|
«Нет благословения нашему селу...» Предварить обзор писем хочется словами благодарности всем вам, дорогие
читатели, кто пишет нам. Папка со свежими письмами по-прежнему не пустует, несмотря на начало «дачного сезона». О сокровенной связи судеб храмов и людей пишет в своем обширном письме Г.Р.Шумилова. Речь идет о Грязовецком районе
Вологодской области, «где жили и трудились прп.Павел Обнорский, прп.Иннокентий Комельский и откуда вышел святитель Игнатий Брянчанинов (родовое имение семьи Брянчаниновых – села Покровское и Юрово.) Я выросла в с.Сидорово этого района. Еще бабушка
рассказывала, как строили одну из самых красивых на Севере церквей в нашем селе. Строили всем миром: возили телегами глину, обжигали кирпичи. Народ был зажиточный, т.к. село находилось в центре торговли. Построили церковь, церковно-приходскую школу.
Священником был о.Орнатский. Возможно, он был родственником священника Орнатского, служившего в Исаакиевском соборе в Санкт-Петербурге. После революции в известные времена церковь разрушили, а битым кирпичом засыпали улицу села. С каждым годом дорога как
бы уходила в землю и, сколько я себя помню, по ней можно было проехать только на гусеничном тракторе, т.к. машины тонули. Люди говорили, что Бог наказал. Сейчас село представляет жалкое зрелище: сплошное запустение, пьянство, бедные старухи в окрестных
деревнях. Раньше это были крупные деревни – по 50 дворов, сейчас большинство из них исчезли, в трех-четырех осталось по 2-3 семьи стариков. Так разорение святынь сказалось на потомках разрушителей». Письмо Н.А.Лобашева, 73-летнего
жителя д.Новое Вологодской области дополняет этот рассказ: «У нас в Грязовецком районе церквей было много, все изломали. В Троицком изломали, в Прибое тоже. Вот в Скородумке мужики не побоялись поганых коммунистов, не дали изломать церковь; она и
сейчас жива, идет служба. И в Покровском церковь жива, но не служат. Там родился, как я слыхал от людей, Игнатий Брянчанинов». Точное слово нашел Николай Александрович: «Церковь жива» – вернее, не искал, а лишь простодушно, по
наитию выразил суть народного отношения к храму. Вот потому, случается, люди всю жизнь переживают нанесенную когда-то этой живой, родной святыне обиду: «Здравствуйте, уважаемые умственные труженики! – трогательно
приветствует читательница из сельской глубинки Вологодской области (имя и адрес она просит не указывать).– Мне 82 года. И мучаюсь я, как замолить грех молодости. Церква наша закрыта, и в ей сделан клуб. Когда я была молода, ходила в клуб и
плясала. Остарела – теперь задумываюсь. Я верю в Бога Иисуса Христа с детства. Давно видела я сон. Будто на среднем окне церкви стоит гроб; из гроба встает покойник и говорит: «Что, думаете, нет Бога, нет греха? Есть Бог, и есть грех, и в церкви
веселиться – грех». Ох, как мне тогда страшно стало. И еще видела сон. Будто оказалась на небе у проруби; на проруби льдинка. На одном бережку стою я, на другом – Бог. Он и сказал мне: «Становись на льдинку; если грешная – провалишься, не грешная –
сведу». У меня в руке палочка оказалась, и у Бога тоже. Я своей палочкой стала к другому берегу подбираться. А Он своей палочкой мою выстукнул и сказал: «Ишь, как умудрилась». И я провалилась в яму. Лежу, смотрю вверх – а сверху на меня горящее олово
льется. Я сильно-то как заревела – никогда, думаю, конца муке не будет. И проснулась. Я молюсь, бываю в церкви за 50 км, езжу сдавать грехи и причаститься. Евангелие читаю. А на душе тяжело – все думаю: плясала в церкви, грешница...»
Не надо отчаиваться. Любовь Божия, как море, безбрежна, она покрывает всякий грех, если он был нами оплакан. Л.Ф.Дубравина из Печоры переживает давнее разрушение храма в родном селе как личную вину. «Я родом из
с.Спаспоруб Прилузского района. Когда-то в нашем селе на высоком красивом берегу Лузы стояла большая церковь. На ее развалинах я бегала в далеком детстве, кладбище, которое было рядом, все разорили, остались одни ямы от могил, в которых мы, несмышленыши,
прятались во время игр. Прошли годы, и когда я, грешная, стала ходить в церковь, читать вашу газету, духовную литературу, я стала задумываться над содеянным когда-то. Но самое главное – за этот грех, совершенный нашими предками, нет благословения нашему
селу...» Вот почему и стучат топорики по всей России, поднимая вновь Божьи храмы. Жив дух покаяния и любви в русском человеке, о чем и свидетельствуют письма. И святыни возвращаются к нам. А в лесном поселке Красная, что в
Архангельской области, верующие, как это бывало исстари на Руси, взяли, да и построили сами сразу две часовни. «Мир вам, добрые люди! Пишет вам р. Божия Наталья. Мы живем в Верхне-Тоемском районе, рядом с рекой Илемшей, которая
впадает в Пинегу. По левую сторону реки верующие построили часовенку в честь Всех святых, а по правую сторону – часовенку во имя праведного Иоанна Кронштадтского. Освятил их иерей из Верхней Тоймы о.Анатолий. Он приезжал к нам. По праздникам и воскресным
дням молимся там, читаем Евангелие. Часовенка маленькая, два на два метра, но народу приходит много. Деньги, которые кладут, отправляем в Согру, на восстановление храма Преображения Господня». Мир светлеет, когда узнаешь о таких
вот людских делах. И о людях, способных к сопереживанию, состраданию. Автор следующего письма – петербурженка О.И.Мохова, член общества « Покров животным» и мать четырех детей. «С большим удовольствием
читаю газету. Нравится наличие разных точек зрения, неполитизированность, отсутствие вражды к инославным и сектантам. Очень нравятся ответы о.Варнавы в рубрике «Ковчег» – простые, реальные, обдуманные, написанные хорошим русским, безо всяких вычурностей,
языком. Посылаю вам мои статьи в защиту животных. К моему прискорбию, этой теме почти не уделяется внимания, она не считается важной. А на мой взгляд, человек распознается больше по его отношению к слабым и беззащитным. «Какое
жалостное зрелище представляет собой петербургский зоопарк! В детстве я не понимала, как плохо живется зверям в таких тесных клетках, мне просто интересно было на них смотреть. А им-то каково провести в зоопарке всю жизнь, практически пролежать, не
двигаясь! Лев – царь зверей – лежит с тоскливым взглядом в тесной клетушке. Мишка, какой-то всклокоченный, – на каменном полу. Змея, не двигаясь, лежит в стеклянной коробке (а ведь ей полагается ползать). Орлу даже не взмахнуть крыльями в своей
загородке... Прямо как настоящая тюрьма, только в тюрьмах держат преступников, а в нашем зоопарке – ни в чем не повинных зверей. Я считаю, что если уж держать зверей в зоопарке, то при условии, чтобы у животных были вольеры, а не клетки. А можно было бы
и обойтись без зоопарка: почему животные должны томиться в неволе всю жизнь только ради того, чтобы мы могли на них взглянуть?!» К письму приложена обширная статья о безнравственности опытов над животными. Ольга Ивановна привлекает
внимание к глубокой проблеме потери современным человеком понятия о Боге, Его творении и, как следствие, потери благоговейного отношения и к «братьям меньшим», и друг к другу. На страницах «Веры» мы не раз касались темы защиты животных как раз в подобном
плане (см., например, № 312 за 1998 г., где публиковалась и молитва св. Василия Великого о даровании чувства товарищества со всеми живыми существами»). Подготовила Е.Григорян
eskom@vera.komi.ru
|