БЫЛОЕ


«В ЭТОМ ВИЖУ СМЫСЛ...»

gavril1.jpg (10532 bytes)В конце прошлого года в нашу редакцию пришло письмо:

«Уже несколько лет выписываю, читаю и распространяю замечательную газету «Вера». На свои скудные пенсионные средства в этом году выписал четыре экземпляра газеты, из них 2 – в Вологде и 2 – на станции Семигородня, где читаю и распространяю среди своих духовных чад, наряду с епархиальной газетой «Благовестник» и другой духовной литературой. В этом вижу смысл своего существования и служения Господу и Российской Православной Церкви.

Являюсь старейшим священнослужителем Вологодской епархии. Был в трудное время настоятелем Богородского кафедрального собора, благочинным I, II и Северного округов Вологодской епархии, принимал участие в открытии семи храмов епархии, кандидат богословия Московской духовной академии...

Митрофорный протоиерей Василий Чугунов».

К письму был приложен документ: «На Вашем прошении о зачислении Вас внештатным корреспондентом газеты «Вера» Его Преосвященством Преосвященнейшим МАКСИМИЛИАНОМ епископом Вологодским и Великоустюжским поставлена следующая резолюция: «Бог благословит Ваши труды на ниве Христовой».

Всех нас в редакции обрадовало это письмо: такой опытный, умудренный жизнью человек стал нашим сотрудником! Спустя время пришло сообщение, что протоиерей Василий попал под машину. У 87-летнего старца сильно повреждена нога, он очень ослаб, и зрение у него быстро падает.

Нам оставалось только молиться о здравии батюшки, о его же сотрудничестве в газете мы и не помышляли. И вдруг приходит новое письмо! Старый священник собрался с силами и написал большой очерк о путешествии с владыкой Гавриилом по северным областям России. Как оказалось, для истории нашего края – это бесценные воспоминания.

Ниже мы приводим их без сокращений.

ПО СЛЕДАМ ДАЛЕКИХ ВОСПОМИНАНИЙ
О преосвященном Гаврииле,
епископе Вологодском и Череповецком
(† 28 февраля 1970 г.)

Вначале несколько слов о владыке Гаврииле.

Имя его в миру – Дмитрий Иванович Огородников. Родился он в Солигаличе в семье промышленника. В 1908 году по окончании коммерческого училища поступил в военное училище. Первую мировую войну прошел офицером, был ранен. Имел несколько боевых наград, в том числе Георгиевский крест. После войны выехал работать в г.Харбин, на Китайско-Восточную железную дорогу. Но его влекло к церковному служению, и он поступил послушником в Русскую Духовную миссию в Пекине, где и получил духовное образование. Прошло время – и он уже настоятель русского монастыря в Пекине в сане архимандрита.

В 1948 году архим. Гавриила вызвали из Пекина на празднование 500-летия автокефалии Русской Православной Церкви. Позже владыка много раз говорил мне, что во время пребывания в Патриархии с ним долго и подробно беседовал Даниил Андреевич Остапов, личный секретарь Патриарха Алексия I, и предложил по благословению Святейшего перейти из Зарубежной Церкви. Архимандрит Гавриил согласился, был представлен Святейшему Алексию, который предложил ему быть епископом Владивостокским и Хабаровским. Всего лишь год был владыка на этой кафедре и в июне 1948 г. был назначен епископом в Вологду. Владыка Гавриил был небольшого роста, очень жизнерадостный, весьма ревностный к служению и неустанной архипастырской деятельности. В этом отношении он напоминал епископа Чкаловского (теперь Оренбургского) Мануила, с которым был знаком и глубоко его почитал. В те грозные антирелигиозные времена владыке Гавриилу была присуща неустрашимость в делах служения и управления епархией, за что и уважал его Святейший Патриарх Алексий, и особенно личный секретарь Патриарха – всемогущий Даниил Андреевич Остапов.

После смерти управляющего Архангельской епархией епископа Леонтия, последовавшей 21 января 1953 года, временное управление епархией было поручено епископу Вологодскому Гавриилу. Вступив в управление Архангельской епархией, владыка решил совершить обширное путешествие по восточной части епархии. В те времена такое решение было достаточно рискованным. Уже было известно, что за подобного рода архипастырскую активность получил 10 лет заключения в лагерях епископ Чкаловский Мануил. Очень многие отговаривали его от этого рискованного в те времена мероприятия: уполномоченный Игнатов, настоятель кафедрального собора г.Вологды о.Николай Гусев, секретарь владыки А.К.Токмаков и многие другие.

Это сейчас, при свободе Церкви, архипастыри свободно разъезжают по епархии. А тогда за подобную активность в мордовских лагерях отбывал наказание епископ Мануил, был арестован митрополит Нестор Анисимов, инспектор МДА архимандрит Вениамин (Миров).

Да путешествовали ли в такие времена по незнакомой епархии, когда большинство епархиальных архиереев сидит на местах, боясь проявить какую-либо активность? Владыка Гавриил был непреклонен, и в жаркий день 2 июля 1953 г. наша делегация поездом выехала из Вологды в Котлас. В состав делегации входили епископ Гавриил, протодьякон Евлампий Павлович Спасский, старший иподьякон Виктор Иванович Львов, студент МДА Василий Васильевич Чугунов (автор настоящих строк) и мальчик Ваня Тимофеев (теперь игумен Михей, насельник Троице-Сергиевой лавры).

Жара стоит невозможная, а поезд мчит все дальше на север. Вокруг теперь зоны, колючая проволока, стрелки, собаки. В зоне за колючей проволокой трудится масса заключенных. Полураздетые по случаю жары, они что-то копают, пилят лес, таскают землю на носилках. Тучи оводов и мошкары вьются над их голыми спинами. Из окна купе мы наблюдаем за всем этим. Владыка – в рясе и скуфье, мы – по-летнему. Входит пожилая проводница, задергивает штору окна. Обращаясь к владыке, говорит: «Понимаешь, батюшка, куда едешь? Место тебе здесь найдется».

Но вот и Котлас. Нас встречают благочинный протоиерей Николай Васильевич Пулькин, староста храма, несколько старцев-священников, с десяток верующих и молодой иеромонах о.Модест Мелентьев, приехавший из Великого Устюга. Идем по пыльной дороге к расположенному недалеко храму. Наряд милиции – несколько человек – останавливает нашу процессию. Проверка паспортов. Предъявляем свои документы. Одежда владыки вызывает удивление старшего по наряду: «Вы не похожи на обычных попов, и что это за длинный черный хвост, который свешивается под колпаком на голове?» Мы объясняем, что это архиерей, главный начальник. «Не слыхал, – говорит сержант, – да и вас бы никакие документы не спасли, если бы не телеграмма из Архангельского облисполкома, что приедут такие».

Освободившись от проверки, подходим к храму. Напротив – деревянный дом, сторожка, где располагаемся для отдыха перед вечерней службой. В шесть вечера начинается архиерейская служба, которая проходит в колокольне. Рядом основной двухэтажный храм (кажется, Стефановский). Он закрыт. Перед службой пришедшим помолиться предлагаю сделать общий снимок с владыкой. Никто не желает, страх слишком велик. Протоиерей Николай Пулькин говорит: «Мы все здесь живем под страхом, что все это временно, и худшие времена возвратятся». За всенощной верующих мало – 13 человек. Служащих много больше. Владыка произносит проповедь на слова Господа: «Не бойся, малое стадо». О.Пулькин говорит: «Стадо у меня действительно малое, большим и не будет. Люди боятся, и сам приезд владыки для нас большое удивление. Молю Господа, чтобы все его путешествие кончилось хорошо при наших условиях. Здесь архиерея не было лет 30».

После всенощной ужинали в сторожке, что напротив храма. Любуемся прекрасной белой ночью. Жары нет. Приятное тепло воздуха. Хотим погулять на улице. Пулькин не советует: тут и документы не спасут, задержат. Архиерей запрещает из дома выходить, и мы ложимся спать. Ночью опять проверка паспортов. Утром за литургией тоже мало людей и такая же горячая проповедь владыки. Настоятель храма рядом с Котласом о. Григорий (Лопатин) просит владыку посетить его храм и отслужить всенощную и литургию. В субботу утром на маленьком пароходике плывем до пристани (кажется, Шипицино), идем в гору, и вот красивый и просторный храм. За всенощной и обедней народу много. «Это все из Котласа», – объясняет нам о.Григорий. Здесь нет такой проверки. После службы о. Григорий жалуется на скорбную одинокую жизнь и притеснения его как настоятеля со стороны уполномоченного. Он просится в Вологодскую епархию. Владыка согласен и дает ему место настоятеля Ильинского храма в Кадникове.

На следующий день, т.е. в понедельник, наша группа, включив в себя о.Николая Пулькина и о.Модеста Мелентьева, на пароходе вверх по р.Вычегде плывет в Сыктывкар, столицу Коми республики. Сопровождающие нас о.Николай Пулькин и о.Модест наперебой говорят нам, в какое прекрасное место мы едем. В пригороде Сыктывкара, поселке Кочпон, настоятель Казанской церкви – молодой священник о.Владимир Платонович Жохов – создал православный рай. «Это не то, что трусливый Котлас, – говорит о.Модест. – В Сыктывкаре о. Владимир религию поднял высоко. Там все верующие. Безбоязненно в черной рясе и скуфье ходит он по улицам города. Видные люди общества идут к нему под благословение. Его Казанский храм всегда полон. Множество молодежи и детей всегда наполняет его. Дети о.Владимира прислуживают ему в алтаре. На требование учителей снять кресты они отказались посещать школу. В дело вмешалась Москва и разрешила детям носить кресты. Директор публично извинился. Нет, о.Владимир Жохов велик. Он – герой Сыктывкара. Вот куда мы едем». – «Да это же Китеж-град! – воскликнул владыка Гавриил. – Будет радостно побывать мне у о.Владимира Жохова».

А пароход идет вверх по Вычегде. Июльское разнотравье бушует на полях. Погода чудная, стремительные ласточки пролетают над верхней палубой парохода, где расположена наша группа. Ласточки на лету хватают майских жуков и разных бабочек. Владыка Гавриил в мантии и клобуке сидит на палубе в особом кресле. Он привлекает общее внимание. С ним беседуют капитан, помощник и какие-то, явно переодетые, люди. Все спрашивают, зачем он приехал сюда. «Следую по следам святителя Стефана Пермского восстанавливать христианскую веру», – отвечает владыка.

На пароходе все знают о.Владимира Жохова. Капитан говорит: «Когда он едет с нами, мы выставляем для него такое же кресло. В черном облачении он располагается тут. Рядом с ним всегда матушка – очаровательная, милая дама Елизавета Ивановна».

А пароход все идет вверх по Вычегде, с каждой пристанью все больше наполняясь народом. Перед концом путешествия пароход переполнен народом. Заполнена палуба, забиты нижние палубы. Вместе с владыкой мы все ушли в каюту.

Но вот и Сыктывкар. Пространство около пристани заполнено народом. Высокого роста, в черной рясе и скуфье, большая светло-рыжая борода, густые волнистые до плеч волосы, величавая осанка – перед нами настоятель Казанской церкви в поселке Кочпон, иерей Владимир Платонович Жохов. Величественно, ласково встречает он владыку, едва обращая на нас внимание. По коврам шествует с владыкой к «Волге». В машину усаживаются он (Жохов), владыка и секретарь, порученец Жохова. Величественным жестом повелевает нам садиться в следующие «Волги». А кругом приветственные возгласы и цветы, цветы, цветы. Мы идем по дороге, усеянной цветами. Да разве это Котлас! Погода прекрасна. Подъезжаем к скромной деревянной церкви поселка Кочпон. Вокруг церкви полно ожидающего народа. Но в самом храме пусто и прохладно. Совершается молебен. Приветственные речи приехавшему архиерею. И опять цветы, цветы. После молебна – фотография около храма.

gavril2.jpg (38748 bytes)
В центре владыка Гавриил, справа от него – прот.Николай Пулькин, слева – о.Владимир Жохов, над которым во втором ряду – студент Василий Чугунов

Затем – обед в доме настоятеля. Прекрасно приготовленные блюда, фарфоровая и хрустальная посуда, за обедом присутствует несколько приглашенных из администрации должностных лиц, о чем в Котласе и мечтать было невозможно. Более недели провели мы в гостях у о.Владимира. Решительно все понравилось владыке Гавриилу: налаженная церковная жизнь прихода, любовь многочисленных верующих к настоятелю, его сплоченная и дружная семья, матушка Елизавета Ивановна, наученные вере дети – и многое другое. И нашим радостям не было конца.

Но вот наступает день расставания. Торжественные проводы, богатые подарки в дорогу – и мы отправляемся пароходом в Котлас. Погода изменилась, холодные затяжные дожди сменили радость солнечных дней. Не задерживаясь, мы пароходом плывем по Северной Двине на Архангельск. Первая остановка – Красноборск. Небольшой храм, боязливые верующие, архиерейские службы, всенощная и литургия, на которых храм полупустой. Скромный обед в доме священника и его матушки, имена их забыл. Затем мы совершили на лодках путешествие в местечко Юрьево-Наволок, расположенное среди водных просторов.

gavril3.jpg (16193 bytes)

По бедности в храме нет настоятеля. Опять всенощная и литургия в пустом храме. Народ робок и безмолвен. Погода холодная и дождливая. Настроение у всех удрученное. Выбравшись из Юрьева-Наволока, вновь плывем по Северной Двине. Следующая остановка – Тимошино. Огромный храм. Престарелые отец настоятель и его матушка. Очень бедная обстановка в их доме. Снова архиерейские богослужения, всенощная и литургия. За всенощной – два человека, за литургией – четыре.

Удрученные, садимся на пароход и держим путь на Архангельск. Приезжаем на место впадения реки Пинеги в Северную Двину. Родные места святого о.Иоанна Кронштадтского. Владыка просит нас побеседовать о святом праведнике с пассажирами парохода и членами экипажа. Никакого нет понимания у всех опрошенных о православной вере и личности северного праведника. Владыка и священнослужители, т.е. о.Николай Пулькин и о.Модест Мелентьев, сидят в креслах. Да и погода плохая: холодный дождь, ветер. Опять проверка паспортов. Все в порядке. Но вот и Архангельск. Очень скромная встреча. Владыку на машине, а нас на трамвае везут в Ильинский кафедральный собор на Быку.

В Архангельске владыка совершил полные службы, т.е. всенощную и литургию во всех четырех храмах города, т. е. на Кузнечихе, Соломбале и в Заостровье. И в Архангельске все то же: немногочисленные пассивные верующие, скромные архиерейские приемы, где, правда, всегда много было водки и рыбы. Как всегда, владыка служил торжественно и проповедовал. И лишь придя на квартиру, сказал: «Как мне здесь тяжело. Какой холодный народ». И все мы вспоминали величественный прием в Сыктывкаре.

Погода не улучшалась. Вспоминается, как здесь до отъезда, после богослужения в Заостровье, возвращаясь в Архангельск, мы переплывали на лодках через Северную Двину. Мы уже были на самой середине широкой реки, как подул ветер и пошел снег. Владыка стал молиться. Ветер поутих, а снег пошел еще гуще. В трепетном состоянии мы достигли берега. Возвратившись, возблагодарили Господа за спасение благодарственным молебном в Ильинском кафедральном соборе на Быку.

Но, слава Богу, наступила минута отъезда. Садимся на поезд, и он уносит нас в родную Вологду.

После ночи езды встали поздно. Проезжаем станцию Вожега. Жарко. Солнечно. Через окна вагона видно, как крестьяне убирают сено. Какое отличие от холодного Архангельска. Но вот и Вологда. Довольно много верующих нас встречает. Секретарь епархии Александр Константинович Токмаков подает телеграмму из Москвы от протопресвитера Александра Федоровича Колчицкого епископу Вологодскому Гавриилу: «Святейший Патриарх Алексий освобождает вас от временного управления Архангельской епархией. Ее временное управление поручается митрополиту Николаю». Прочитав телеграмму, владыка Гавриил говорит: «Вот и конец нашего путешествия. Возблагодарим Бога за все». И мы направились в Богородицкий кафедральный собор на благодарственный молебен.

* * *

Владыка Гавриил прослужил у нас, на Севере, 10 лет. Думаю, в эти трудные годы он совершил самое главное дело своей жизни. При нем в период хрущевских гонений Вологодская епархия не потеряла ни одного прихода и в этом смысле являлась единственной в Московской Патриархии. Позже его направили на Астраханскую кафедру, пожаловав сан архиепископа, а потом и на Ташкентскую. В духовном пути владыки особое место занимало почитание Божией Матери, к Которой он прибегал с усердной молитвой. И, наверное, не случайно последнее свое богослужение он совершил 8 февраля 1970 года – в день празднования иконы Божией Матери «Утоли моя печали». С этого дня он надолго занедужил.

К Господу владыка отошел 28 февраля 1971 года, в Прощеное воскресенье. Почил в полном сознании, мирно и тихо. Провожал его весь город Ташкент. Владыку похоронили под стенами часовни в честь иконы Божией Матери «Всех скорбящих радосте».

Из воспоминаний вологжан о владыке Гаврииле

...Как солнце – обаятельный, ласковый необыкновенно.

Самое удивительное – ни одного желающего не оставлял без благословения. Часами мог стоять после службы... даже на крылечке.

Проповеди были очень простые, все больше о христианской любви. А в храме тищина такая водворялась!

* * *

Об архиепископе Гаврииле у меня чисто детские воспоминания: ласковый, мягко гладит рукой по голове, улыбается, приглашает к себе домой, в небольшой деревянный дом, что был рядом с кафедральным собором. Там у него красиво, много расписных пасхальных яиц. Уходила всегда с горстью конфет. Детей он привечал особенно...

* * *

Большой был молитвенник – в храме и утром, и вечером. По-видимому, он и по ночам молился, это было заметно по некоторым признакам.

* * *

Детей очень любил. Он из алтаря идет – никого не обойдет. Если увидит ребенка, обязательно подойдет и даст просфору. Умел как-то видеть всех детей в храме.

* * *

Его и в других местах отмечали. Как-то я был в Загорске – там много архиереев служило, а к нему прямо толпа на благословение. Он такой светлый был – улыбка чудная.

* * *

Все его любили. Человек был очень общительный, ласковый, доступный, любил прихожан и каждого благословлял. Простой был для народа.

* * *

Помогал некоторым студентам учиться, материально. Мне он и после учебы помогал, даже когда уехал из Вологды. Мне потом стало неловко, я написала, что теперь живу неплохо, и он только после этого перестал посылать переводы.

* * *

Когда владыка Гавриил уезжал из Вологды (его перевели после несчастного случая в соборе), вокзал был полон провожающих...

протоиерей В.ЧУГУНОВ

gavril4.gif (8045 bytes)Из воспоминаний вологжан
о владыке Гаврииле

...Как солнце – обаятельный, ласковый необыкновенно.

Самое удивительное – ни одного желающего не оставлял без благословения. Часами мог стоять после службы... даже на крылечке.

Проповеди были очень простые, все больше о христианской любви. А в храме тишина такая водворялась!

Об архиепископе Гаврииле у меня чисто детские воспоминания: ласковый, мягко гладит рукой по голове, улыбается, приглашает к себе домой, в небольшой деревянный дом, что был рядом с кафедральным собором. Там у него красиво, много расписных пасхальных яиц. Уходила всегда с горстью конфет. Детей он привечал особенно...

* * *

Большой был молитвенник – в храме и утром, и вечером. По-видимому, он и по ночам молился, это было заметно по некоторым признакам.

* * *

Детей очень любил. Он из алтаря идет – никого не обойдет. Если увидит ребенка, обязательно подойдет и даст просфору. Умел как-то видеть всех детей в храме.

* * *

Его и в других местах отмечали. Как-то я был в Загорске – там много архиереев служило, а к нему прямо толпа на благословение. Он такой светлый был – улыбка чудная.

* * *

Все его любили. Человек был очень общительный, ласковый, доступный, любил прихожан и каждого благословлял. Простой был для народа.

* * *

Помогал некоторым студентам учиться, материально. Мне он и после учебы помогал, даже когда уехал из Вологды. Мне потом стало неловко, я написала, что теперь живу неплохо, и он только после этого перестал посылать переводы...

 

sl.gif (1214 bytes)

назад

tchk.gif (991 bytes)

вперед

sr.gif (1243 bytes)

На глав. страницу. Оглавление выпуска .О свт.Стефане .О редакции .Архив.Почта


eskom@vera.komi.ru