|
ИСЦЕЛЕНИЕ БЕСНОВАТОГО В КАПЕРНАУМЕ
Ко времени прихода Спасителя вся Иудея была словно одержима нечистым духом. Вспомним, как толпой в Назарете овладело вдруг нестерпимое желание убить Спасителя. Нетрудно догадаться, что за сила за этим стояла, но
удивительно, как легко она повела за собой людей, вошла в них запросто, будто в свое жилище. Возможно, дело в том, что душевное здоровье иудеев было серьезно подорвано. Утрата независимости, вера в свою богоизбранность, мечты о власти над миром – все это
возбуждало дикие страсти, ожесточало сердца. Нам, пережившим ХХ век, хорошо известно, что такое обиженная нация, как искажаются черты ее облика и дарованные Господом особенности на глазах обращаются в губительные недостатки. Главным
достоинством иудеев была их вера в Бога. Однако ко времени прихода Иисуса Христа евреи в своем пристрастии к оккультизму успели превзойти многие языческие народы. В Иерусалиме, согласно вавилонскому Талмуду, жило в то время 80 профессиональных
толкователей снов, причем их занятие считалось престижным и в высшей степени научным. По свидетельству еврейского историка Иосифа Флавия, большой популярностью пользовалась у иудеев некая волшебная книга «Сефер-Рефуот», ложно приписываемая Соломону.
Самое широкое распространение получили различные амулеты, заговоры, чары. Даже благочестивые раввины изгоняли демонов с помощью сомнительных заклинаний, предварительно полив голову страждущего маслом. На борьбу с нечистой силой были
направлены громадные силы. Ведь демонам в то время приписывалось любое отклонение в поведении человека. Как пишет Фаррар в своем жизнеописании Христа, иудеи были уверены, что «к женщине, вышедшей с непокрытой головой, бес садился в волосы, неумовение рук
перед едой предавало всякого в жертву бесу шибта; если бросается на вас в поле бык, утверждал Талмуд, значит, сатана проскочил между его рогами». С духовенством успешно конкурировали доморощенные маги. А лучшим средством против злых духов считался
огневидный корень ваарас, которого в глаза никто не видел, но все были о нем наслышаны. Ввиду этого не стоит удивляться, что число одержимых в Палестине стремительно росло. Подобно псу, гоняющемуся за своим хвостом, иудеи с
остервенением охотились на бесов, но при этом чаще заражали друг друга, чем исцеляли, потому что лишь Господь Всемогущий имеет истинную власть над сатаной и его слугами. * * * Вот в этой обстановке и
совершилось исцеление Спасителем бесноватого, о котором повествуют св.Марк в первой главе своего Евангелия и св.Лука в четвертой главе. * * * Был в синагоге человек, имевший нечистого духа бесовского, и он закричал громким голосом: оставь; что Тебе до нас, Иисус Назарянин? Ты пришел погубить нас; знаю Тебя,
кто Ты, Святый Божий. Речь идет о синагоге в Капернауме, самом большом здании в городке. Его живописные развалины, крупные устои из полированного известняка, куски от фриза, акантовые листья капителей до сих
пор можно увидеть на берегу Галилейского моря. Есть сведения, что синагога была построена на пожертвования римского офицера, который командовал местным гарнизоном и, надо полагать, уверовал в Единого Бога. Но довольно об интерьере.
Среди исследователей Евангелия нет единого мнения, что заставило одержимого закричать. Большинство полагает, что это была выходка злых духов, перепуганных близостью Спасителя. При этом, правда, непонятно, почему возглас начинается с раболепной просьбы
нескольких существ – каких-то «нас» – оставить их, а заканчивается тем, что некто один признает божественность Христа. Это несоответствие так удивило очевидцев, что хорошо запомнилось. Два евангелиста, трудившиеся независимо друг от друга, передают
слова, вырвавшиеся из бесноватого, одинаково. Возникает вопрос, а не принадлежит ли начало вопля бесам, а конец – человеку, почувствовавшему близость освобождения? Однако даже если и так, то источником сведений для одержимого все
равно была нечистая сила. По словам блаженного Иеронима, демоны, сознавая, что им придется покинуть захваченное тело, решили извлечь из этого как можно больше пользы. Враг надеялся бросить тень на истину, ведь какая цена может быть свидетельству,
принадлежащему духу лжи. Святой Афанасий Александрийский усматривает здесь у лукавого еще один мотив – дать понять, что и он, диавол, иногда вещает правду, а значит, и к нему можно прислушиваться. Очевидно, в силу всех этих причин Спаситель и запретил
падшему ангелу свидетельствовать о Себе. * * * Но Иисус запретил ему, говоря: замолчи и выйди из него. Тогда дух нечистый, сотрясши его и вскричав громким голосом, вышел из
него. Вдумаемся в случившееся. Иудеи предпринимали невероятные усилия для того, чтобы избавиться от нечистых духов. Иногда им это удавалось – заклинания с согласия бесов срабатывали. Случалось, наверное, что и
Господь исцелял в ответ на неотступные просьбы. Но Иисус никого ни о чем не просит, никаких ритуалов не совершает, корня ваарас у Него явно при Себе нет, ему достаточно одного слова, чтобы попрать демонов. Так кто же Он в таком случае? Ведь один лишь Бог
может повелевать бесами от Своего Имени. Вот вопрос, который поразил всех собравшихся в капернаумской синагоге. * * * И все ужаснулись, так что друг друга спрашивали: что это? что
это за новое учение, что Он и духам нечистым повелевает со властью, и они повинуются Ему? К первому веку даже в иудейском народе все более крепло убеждение, что две силы правят миром – добро и зло, дополняя
друг друга, считаясь друг с другом. Что они едва ли не одинаково сильны. Отсюда и возникла страсть к волхованиям и заговорам. Мол, если Бог не снизойдет, то с нечистым духом можно будет договориться. Исцелением бесноватого Спаситель дал раз и навсегда
понять нам, что лишь по грехам человеческим демоны имеют власть над нами, а перед Господом все легионы бесовские значат не больше, чем пыль на ветру. Пришел Царь, и бросились врассыпную разбойники, столь долго похвалявшиеся своею силой. На снимке: напрестольное Евангелие XIV века. В.Г.
eskom@vera.komi.ru
|