ОТЧИНА


СОКРОВИЩА ЕВФРОСИНА СИНОЗЕРСКОГО

Хранитель древностей святых

Будучи в Череповце (наверняка знаете – это в Вологодской области), по подсказке добрых людей встретился я с Михаилом Юрьевичем Хрусталевым, старшим научным сотрудником местного краеведческого музея. «Это человек, который знает все о наших церквях», – так его рекомендовали. И действительно, о храмах и монастырях Вологодской области Михаил Юрьевич может рассказывать с упоением сутки напролет. В своем же родном Чагодощинском районе он, пожалуй, знает историю каждой часовни и каждого служившего в ней когда-либо священнослужителя. Не говоря уже о самой большой святыне района – Синозерской Троице-Благовещенской пустыни. Ей, кстати, в нынешнем 2000 году исполняется 400 лет.

sinoz1.jpg (9936 bytes)С основателем этой обители – новгородским чудотворцем, преподобномучеником Евфросином Синозерским – судьба связала Михаила Юрьевича крепкими духовными узами. В 1991 году историку посчастливилось обрести мощи этого удивительного святого, затем найти и издать в полном виде его житие, самому составить и написать акафист святому. Мечтает он и о том времени, когда в этих местах вновь возродится монашеская жизнь. Сам Михаил Юрьевич, хоть и живет в Череповце, но каждую неделю на выходные ездит к родителям в Чагоду и обязательно бывает на воскресных службах в пока единственной действующей в районе Покровской Белокрестовской церкви, где служит священник Алексей Платонов.

Белокрестовский батюшка

sinoz2.jpg (11507 bytes)– Отец Алексей в прошлом был профессиональным музыкантом, – рассказывает Хрусталев о своем священнике. – Он назначен на два прихода: к нам, в Белые Кресты, и в Вытегру. Приходы находятся далеко друг от друга, мотаться туда и сюда тяжело ему, но он справляется. Ни от какой черной работы не отказывается: белили церковь – и он вместе со всеми белил, клали печи – и он клал, дрова сам колет. Удивляюсь, как батюшка выдерживает. У него больное сердце, и такая нагузка, длительные службы для него своего рода подвиг.

– А что с ним, почему сердце больное?

– Он на эту тему особо не распространяется. Лет пятнадцать назад ему была сделана операция на сердце, заменили ему клапан, теперь с искусственным клапаном живет. Вообще с искусственным клапаном люди долго не живут, три-четыре года от силы. То, что столько живет, как он сам говорит, благодаря вере в Бога. Она помогает побеждать смерть.

Он человек с жизненным опытом, ему ведь 54 года, у самого четверо детей, трое внуков. Службы у него продолжительные, с полным соблюдением устава. Ему удалось собрать хороший хор, причем из музыкальных работников. Он, кстати, сторонник старого знаменного распева.

С его помощью и при его деятельном участии нам удалось разобрать Казанскую часовню в деревне Лисово и перенести ее в Чагоду.

На восьми углах

Чагода – это райцентр, в нем десять тысяч жителей проживает, а своей церкви пока что нет. Ближайший храм – в девяти километрах, в Белых Крестах.

Эта часовня – единственная из сохранившихся в районе. Всего же их было у нас 54.

Существует такое предание, что она построена в память войны 1812 года местным помещиком Николаем Николаевичем Ушаковым – участником этой войны. После окончания ее из похода на Берлин он привез домой две медные пушки, которые были установлены на паперти часовни. И в день окончательного изгнания армии Наполеона из российских пределов из пушек каждый год по указанию помещика производился троекратный салют. Сама часовня была построена в 1837 году. Размеры ее – 9 на 9 метров. Это очень большая часовня, она не типична для Русского Севера. Даже при встроенном внутри алтаре туда свободно помещается восемьдесят человек. В основании часовни восемь углов, так что вся постройка имеет вид правильного восьмигранного шатра с восьмигранным барабаном и восьмигранным же куполом.

sinoz3.jpg (8768 bytes)– Сколько я занимаюсь архитектурой, подобных восьмигранных шатровых часовен нигде не встречал, – рассказывает Михаил Хрусталев. – Необычно и то, что архитектура ее пронизана символикой. Если смотреть на часовню сверху, то в пересечении ее граней и фронтонов образуется целый капитул основных российских орденов. Если мы нарисуем абрис часовни и выделим по уровню фронтонов эти грани, получится звезда ордена Андрея Первозванного, а вот это (показывает ученый) Владимирский крест, по этим граням идет орден Святого Георгия, это орден Иоанна Иерусалимского... Кроме того, одно из значений восьмигранной часовни – Вифлеемская звезда.

Думаю, что и первоначальное место строительства было выбрано для часовни не случайно. Она была поставлена на околице двух деревень Лисово и Сиротово – на месте древнерусского жальника XII-XV веков.

Слово для уха непривычное, забытое, хотя корень-то его понятен – жалость. Вспомнилось, что на Севере жалью, жальбой называли траур по покойникам.

Стало быть, жальник – погост, догадался я. «Это кладбище было основано честными земледельцами, – подтвердил Михаил Юрьевич. – Место это стало почитаемым. В годы гонений в 22-м году в этой часовне служил какой-то архиерей. Одна бабка, ей 98 лет, помнит его. Она показала нам дом в деревне, в котором он жил. Дом этот сейчас нежилой, почти весь обвалился. Этот владыка скрывался здесь от властей, потом исчез. А вот фотографии разборки часовни...

На ее месте мы установили памятный крест. До этого народ мимо этой полуразрушенной часовни проходил не перекрестясь, а сейчас люди собираются у креста, о.Алексей приезжает служить молебны. Правда, деревня там сейчас вымершая, народ только летом бывает, как бы на дачах.

На скрещении серпа и молота

Новую часовню мы установили на главной площади поселка Чагоды. Это поселок советского времени, в нем церквей не было. Он застраивался в 1927 году, когда открывался стеклозавод. Главным архитектором поселка был Ной Абрамович Троцкий – ко Льву Троцкому, кстати, не имеет отношения. Он в свое время был известным архитектором, построил драмтеатр в Питере. А Чагоду спроектировал таким образом, что планировка улиц была в виде серпа и молота. Так что часовню мы установили как раз на месте пересечения «серпа» и «молота». Раньше на этом «лобном» месте стояла какая-то постройка, которую уничтожил пожар, от пламени рядом сгорели еще пять домов. Теперь вся эта «выжженная» территория в самом центре поселка передана церкви.

Три года мы уже поднимаем часовню. В самом начале разборкой старой часовни и ее монтировкой занимались братья Горбуновы – Валерий и Юрий, затем Александр и Сергей ее полностью поставили, работы тяжелые, они все вручную сделали. Финансовую помощь оказали вначале братья Дуговы и Алексей Сазонов – московские бизнесмены, родом из Чагоды, потом глава местной администрации тоже стал помогать. К часовне мы пристроили колокольню – в том виде, какой она и была по воспоминаниям очевидцев.

– Так получается, что вы ее не восстановили, а срубили заново?

– От старой часовни уцелело всего 47 бревен – из них сложили южную стену. Со временем, думаю, рядом с часовней поставим большой храм в том же стиле, что и часовня – восьмигранник с алтарем. Я и аналог такой церкви уже нашел в Кашине. Церковная территория вся будет облагорожена, дорожки проложены. А этот храм-часовня будет крестильным.

Как только мы часовню восстановили, тут же Наталье Ситниковой, директору местного краеведческого музея, удалось найти главную ее храмовую икону – Казанскую Божию Матерь. Она хранилась у 94-летней старушки. Икона очень больших размеров. Но, правда, чтобы ее отреставрировать, потребуется очень много труда, потому что владелица решила сама ее «поновить», как она говорит, и покрасила ее серебрянкой. Когда мы ее восстановим, сделаем специальный киот и как почитаемую святыню поместим ее на южной стене часовни.

Показательно, что в последнее время главные храмовые иконы стали обретаться повсеместно. Недавно так же объявилась главная часовенная икона Сергия Радонежского из деревни Чикусово, написанная по обету крестьян этой деревни преподобному Сергию в память об избавлении от скотского мора. Святой написан на холсте, икона хорошо сохранилась, огромных размеров. Сейчас она хранится в школьном музее Чагоды.

У Синичьего озера

sinoz4.jpg (9093 bytes)
Синозерская пустынь. 1995 год

В нынешнем году исполняется 400 лет Троице-Благовещенской Синозерской пустыни. Вкратце ее история такова. Основал ее преподобный Евфросин, переселившийся сюда, на восточный берег Синичьего озера, из старой пустыни по указанию Самой Пресвятой Богородицы. В честь ее он поставил храм. Мощи прп.Евфросина долгое время почивали под спудом. Через 41 год после мученической кончины они были обретены нетленными и перезахоронены под колокольней.

На колокольне размещалось восемь колоколов звона, на самом большом из них была отчеканена надпись: «Государь и Великий Князь Всероссийский Алексей Михайлович дал сей колокол вкладу Живоначальные Троицы Пречистые Богородицы в пустынь Синозерскую лета 7151 (1643 года) Марта в 8 день». Богатые вклады делали многие знатные люди. В числе даров были также иконы, богослужебные книги и утварь. Из сохранившихся наиболее известна икона «Иоанн Богослов в молчании» – вклад царского духовника протопопа Благовещенского Кремлевского собора Меркурия Гавриловича.

В 1764 году пустынь была упразднена, но еще до 1933 года, пока не закрыт был главный соборный храм, здесь проходили богослужения. В пустынь к святому Евфросину паломники шли издалека. Еще при жизни преподобный совершал чудеса исцелений и имел дар прозорливости.

«Приидох умрети Христа ради»

Приход поляков в пустынь, свою мученическую кончину и сожжение обители прп.Ефросин предвидел заранее. За день до прихода поляков он собрал братию около себя и сказал им: «Братие моя и чада возлюбленная во Христе. Аще хто хощет избежать напрасные смерти, то изыдите из обители Пречистыя Богородицы... вскоре бо приидут злыи супостаты до сего святого места». Братия в омрачении сердечном спросили его: «Пошто ты не изыдеши от святого места сего?» На что старец ответил им: «Аз бо Христа ради приидох умрети на святое место сие». Многие не послушались старца и остались в монастыре, решив вместе с ним погибнуть и тем самым получить спасение от Господа.

Такая отвага, почетная для воинов, для монахов – обычное непослушание. Жизнеописатель старца, инок этого же монастыря Иона Филиппов Суровцын, расценил гибель монахов, оставшихся в обители, как напрасную смерть, принятую из-за своеволия, а не по Божьему промыслу. В житии Евфросина жизнеописатель никого из погибших людей не вспоминает поименно, кроме некоего Ионы, ближайшего ученика старца.

Как раз Иона намеревался в страхе бежать в леса, но его св.Евфросин призвал остаться вместе с собой. Ибо подвиг как раз и состоит в том, чтобы победить малодушие во имя Христова, а не слепо или из тщеславия отдать себя на растерзание врагу.

Итак, предупредив братию о грядущей смерти, Евфросин облачился в схиму (его имя в схиме было Симеон) и начал молиться, просить Бога и Пречистую Богородицу, чтобы Они сподобили принять его, грешного раба, в свои обители. Когда же на следующий день поляки пришли в обитель и, ища золото и богатства, побили в ней всех насельников, преподобный без страха вышел к ним из своей монашеской келии в равноангельском схимническом облачении, «приведе сам себе, яко овца на заколение», и подошел к Животворящему Кресту Господню, им самим же и водруженному при образовании пустыни. Поляки, увидав старца, потребовали отдать им монастырское богатство. Евфросин, не имея ни злата, ни серебра, ни иных тленных вещей, отвечал супостатам: «Все богатство монастыря сего и мое в Церкви Пречистыя Богородицы» – и показал им на храм как на надежду на спасение. Они же, обрадовавшись, устремились в церковь, за будто бы спрятанными в ней сокровищами монастыря. Один же из бандитов ударил мечом старца по шее и перерубил ее наполовину. Не найдя ничего в церкви, злодеи вернулись к бездыханному телу старца и в озлоблении чеканом разбили честную главу преподобного. Такой мученической кончины сподобился новый угодник Божий Евфросин.

Очевидцем убийства преподобного Евфросина стал крестьянин Иван по прозвищу Сума, убитый поляками и воскрешенный Господом для свидетельства мученической кончины преподобного. Он и призвал православный люд, который с почестями и надгробными песнопениями похоронил мучеников.

На протяжении всех последующих лет Иона почитался вместе с преподобномучеником Евфросином как местночтимый святой (память их 2 апреля н. ст.). Иван Сума прожил еще два года, после чего скончался и был похоронен в Синозерской пустыни рядом с гробом преподобномученика Евфросина.

Прославление – вчера и сегодня

Хотя житие прп.Евфросина было писано еще в 1650 году, Церковь прославила преподобного Евфросина в сонме новгородских святых лишь спустя три века после его кончины – в 1913 году на 300-летие празднования Дома Романовых. Торжества по этому поводу были обширны. На них с разных концов страны съехалось около 30 тысяч паломников, приехали монашествующие из Валаамского и Тихвинского монастырей, где преподобный до своего отхода в Синозерскую пустынь проходил послушания и был пострижен в рясофор и мантию.

На торжества прославления преподобного в Синозерскую пустынь крестные ходы пришли из всех близлежащих церквей, самый дальний ход пришел за 60 верст. Из Тихвинского монастыря прибыла общерусская святыня Тихвинской иконы Божией Матери в походной ризе и походном киоте. Тихвинская икона имела две ризы – парадную, которая постоянно в Тихвинском монастыре хранилась, и крестопоходную с киотом, которую на нее одевали, когда икона отправлялась из монастыря в дальний путь. Царь Николай II прислал телеграмму. Из высокого духовенства прибыли архиепископ Новгородский и Старорусский Арсений и епископ Тихвинский Иоаникий. На собственном автомобиле прибыл губернатор Новгородской губернии Славин. По тем временам увидеть в глубинке настоящий автомобиль было не меньшим чудом, чем увидеть воскресение умершего. Огромный крестный ход с чудотворной Тихвинской иконой Божией Матери прошествовал из старой пустыни в новую – Синозерскую пустынь. Мощи святого были переложены в новую бронзовую раку и во время торжеств выставлены для поклонения на специальном помосте. После торжеств в бронзовой раке они находились для поклонения до 1933 года в часовне под колокольней.

Нарядная бронзовая чеканная рака, весом 300 кг, и новая бархатная схима для преп.Евфросина после закрытия Троице-Благовещенского храма были переданы череповецкому музею. Схима до сих пор находится в экспозиции музея, а вот бронзовая рака в 1954 году была сдана в Госфонд как металлолом.

После закрытия Троице-Благовещенского храма его последний священник о.Евгений Скородумов был репрессирован, выселен из собственного дома и жил в баньке, там и умер, а жена его была расстреляна.

К сожалению, ни один из храмов Синозерской пустыни до нашего времени не дожил. Весь храмовый комплекс, принадлежавший к лучшим образцам деревянного зодчества XVII века, был уничтожен в пламени пожаров 1847-го, 1944-го и 1960-го годов. Название «Синозерская пустынь» перешло на деревню, расположенную рядом с монастырем.

– Мощи святого после их вскрытия в 1936 году некоторое время кощунственно служили «экспонатом» антирелигиозной выставки в череповецком музее, – рассказывает Михаил Хрусталев. – Я обнаружил их в фондах музея, и они были возвращены Церкви в 1991 году. Находятся ныне мощи в Казанской церкви города Устюжны, ожидая своего времени, чтобы вновь когда-нибудь оказаться на месте подвигов преподобного.

– Вот фото – это старая пустынь, место подвигов Евфросина Синозерского, где он со старцем Гурием поселился в 1598 году, – показывает Михаил Юрьевич фотографии. – Вот здесь крест виден, он был установлен на месте пещеры Гурия и Евфросина. Здесь стояла часовня. Это святой колодец, выкопанный самим Евфросином. Этот прудик, ископанный тоже самим преподобным на месте заболоченного озера, – он почему-то называется Вещей лужей. Наверное, с этим прудом были связаны какие-то спасительные видения.

sinoz5.jpg (9832 bytes)
На месте
Синозерской пустыни

Когда в районе были закрыты все церкви, сюда буквально до наших дней приходили на поклонение люди. Они молились здесь и брали из колодца святую воду, которая по молитвам Евфросина имела целебную силу. Здесь произошло множество исцелений как при жизни святого, так и после его мученической гибели, особенно в XVIII-XIX веках. Происходят чудеса исцелений и по сей день. У одной женщины из соседней деревни отнялись ноги. Она за три километра в прямом смысле приползла к тому святому колодцу и в течение сорока дней молилась там. После чего исцелилась и теперь ходит. И еще чудеса происходили, они все записаны Натальей Ситниковой.

Благодатное место

Сейчас в деревне рядом с пустынью – 29 домов, и только в четырех старушки и старики живут.

Места, где была расположена обитель прп.Евфросина, удивительные, завораживают каждого своей красотой. «Кто хоть раз побывал здесь, тот непременно вернется сюда еще, – считает Михаил Юрьевич. – Я посылал в Валаамский монастырь письмо архимандриту Панкратию, рассказывал ему о монастыре, об этих местах. Архимандрита мои письма заинтересовали. Он прислал сюда четырех монахов. Они все осмотрели, им место понравилось. Возможно, в будущем на месте Синозерской пустыни образуется скит Валаамского или Тихвинского монастырей – тех обителей, где преподобный прежде подвизался».

Е.СУВОРОВ
Вологодская обл.
Фото автора и из архива М.ХРУСТАЛЕВА

sl.gif (1214 bytes)

назад

tchk.gif (991 bytes)

вперед

sr.gif (1243 bytes)

На глав. страницу. Оглавление выпуска .О свт.Стефане .О редакции .Архив.Почта


eskom@vera.komi.ru