ПРАВОСЛАВИЕ И МЕДИЦИНА


   
«МНОЖЕСТВО БОЛЕЗНЕЙ НАМ ДАЕТСЯ...»

Некоторое время назад в нашей газете вышло несколько бесед со священником и врачом о.Филиппом (Филипповым). Они вызвали очень хорошую читательскую реакцию, но в какой-то момент нам показалось, что темы для бесед исчерпаны. Однако прошло время, и стало ясно, что это не так. Отец Филипп, настоятель Свято-Казанского храма г.Сыктывкара, продолжает практиковать в качестве врача. Одно время трудился в Республиканском диагностическом центре, затем перешел в поликлинику Минздрава РК. Новый разговор мы начали с воспоминания о прошлых наших встречах.

Возвращаясь к напечатанному

– Какой была реакция на наши с вами беседы, отец Филипп?

– До сих пор ко мне на прием приезжают люди издалека, не только из Коми, но и из Устюга, Петербурга и даже со Ставрополья, из Алтайского края. Это удивительно, но, я думаю, здесь дело не только в моей персоне. В обществе велик спрос на медиков, которые отдают себе отчет, что болезни телесные являются продолжением духовных повреждений. На этом, собственно говоря, и спекулируют экстрасенсы. Только мы, православные врачи, можем вытеснить их обратно на обочину медицины. Очень положительно, кстати, отреагировали на публикации в «Вере» мои коллеги-медики. Темы абортов, первопричин болезней, новых медтехнологий для них оказались очень актуальными. В трудных случаях, когда есть подозрения, что заболевание имеет духовную причину, они присылают ко мне своих пациентов. Невропатологи обращаются за консультациями.

– Много ли вы знаете в Коми православных медиков? Вы как-то пытались объединиться? Ведь голос одного врача часто мало что значит.

– Мы пытались создать Православное медицинское общество. Продумали его стратегию, но потом вынуждены были временно свернуть это начинание. Дело в том, что в первую очередь нашей идеей заинтересовались люди, которые специализируются на нетрадиционной медицине, в том числе оккультисты. Для нас это было большой неожиданностью, стало ясно, что нужна большая предварительная работа. Это не значит, что мы поставили крест на своей мечте. Сейчас постепенно образуется круг православных медиков. Надеюсь, что общество мы все-таки создадим.

– Среди нашего духовенства есть еще медики, кроме вас?

– Отец Константин Макашов имеет мирскую специальность реаниматолога-анестезиолога, сотрудничает с краснозатонской больницей. Отец Василий Лапко – рентгенолог, отец Николай Еременко – эпидемиолог, матушка Любовь Куратова из Кылтовского монастыря – опытный фармацевт. Она возглавила сестричество в Эжве, которое ухаживает за больными, инвалидами. Сорок шесть или сорок семь человек у них на попечении.

В сентябре при медицинском колледже у нас открывается отделение православных медсестер. В августе начинается прием. Пока будем готовить младших медсестер на 6-месячных курсах – 15-20 девушек. Кроме обязательных предметов, они познакомятся с биоэтикой и православным катехизисом.

– Как врач вы работаете в государственном учреждении. Как коллеги относятся к тому, что вы священник?

– Удивительно, но, за редким исключением, у нас работают в медицине верующие, православные люди. Чужие ли страдания, непрестанный спрос на их милосердие приводят их к вере или вера рождает в них какие-то бесценные качества, мне трудно ответить. Наверное, здесь существует взаимное влияние.

Ко мне отношение очень доброжелательное, мы вместе пытаемся разрешить какие-то духовные вопросы, которые возникают. Многие крестились, венчались. Я не пытался никому навязывать свою точку зрения. Существует профессиональная этика, согласно которой в основе основ для медика должно находиться здоровье больного, а не религиозные или национальные моменты. Но само присутствие рядом священника влияет на людей, заставляет задумываться, скажем так, о вечных вопросах.

– А ваши пациенты как-то реагируют на то, что вы священник?

filipp.jpg (19051 bytes)
На снимке первый слева – отец Филипп

– Да, и здесь прослеживается удивительная тенденция. Люди, получив какую-то телесную помощь, потом приходят ко мне в храм, приводят своих детей и в церковь, и в поликлинику, чтобы я с ними побеседовал. С несколькими семьями у нас установились тесные, доверительные отношения. И я все лучше осознаю, как это важно для священника – выходить в мир. В этом смысле мне несказанно повезло с профессией, которая понуждает меня к этому.

Проблемы, с которыми мне особенно часто приходится сталкиваться на перекрестии духовничества и медицины, связаны с психикой молодежи. Сейчас я дружу с одной семьей. Знакомство наше началось с того, что на прием ко мне привели молодого человека, страдающего тежелым психическим расстройством. Постепенно выяснилась первопричина болезни. В школе на юношу очень сильно повлиял учитель, увлекавшийся каким-то оккультным восточным учением. Из этого общения остались навязчивые мысли, одно из событий, связанное с оккультным обрядом, преследует юношу, снится ему из ночи в ночь, вызывая жуткий страх. Просыпается он обессиленный, убитый всем этим, и весь день переживает. Лечение идет с огромным трудом, хотя положительные сдвиги все же есть.

?о вот что удивительно в этой истории – судьба матери молодого человека, с которой мы часто, помногу беседуем. Сострадание к сыну пробудило ее душу. Она стала не просто благочестивой христианкой, а настоящей благовестницей, проповедницей, через которую пришло в Церковь уже много людей.

Тело сложно, а душа проста

– Отец Филипп, как часто вы ходите домой к своим прихожанам?

– Стараюсь делать это, насколько позволяет время. Эти посещения очень способствуют созданию общины. Наступает гармония между Церковью и миром, бытом.

Говорим мы на самые разные темы, вопросы задаются и как врачу, и как священнику. В последнее время очень распространен вопрос о биодобавках типа «гербалайфа». Появилось очень много компаний, в том числе и российских, которые их распространяют. Приходится самому читать рекламации, специальную литературу, выяснять, что можно употреблять, а что нет. Однозначно нельзя иметь дело с преператами, в которых используются вытяжки из плаценты или любой части человеческих органов. Сейчас целый ряд кремов для омоложения изготавливается на основе тканей детей, убитых при абортах. Это безумие.

Еще очень часто задаются вопросы о радикальных методах лечения, например, о лучевой терапии. Люди всего этого боятся, и я стараюсь определить, в каких случаях можно обойтись без серьезного медицинского вмешательства. Я был и остаюсь сторонником фитотерапии – траволечения. У нас множество лечебных трав произрастает на Севере. Нужно использовать то богатство, которое нас окружает.

Мята, душица, чабрец – прекрасные успокоительные, их хорошо пить как при нервных потрясениях, так и при желудочно-кишечных болезнях. В случае заболевания мочевыводящей системы я советую брусничный лист, при болезнях органов дыхания можно делать растирания или ингаляции с использованием пихтового масла. Можжевельник помогает при ревматизме и вообще при заболеваниях органов движения.

К растениям, что очень важно, нет привыкания, как к снотворным препаратам, например. Снотворное я прописываю не более чем на две недели, потом могут начаться привыкание, токсикомания, переходящая в наркоманию.

– Мята, душица, чабрец успокаивают психику, но «психея» переводится как «душа». Неужели разница между телом и душой столь несущественна, что травы влияют на них разом?

– Травы лишь угашают то беспокойство тела, которое производит больная душа. Так вылитое в море масло смиряет волны, но буря при этом не укрощается. Что нужно душе – известно.

Симеон Новый Богослов говорил, что тело сложно и, когда занеможет, имеет нужду в разных составах трав. А душа, напротив, невещественна, проста и требует одного врачевства – Духа Святого. Множество болезней нам дается, потому что и грехи мы имеем самые различные.

Уныние ведет к депрессиям, неврозам, психическим болезням. Чревоугодие – к желудочно-кишечным болезням, страдает при этом и вся эндокринная система. Блуд поражает моче-половуя сферу, ведет к хроническим заболеваниям нервной системы. А возбуждение, которое возникает, например, при просмотре эротических фильмов, порождает застойные явления в малом тазу, за которыми следует простатит – воспаление предстательной железы.

Сребролюбие, тщеславие, гордость – прямая дорога к сердечно-сосудистым ?аболеваниям. Те, кто не умеет прощать, кто стремится к власти, подвержены этим недугам особенно сильно.

– А чем болел Ирод? Говорят, что он сгнил заживо, так как был подвержен гневу. Та же болезнь погубила и римского диктатора Суллу.

– Они болели особой формой гельминтоза. Черви поселяются иногда в желудочно-кишечном тракте, а иногда поражают кожу, и тогда тело действительно гниет. Это связано с определенным типом питания. Гельминтоз распространяется через сырую рыбу, мясо экзотических животных.

Зависимость определенных болезней от тех или иных грехов я нарисовал, конечно, весьма схематично. Все сложнее, но эта схема отражает тенденции. Возьмем СПИД, например. Известно, кто им чаще всего страдает.

– Отчего же болеют СПИДом дети, раз это бич людей порочных?

– Во искупление наших грехов. Дети чисты душой и телом и, подобно Спасителю, страдают за нас, вместо нас. Мы распинаем их своими грехами. Но через болезни детей родители часто становятся добродельными. У них появляется наконец трепет перед Богом, они заново учатся любить.

Ведь главное в тяжелой болезни – это уход. Операция, например, устраняет лишь непосредственную опасность. По-настоящему вытащить человека может только любовь окружающих. Когда человек чувствует себя ненужным, нелюбимым, он уходит из мира, и никакой хирург не сможет его остановить.

? многие люди, даже очень грешные, это чувствуют, когда заболевает кто-то им очень близкий. Человек вместо того, чтобы бежать развлекаться, сидит у постели ребенка или матери – и это духовно его иногда возрождает. Через заботу, ласку, проявление лучших свойств души преодолевается множество грехов.

Григорий Палама писал, что страсть – это особая наклонность души, имеющая тягу к непомерному росту и подавлению собой всех прочих начал души. Сами по себе мы не можем из этого плена вырваться. И тогда те, кто тебя любит, вынуждены страдать, чтобы спасти твою душу. Они не говорят: я хочу мучиться, но Господь ведает, что они готовы к этому. Здесь заключена великая тайна.

Две смерти

– То, что писал святой Григорий Палама о развитии страсти, очень похоже на картину такой болезни как рак.

– Да, употребление контрацептивов, аборты ведут к опухолям молочной железы, половой сферы. Но эта болезнь не щадит и других органов нашего тела. Как священник я не могу дать ответа, какие духовные причины приводят к тем или иным раковым заболеваниям. Зато мне не раз приходилось наблюдать, как страдания тела, пораженного этим страшным недугом, приводят к исцелению души.

Осенью судьба свела меня с двумя удивительными женщинами, погибавшими от рака мозга и от опухоли желудочно-кишечного тракта. Обе они были преподавателями в разных институтах, прожили яркие жизни, мало интересовались религией. Обе стали на смертном одре христианками в самом высоком значении этого слова. Я расскажу о том, как они уходили.

У первой один сын был наркоманом, а другой – учился в баптистской академии. Это было ее трагедией. Ко времени нашего знакомства речь умирающей была уже бессвязна, и лишь когда эта женщина говорила о Боге, то находила силы высказываться ясно. Заболела она, будучи вполне светским человеком, но страх за детей, что уже ничего нельзя исправить, совершенно изменил ее. К ней приходили ученики, очень милые ребята, – очевидно, всю жизнь, все время она посвящала им, а на сыновей времени не оставалось. Но до последней минуты эта мать молилась о своих детях, и это было так сильно, столько в этом было покаяния, надежды, что, мне кажется, она и сейчас вот так же безостановочно повторяет свою мольбу, стоя перед престолом Божиим.

Рядом с другой женщиной постоянно сидела дочь, и подвиг матери производил на нее очень сильное впечатление. Умирающая говорила не о выздоровлении, а о том, что перед смертью она обязательно должна исповедаться и причаститься. При ее заболевании сознание уходит раньше, чем тело. Из-за интоксикации человек впадает в кому. Мы примерно знали, когда это произойдет, и я дал обещание приехать... И не приехал, заболел – два дня провел дома. На третий день в больнице меня встретила дочь этой женщины словами:

– Мама уже в коме.

Я пережил шок, был в тот момент, наверное, самым несчастным человеком на свете. По моей вине человек был лишен единственного утешения, которое ему оставалось. В этой безнадежной ситуации я мог только молиться. Я просил Спасителя, Божию Матерь что-то сделать для нас. Не верил, что все кончено, бросился в церковь за святыми дарами. А счет шел уже на часы. Я плакал по дороге, взяв в храме все, что нужно для причастия, вернулся. И произошло чудо. В этот раз дочь улыбалась:

– Мама пришла в себя, зовет вас.

Я тоже был совершенно счастлив, причастил страдалицу. Прочитали мы благодарственный молебен – точнее, я прочитал, все, что она могла, – это шептать Иисусову молитву. Не прекращала читать и после того, как снова впала в бессознательное состояние. Губы ее продолжали шевелиться, пока не остановилось сердце.

В.ГРИГОРЯН
Фото Р.Ногина.

sl.gif (1214 bytes)

назад

tchk.gif (991 bytes)

вперед

sr.gif (1243 bytes)

На глав. страницу. Оглавление выпуска.О свт.Стефане.О редакции. Архив.Почта


eskom@vera.komi.ru