С 16 по 18 сентября в Нарьян-Маре (Ненецкий округ) праздновали круглую дату – 500-летие основания городка Пустозерск. Сейчас его на карте не найти, на месте городка
стоят только памятник-звонница и Крест в память о сожженном протопопе Аввакуме. Но Пустозерск остался – в памяти, в истории, в тех русских поселениях, что рассыпаны по огромным северным пространствам. Основанный по указу Иоанна Грозного, он бы центром
расселения по Нижнему Припечорью. Долгое время он был единственным опорным пунктом Руси за Полярным кругом.
Из Коми в Нарьян-Мар на празднование 500-летия “Севергазпром” снарядил целый самолет – были в нем ученые, участники
научной конференции “Пустозерск в истории и культуре России”, представители припечорских сел Усть-Цильмы и Ижмы, сами северогазпромовцы, у которых с этим краем давние рабочие связи. Прибыли гости из Архангельска, Москвы и даже из Норвегии. Конференция,
судя по отзывам, прошла успешно, участвовали в ней 39 докладчиков. Не обошлось и без полемики. Доклад норвежца Эйвина Равна назывался так: “Пустозерск как часть мировой колонизации”, в нем ученый сравнил освоение нашего северного края с колонизацией
Северной и Южной Америки.
– Сравнение совершенно неправильное! – дал комментарий нашему корреспонденту нарьян-марский историк П.М.Спирихин, также участвовавший в конференции. – Вот уж, действительно, западному человеку Россию не
понять, у него в голове только один сценарий освоения земель – колонизация. Но разве можно сравнивать ненцев с североамериканскими индейцами? Примечательно, что освоение обеих Америк и нашего Заполярья началось примерно в одно время, но у нас и у них
происходило это по-разному. В Америке население уничтожали, увозили в рабство, захватывали заселенными людьми территории. Один эпизод чего стоит – индейцам продавали или просто подкидывали одеяла, зараженные оспой, и те вымирали не просто семьями, а
целыми племенами. Фактически велась биологическая война с аборигенами.
А что у нас? Русские и коми селились обычно вдоль рек, ненцы же обитали в тундре – никто никому не мешал. Напротив, шел взаимовыгодный обмен товарами. Это уже
позже коми-ижемцы стали заниматься оленеводством, создавая конкуренцию. Коми, кстати, и в самом Пустозерски жили – по переписи 1574-го года каждые два из пяти дворов там принадлежали переселенцам-пермякам. Но все равно жили всегда по-добрососедски – и
русские, и коми, и местные ненцы.
Среди других докладов, на взгляд М.П.Спирихина (кстати, пустозерского уроженца), интересным было
выступление “Иностранные купцы на Печоре в XVI-XVII вв.”. Делала его краевед Окладникова из Архангельска. А также доклады о деревянном зодчестве русского Заполярья по истории установки старообрядческого креста в Пустозерске, о женщинах в судьбе Аввакума
(речь шла в основном о его жене, разделившей с ним тяготы ссылок), о дипломате Артамоне Матвееве, томившимся в Пустозерском остроге одновременно с Аввакумом. Всех тронуло выступление учительницы из села Великовисочного, которая прочитала свою поэму о
Пустозерске.
18 сентября участники конференции и семеро бывших пустозерцев (им зарезервировали места) на двух вертолетах
отправились на место, где еще в 50-х годах жили люди, – в Пустозерск. Вначале вертолеты приземлились в Малом Бору, у местного кладбища, – чтобы навестить покойников. Гостей, впервые здесь оказавшихся, заинтересовал оставшийся здесь от прошлых времен сруб
– “пороховая магазея”. Постояли и у креста на могиле самоедского старшины Тайбарея, с интересом разглядывали памятник писарю Преображенской церкви Иванову – из камня, опоясанного железными лентами, с луковичными маковками, с изображением театрального
занавеса, за котором выступает барельефом Московский Кремль. Что был за человек этот писарь Иванов, и почему ему установили такой великолепный памятник “благодарные пустозерцы” – теперь неведомо.
Затем вертолеты перелетели ко Кресту
на месте сожжения Аввакума. Там старообрядцы – гость из Москвы и двое местных – около часа служили панихиду. Как рассказывает участница поездки директор окружного музея Т.Ю. Журавлева, хотели слетать и на Василичный Мыс, где стоят три языческих идола, но
арендованного времени не хватило.
Идолы поставили нынешним летом нарьян-марские язычники, представители нынешней ненецкой интеллигенции. Шаманы, как у них водится, задушили олененка и помазали кровью “губы” деревянным истуканам. Так
была совершена тризна по ненцам, казненным некогда здесь. На этом “мероприятии” присутствовало и официальное лицо – председатель Окружного собрания (парламента). Факт этот многих в Нарьян-Маре возмутил, ведь идолы поставили там, где жили русские,
православные. Да и сама акция героизации казненных показалась несколько сомнительной.
– За что казненных этих возвеличивать? – удивляется Спирихин. – Их в незапамятные времена судили за разбой. Причем это были “карачаевские” ненцы,
кочевавшие из Сибири, так называемая воровская самоядь. Во время набегов они грабили всех подряд, несколько раз сжигали Пустозерск дотла. После одного такого набега по законам того времени и покарали разбойников. Местные ненцы, кстати, вместе с русскими
стрельцами защищались от них...
Нарьян-марский священник о.Владимир Новиков так отозвался об этом: “Здесь больше политики, чем религии. Кому-то очень хочется вбить клин между двумя народами. Да, проблемы у нас, в округе, есть, но их
надо решать экономически, чтобы и ненцы, и русские чувствовали себя здесь как дома”. Кстати, в дни празднования в Нарьян-Маре проходила рабочая встреча ассоциации “Баренц-регион”, которая как раз и занималась этими проблемами, типичными для северян. В
эту ассоциацию наряду с Ненецким округом входят Архангельская и Мурманская области, Норвегия, Швеция и Финляндия. Заявку в нее подала и Республика Коми. На нынешней встрече Коми представлял “Севергазпром”.