ВЗГЛЯД
Сравнительно недавно довелось мне быть на выставке, развернутой в череповецком музее. Здесь я впервые увидел икону Страшного суда конца XVII – начала XVIII века, поразившую сначала своими размерами – до потолка, а потом и содержанием – картинами суда, бросающими в дрожь. – Я думаю, это самая большая икона Страшного суда, из имеющихся в России, – взялся рассказывать мне научный сотрудник музея Михаил Юрьевич Хрусталев. – Когда-то она украшала западную внутреннюю стену церкви Благовещения в селе Едома. Это бывшая вотчина Симонова монастыря на реке Шексна. – До середины XVII века обычно было принято изображать сюжет Страшного суда лишь на фресках, – продолжил мой собеседник. – По бокам на иконе идут выдержки из текста Апокалипсиса. В верхней ее части – Господь Саваоф. Средняя часть – это сам Страшный суд. В центре иконы – Христос на Престоле как грозный Судия с предстоящими Богородицей и Иоанном Крестителем в окружении апостолов и ликов ангельских. И в этой же части иконы находятся души на Страшном суде. Ниже – грехи. Чем ближе к пасти ада, тем грехи страшнее. На дне ада – душа Иуды Искариота на коленях, а в геенну движется своеобразный конвейер грешников. Здесь идет список соответствующих грехов, также какая мука за эти грехи положена. Читаем: “Мука разбойникам и татям, мука клеветникам, мука женам блудящим, мука ростовщикам и сребролюбцам, мука идолослужителям и поклоняющимся болванам, мука душегубцам, мука блудникам”. Какие это муки? – “Сия мука мраз лютый, сия мука червь неусыпный, сия мука смола кипящая...”
Первыми в пасть адову идут “цари, князи и всякие власти века сего, которые неправо господствовали”, за ними – “архиереи, всякие власти духовного чина, иже не по правилам святых отец исправляли”; далее “священники, которые недостойное священство восприняли, не по священству жили, идут в муку вечную”. Как видим, кому много дано, с того и спрашивается строже. Да простят меня читатели, здесь я отвлекусь несколько от предмета нашего исследования и перескажу анекдот, возможно, и старый, но мною услышанный лишь недавно от диакона Андрея Кураева. “Умер простолюдин, душа его попала на небо к вратам рая – там очередь еле-еле движется, апостол Петр у врат с ключами пропускает по очереди. Вдруг трубят ангелы: расступись! дорогу! – и проносят золотые носилки, на которых душа новопреставленного епископа восседает, и, минуя очередь, – прямо в рай. Ну, начинает роптать крестьянин, что же это такое: на земле мы были не равны, и тут, в Царстве Божием, тоже, оказывается, привилегии есть! Подходит к нему ангел и говорит: “Успокойся, старец, ты просто не понимаешь, в чем дело. Событие-то ведь какое! Из вашего брата крестьянина, почитай, каждый второй в Царство Божие попадает, а у епископов – один из ста”. Следом в геенну идут “нищие, которые пронырством и лукавством собирали”. Здесь, казалось бы, нет никакой внутренней логики: подумаешь, хитрили, небось, не убили никого – голод-то не тетка. Но вспомним, какое на Руси всегда было трепетное и любовное отношение к нищим да юродивым Христа ради, и станет ясно, почему идут таковые хитрецы вслед за недостойными духовными учителями и злыми светскими правителями; много нищим дано в смысле доверия, и спрашивается всерьез за попытки торговать именем Божиим. Далее идут “судьи, которые неправо и по мзде судили”, – тоже вот в теории как бы облеченное доверием народным сословие; потом – “купцы и торговые люди, которые лестью и обманом покупали и продавали...” Один из самых страшных грехов – пьянство, потому что от него недалеко до самоубийства, а умершие от вина – самоубийцы и есть. Перед каждым грехом изображен князь этого греха, перед которым душа должна дать ответ за совершенный грех. Здесь же показаны все царства, которые пали до христианства за свои грехи и пороки: персидское царство, македонское, вавилонское и римское. Они изображены в виде крылатых коней. Когда мы рассматривали икону Страшного суда, пробирал мороз по коже, а между тем от иконы не хотелось отходить: она одновременно и пугала, и притягивала. Хотелось запомнить все, что на ней изображено. Но, наверное, это невозможно, даже если простоять перед образом несколько часов. Но что запомнил, я пересказал вам. А.ВЕРИН На глав. страницу.Оглавление выпуска.О свт.Стефане.О редакции.Архив.Почта |