня теперь уже не удивляет, что так затянулась и канонизация императора Николая II. Епархиальные будни Ред.:В конце прошлого учебного года в Сыктывкарской православной гимназии сложилась тяжелая ситуация с зарплатой преподавателей, оплатой коммунальных услуг и пр. Соучредителем гимназии является епархия – как она намерена помогать ей? Еп.Питирим: По меркам нашего бедного времени гимназия, я считаю, находится в хорошем состоянии. Просто радуется сердце, когда слышишь хор деток, смотришь их постановки, – чувствуется огромная благодать в этом учебном заведении. Епархия не просто помогает – она содержит здание гимназии. Коммунальные услуги, электричество, ремонт в этом здании – все оплачивает епархия, согласно договору с Министерством образования. Я продам свою квартиру, все свои машины, продам панагию и облачения, но не позволю гимназии закрыться; когда перестанут функционировать гимназия, духовное училище или филиал Свято-Тихоновского института, – знайте, это означает, что у архиерея уже ничего не осталось, все отдал. Ред.:Месяц назад Святейший Патриарх, проездом побывав в Сыктывкаре и посетив “замороженное” среди лета строительство Стефановского кафедрального собора, благословил все же закончить возведение храма в юбилейный год. Как вы считаете – реально ли это? Еп.Питирим.: Сейчас приняты меры на совещании с руководством республики, чтобы подтолкнуть дело к продолжению строительства. Думаю, на будущий год нам удастся освятить нижний храм в честь Прокопия Праведного. Ред.:Подключится ли вся епархия к вспомоществованию этому строительству, ну, например, хотя бы увещеваниями верующих с амвона жертвовать на собор, – я ни разу не слышал до сих пор таких призывов. Еп.Питирим: Мы призывали и будем призывать к этому в храмах, но только во время периода непосредственных работ на стройплощадке – а их за четыре года всего месяцев пять наберется. Ведь можно попасть в неловкую ситуацию – мы обратимся с призывом, соберем деньги, а потом месяцев десять ничего не будет строиться. Важно, чтобы не посеять соблазн среди верующих этим словом. Ред.:Владыка, среди верующих время от времени проносится слух, что вас переводят на другую кафедру, может быть, даже в Москву. Что вы по этому поводу скажете? Еп.Питирим: У меня такое мнение, что проистекает это от определенных структур, враждебно настроенных к Церкви в целом; но поскольку у них не получается изжить меня, то они пытаются сделать это через “повышение”... В заключение я хочу ответить на некоторые обвинения в свой адрес. Во-первых, повторюсь, экуменистом я никогда не был и с меня никто никогда и не требовал этого. Также никогда я не был в общении с еретиками, и не только сам, но и во всех поколениях своего православного родства. Придерживаясь монархизма и глубоко почитая Царя-батюшку Николая, я против навязывания этого обществу, – дело самих людей, когда они возродятся до понимания значимости этого для России. Что же касается сотрудничества моего с властями, то оно идет только на канонической основе и служит процветанию и возрождению Церкви – и никогда не был я “под чутким руководством” светских властей. При этом я никогда не осуждал тех иерархов и священников, которые своей лояльностью к советской власти сохранили миллионы жизней людей от репрессий – я не судил и никому не советую предвосхищать суд Божий над Россией. Ред.:Благодарю вас за интервью. Беседовал И.Иванов. На глав. страницу.Оглавление выпуска.О свт.Стефане.О редакции.Архив.Почта |