КАЛЕНДАРЬ
МИЛЕЙШЕЕ ЧАДО Эта газетная заметка подготовлена на основе доклада, сделанного в Архангельске на IV Иоанновских чтениях (секция «Жизнь и служение праведного Иоанна Кронштадтского») священником Санкт-Петербургской епархии ГЕННАДИЕМ Беловоловым. Подробнее о чтениях и об их итогах мы расскажем в следующем выпуске газеты. Три явления Божией Матери Величайшим русским святым – Сергию Радонежскому, Александру Свирскому, Серафиму Саровскому – являлась Божия Матерь. Известно три явления Божией Матери и Иоанну Кронштадтскому. Уникальность этих явлений состоит в том, что они описаны самим Иоанном Кронштадтским. Явления других святых либо описывались с их слов, либо очевидцами. Все явления Божией Матери ему были в тонком чудесном сне, все они произошли в квартире батюшки, где сейчас воссоздается музей. В каждом из явлений был глубокий духовный смысл. Собственно, до сих пор было известно лишь о двух явлениях Божией Матери о.Иоанну в последние годы его жизни. Но первое явление было еще в 1857 году. Это был второй год служения о.Иоанна священником Андреевского собора Кронштадта. Батюшка записал его в своем дневнике, а эта часть дневника его до сих пор нигде не опубликована и хранится в архиве. Так что публикуется оно здесь впервые. Записал батюшка его кратко – вообще первоначально все записи в его дневнике велись кратко. Но даже в этой краткой записи пред нами предстает икона этого явления. Вот этот текст: «Сон. Божия Матерь во вратах с пальмовой ветвью в голубом одеянии». Безусловно, имеются в виду царские врата Андреевского собора, где батюшка служил, – храма, который станет свечницей великого святителя, где пройдут 53 года его служения. Как известно, пальмовая ветвь – это символ победы, символ славы. Иногда изображают Воскресение Христово с ангелом, предстоящим Христу с пальмовой ветвью. Пальмовой ветвью встречали Господа при входе в Иерусалим. И вот Матерь Божия встречает будущего великого подвижника с пальмовой ветвью. Это – сон-пророчество о его будущей славе и в то же время знамение того, что Сама Пречистая берет его под Свой покров. Мне кажется, чего-то не хватает в житии прав.Иоанна Кронштадтского без этого явления, оно дополняет призвание батюшки Иоанна. * * * Следующее явление – самое известное – было через 40 лет. Оно отражено в акафисте, описано самим батюшкой и опубликовано в книге «Мысли о Церкви и православном богослужении». «На 15 августа 1898 г., – писал он, – в день Успения Богоматери, я имел счастие в первый раз видеть во сне явственно лицом к лицу Царицу Небесную и слышать Ее сладчайший, блаженный, ободрительный глас: Милейшие вы чада Отца Небесного – тогда как я, сознавая свое окаянство, взирал на пречистый лик Ее с трепетом и с мыслию: не отринет ли меня от Себя с гневом Царица Небесная! О, лик пресвятый и преблагий! О, очи голубые и голубиные, добрые, смиренные, спокойные, величественные, небесные, божественные! Не забуду я вас, дивные очи! Минуту продолжалось это явление; потом Она ушла от меня неторопливо, перешагнула за небольшой овраг – и скрылась. Я видел сзади шествие Небесной Посетительницы. Сначала я видел Ее как бы на иконе, ясно, – а потом Она отделилась он нее, сошла и подвиглась в путь. С вечера я писал проповедь на день Успения и лег поздно, в 2 часа ночи. За всенощной я читал с великим умилением акафист и канон Успению Богоматери в Успенской церкви». Какое подробное, возвышенное описание явления! И далее батюшка описывает лик, глаза Божией матери, как будто акафист читает, в таком восторге. Батюшка служил в это время во втором храме, приписанном к Андреевскому собору, – Успение было престольным праздником в этой церкви. (Этот храм, слава Богу, сохранился в Кронштадте, но пока не восстановлен). Когда Божия Матерь явилась Серафиму Саровскому, Она, указуя на него, сказала: сей – рода нашего. Тут мы имеем откровение: оказывается, есть особый род святых, особо близких Божией Матери, особо Ею любимых, род, который, наверное, открывает Иоанн Богослов, усыновленный Ею. Иоанн Кронштадтский – один из них. Батюшка не описывает где происходило это явление, он бросает только одну фразу о небольшом овраге. Значит, все это было на лоне природы. Можно предположить, что батюшка видел Пречистую здесь, на Севере, – Карпогоры, Сура; это был наверняка знакомый с детства о.Иоанну пейзаж. «Как на иконе, ясно...» – пишет батюшка. На какой иконе? По описанию похоже на икону Пюхтицкой Божией Матери. Это единственная икона Божией Матери, где Она изображена на земле, среди холмов, оврагов. Обычно ее изображают на облаках или в келье. В 1894 году сестры Пюхтицкого монастыря подарили о.Иоанну большой образ Богоматери, который висел у него дома, в келии, сейчас он вернулся в Пюхтицкий монастырь. Известно, что о.Иоанн помогал Пюхтицкому монастырю, там до сих пор целая комната его подлинных вещей, в том числе фелонь и риза. Но самое поразительное, празднование Пюхтицкой иконы Божией Матери – 15 августа, то есть само явление было накануне празднования Пюхтицкой Божией Матери! Если было явление Божией Матери, значит, можно написать икону. Есть иконы явления Божией Матери Сергию Радонежскому, Серафиму Саровскому. В Иоанновском монастыре на Карповке есть икона с житием Иоанна Кронштадтского, и поскольку это явление Богоматери отражено в акафисте святому, ему посвящено одно из клейм. Но там сюжет решен фотографически: Иоанн Кронштадтский лежит на кровати, как бы спит, и к нему подходит Божия Матерь. Такого не было в реальности. Божия Матерь не являлась у кровати, она являлась пастырю духовно, в тонком сне, и само видение было, смею предположить, здесь, на родине прав. Иоанна Кронштадтского. Петербургский иконописец дьякон Николай Груздев попытался написать икону явления Божией Матери Иоанну более близко к тому, как батюшка записал в дневнике. Икона (на снимке, публикуется впервые) написана в этом году и была пожертвована в мемориальную квартиру прав. Иоанна. На следующий год после явления батюшка основывает на своей родине, в Суре, обитель. Не могу утверждать, что это решение было прямо подсказано явлением Божией Матери, но что оно совпадает по времени – это очевидно. Чудесное явление как бы открыло новый период в жизни Иоанна Кронштадтского, особо связанный с Севером. * * * Третье явление опубликовано в книге «Путь к Богу», вышедшей в 1905 году. Это запись в дневнике, сделанная безо всякой мысли о публикации. Явление было 3 февраля 1902 года. «Пред пробуждением в 6 часов утра выдел святый сон – живого Младенца Иисуса на руках Пречистой Матери Своей, взиравшего на меня святейшими, благостнейшими, ласкающими очами Своими, и Самое Пречистую, взиравшую на меня весьма благостно. Как много говорили мне эти очи без слов: они обращались то ко мне, то к Пречистой Его Матери; уста Его тихо двигались, говорили что-то ласково, но я не мог расслышать, как глуховатый, они выражали благоволение ко мне, как было видно по движению очей. Благодарю Господа за сладкое, благодатное видение. Не было ли это видение ответом на вчерашнее моление пред иконою Казанской Божией Матери?» Рассмотрим духовным взором и это явление. Накануне, 2 февраля, празднуется Сретение Господне, на иконе праздника Богородица изображается принесшей Младенца в храм, и есть два иконописных извода: либо Она еще держит Младенца, либо уже вручила Его Симеону Богоприимцу. Иоанну Кронштадтскому Божия Матерь явилась практически так же, как на иконе Сретения. Если внимательно читать текст, то на месте Симеона Богоприимца возникает сам батюшка Иоанн Кронштадтский. Матерь Божия приходит к Иоанну и как бы ему вручает Богомладенца. Иоанн Кронштадтский в это время уже перешел рубеж 70-летия, пересек тот библейский возраст, который отмерян человеку для совершения главных дел в его жизни. Это явление позволяет нам назвать Иоанна Кронштадтского Богоприимцем, чего удостаивался прежде только праведный Симеон. Вскоре после этого видения наступают революционные времена. Батюшка становится объектом критики, клеветы – в те годы начинается путь его на голгофу. Толпы газетных борзописцев-христопродавцев охаивают его. Это знамение Божией Матери стало утешением о.Иоанну перед его исповедальным подвигом. Уже Сам Господь утешает Своего угодника. * * * Три явления Божией Матери – это три эпохи в жизни Иоанна Кронштадтского. Они свидетельствуют о нем, как об особом избраннике Божией Матери, подобном Серафиму Саровскому и Сергию Радонежскому. Записал И.ВЛАДИМИРОВ.
На глав. страницу.Оглавление выпуска.О свт.Стефане.О редакции.Архив.Почта |