ПРИХОДСКАЯ ЖИЗНЬ
Под покровом Серафима
Каждый раз, приезжая в Сосногорск, поражаюсь той любви, которая царит в городском храме Серафима Саровского. «Радость моя, Христос Воскресе!» – с такими словами обращался к людям Серафим Саровский, делясь пасхальной радостью с каждым встречным человеком. И такое же чувство радости я испытал, когда подходил к городскому храму, сияющему новыми куполами с крестами. Над входом меня встретил сам преподобный, нарисованный молящимся на коленях среди вековых сосен в дремучем Саровском лесу. А когда я увидел отца Сергия Павлова, то и вовсе ощутил живое присутствие батюшки Серафима. Дело в том, что о.Сергий тоже согбенный, как и убогий Серафим. Лучась улыбкой, своей простотой и обходительностью, батюшка сразу же расположил к себе. Поинтересовавшись, сколько я собираюсь пробыть в Сосногорске, он предложил погостить у него. Да так предложил, что получалось, будто это не он благодетельствует, приглашая под свой кров, а я сделаю ему одолжение, если погощу у него... Авария Встреча эта напомнила мне прошлый мой приезд в Сосногорск. Тогда с такой же непосредственностью священник предлагал остановиться у себя дома. Только это был другой Сергий – настоятель храма отец Сергий Филиппов. А ведь у него у самого дома тогда было пятеро детей мал мала меньше! Я опять же отказывался, объясняя батюшке, что остановился в Ухте у друзей, что они будут волноваться, если не вернусь... «Значит, надо отвезти вас в Ухту», – заключил настоятель. И попросил своего друга Николая Ушакова, работающего водителем при храме, доставить до места. Помню, была страшная непогода: видимость ноль, сплошной туман, да еще по первым заморозкам образовался гололед. Но Николай сразу согласился ехать: «Раз тебя ждут там, надо ехать...» В дороге мы с ним подружились. И до дома доехали благополучно, оказался он классным «водилой». А в этот приезд я его уже не застал. Отец Сергий Павлов повез меня на кладбище, посетить его могилу. Разбился он в гололед, когда вместе с тремя сосногорскими священниками и дьяконом ехал на епархиальный съезд в Ульяново. Николай похоронен рядом с кладбищенским храмом, где о. Сергий Павлов и служит. Светило яркое солнце, день выдался жарким, радостным. Ни о чем печальном думать не хотелось, и трудно было поверить, что все это случилось на самом деле... – Мы ехали на «девятке», пять человек в одной машине, – рассказывает о.Сергий, – 13 октября это было, как раз на Покров. Акафист Пресвятой Богородице читали, готовились к причастию. Двенадцатый икос закончили, и, чувствую, понесло по гололеду.... Машину в старицу закинуло, перевернуло вверх колесами, лед проломился, машина ушла под воду. Салон сразу наполнился водой, а мы все вниз головой, полностью в воде. От удара пронзила меня боль. Я, когда под водой оказался, прекрасно слышал все, что делается снаружи. Слышал, как отец Сергий Филиппов молится: «Господи, помилуй!» Думаю, а я-то чего не молюсь, взмолился и я. А воздуху уже не хватает, и вдруг в памяти всплыл такой же случай, когда один мужик под лед провалился, стал тонуть, взмолился – и тут же ангелы его из проруби вытащили. И я, когда взмолился, чувствую, стал переворачиваться в воде, вода уже по лицу вверх-вниз бултыхается: значит, думаю, перевернулся вверх головой, прослойка воздуха в салоне еще осталась! Как взмолился, сразу же успокоение пришло, стало легко и без воздуха. Потом думаю, что ж я ничего не делаю для спасения? На ощупь стал искать ручку у двери, нашел, а дверь заклинило. Потом меня отец Дмитрий, дьякон, спас – он первый из машины вылез и мою дверь снаружи открыл. А отец Сергий Филиппов только из машины вылез, увидел, что Николая нет, сразу же обратно в воду полез, стал нырять, вытаскивать его. Не побоялся, что сам может потонуть. Но уже поздно было. Николай умер сразу же во время аварии, от удара, два шейных позвонка сломало. Позже врачи даже воды в легких не обнаружили, он уже не дышал, когда машина под воду ушла. Что еще сказать? Жена его сильно переживала, двое детей остались. А меня после этой аварии потом и согнуло так, сгорбило. На все воля Божья... Николай-то перед смертью как раз у Серафима побывал, в Дивеево. А за момент до смерти мы акафист Богородице читали. Так что на самом взлете Господь его взял. Лития по другу
Кладбище находится в сосновом бору. Высокие золотистые сосны как свечи стоят вокруг могилок. Мы подходим к могиле Николая, она уставлена цветами. Отец Сергий надевает епитрахиль, поручи и начинает служить заупокойную литию. А солнце брызжет своими лучами, благодать да и только. От ладана благоухание. – Так вот каждый раз панихиды, отпевы служу, – закончив литию, говорит батюшка. – Сегодня тоже привезут покойника из Нижнего Одеса. Морг-то у нас там. Из Сосногорска всех умерших туда вначале везут, а потом назад по этой дороге, мимо нашего кладбища никак не проедешь. – Много отпевать приходится? – Много. Из общего количества умерших – больше половины. Люди помаленьку воцерковляются, хотя многие еще не понимают, как важно отпеть человека, молиться за упокой его души. Бывают и курьезные случаи. Одна женщина пришла: «Батюшка, – говорит, – надо отпеть мужа». – «От чего умер?» – спрашиваю. – «Нет, он еще не умер, он еще живой, но скоро умрет». – «Погодите, – говорю, – ведь ему нужно вначале исповедоваться, причаститься». Через два дня эта женщина звонит: «Приходите, он согласен». Человек оказался действительно больной, старый, я исповедовал его, но должного раскаяния так и не увидел. Просто, видно, жена у него из тех, кто привык постоянно командовать, и тут в приказном порядке заставила его исповедоваться. Вскоре он умер, я его отпевал. Этого человека мне действительно жалко, ведь он так по-настоящему и не подготовился к смерти. Часовня уже три года стоит, а служим очень мало. Бесам очень не нравится, что здесь служба идет. Весной случай был, хоронили одного человека. Из могилы смерч вышел и пошел по кладбищу. Все венки с могил раскидал, памятники попереворачивал, обошел все кладбище и ушел под землю. Я не видел, а вон рабочие могилу копают, они видели, если хотите, подойдем, спросим? – Давайте спросим, интересно. Подходим к рабочим. Земля в могиле хорошая, один песок. Слышим, как один рабочий говорит другому: «Опять ворона кричит». – Вот, батюшка, – обращается он к священнику, – как ворона лебедем закричит, так обязательно покойника два или три накаркает. – Да это не ворона, – сомневается батюшка, – так вороны не кричат. – Ворона, ворона, она здесь постоянно живет, – утвердительно говорит рабочий, – вон она на дереве сидит. Она и по-соловьиному, и по-лошадиному, и по-человечьи может. Действительно, на дальнем дереве сидит огромная ворона и издает какие-то пронзительные звуки. Батюшка не успел ее перекрестить, как ворона снялась с места и, громко каркая, полетела прочь от кладбища: «Кар-кар-кар». – Точно, ворона, – удивился о.Сергий. – А я ее чего-то раньше не видел. Вы про смерч-то расскажите корреспонденту, ему интересно. – Мы сидели вон на той скамейке втроем, – показывает смотрительница кладбища, вступившая в разговор, – а здесь хоронили милиционера. Только его привезли, гроб поставили рядом с могилой, как из могилы появился вьюн и стал наращиваться, наращиваться и идет на нас. Я думаю: бежать или не бежать? Думаю, все равно не успею, не побежала, он рядом с нами прошел. Венки в воздух поднял, бумагу, крутил все. Обошел вот так кладбище и возле туалета, где тоненькие березки и сосны, только «вжик» – и по этим березкам в землю ушел, они только зазвенели. Пропал – и стало так же тихо, как и до этого было. – Чудеса! – только и вырвалось у меня. – Ну, пойдем в часовню, – позвал меня о.Сергий, – я собираюсь в ней этой осенью алтарь сделать, можно будет литургию служить. В действительности часовня по своим размерам гораздо больше городского храма. Но из-за того, что она находится за городом и людей приходит мало, постоянные службы в ней начались только с начала этого года. – Когда в 93-м году в газете я увидел заметку, что на кладбище будет строиться церковь, – стал вспоминать батюшка, – мне сразу же как будто кто-то сказал: «Для тебя». – «А для меня-то зачем?» – удивился я. Тогда я еще далек был от православия, занимался оккультизмом, в московской академии астрологии учился – Бога искал, думал, что все пути ведут к Богу. И друзья у меня – один инопланетянами занимался, другой магией. Я им все советовал пойти к священнику, исповедоваться. Потом думаю: а сам-то чем лучше? Собрался и пошел в храм на исповедь. И вот с тех пор постоянно хожу. В июне 97-го года меня рукоположили в священники. Четвертый год служу.
Сейчас у нас здесь три отца Сергия. Настоятель отец Сергий Филиппов по возрасту самый молодой среди нас, а священник самый старый, раньше нас рукоположился. Он наш златоуст, прихожане специально послушать его приходят. После каждой службы проповедь говорит минут на сорок, иногда на час, и никто не уходит. Каждого за душу затронет. А отец Сергий Токмаков, наоборот, по возрасту самый старый, а священник самый молодой. Он художник. Мне вот икону Спасителя написал. Батюшка Серафим перед входом в храм – тоже его работа. В городе он человек известный. Недавно у нас книга к юбилею Сосногорска вышла, так о.Сергий там два раза сфотографирован: как священник и как художник. На него как ни посмотришь, всегда улыбается, самый жизнерадостный из нас. – А почему вы так резко от астрологии в православие пришли? – Когда стал готовиться к первой исповеди, стал читать молитвы, по ночам вспоминать грехи, – тогда и осознал всю свою греховность. И с каждой исповедью это осознание становилось все больше. Только тогда понял, что истина – в православии. Ведь что такое Евангелие? Это благовестие Царствия Небесного, это предложение человеку облачаться в небесные одежды. А астрология вовсе не говорит о Небесном Царстве. Для астролога смерть – это конец всего, он не видит, что будет после смерти. Все его прогнозы касаются только жизни: там можешь споткнуться, там надо обойти, здесь добиться успеха... В астрологии нет Промысла Божьего. Потому что волю Божью нельзя предсказать по звездам. По высоким ступеням поднимаемся в часовню. При сравнении с современными маленькими храмами даже язык не поворачивается назвать ее часовней. Помещение большое. Убранство скромное, всего несколько современных репродукций икон. Среди них – большая икона Владимирской Божией Матери и «Живоносный Источник» – самые любимые иконы о.Сергия. Вскоре привезли покойника. Родственники во время отпева встали вокруг гроба с зажженными свечами. Видно, что они толком не знают, как вести себя в храме, как вносить покойника, как выносить, что делать. Отец Сергий говорит проповедь: о смерти, о жизни в Боге, о том, как важно поминать умерших родственников. Да... Только в такие минуты скорби, когда видишь смерть наяву, тогда и начинаешь задумываться о бренности своей жизни... Настоящий батюшка На следующий день из Дивеево приехал о.Сергий Филиппов. Все вокруг него закрутилось, завертелось, засияло, словно праздник наступил. Все настоятеля любят, гордятся им. Он привез святыни Серафима Саровского. Рассказал, каким чудесным образом они были ему переданы. Все, что относится к батюшке Серафиму, для каждого православного имеет неоценимое значение, тем более, для прихожан храма, названного в честь преподобного. А тут – частицы от лаптя, в котором батюшка ходил, частицы камня, на котором молился, частицы покровца, которым были накрыты мощи преподобного! Несмотря на усталость с дороги, о. Сергий сразу же включился в работу, на ходу решая десятки неотложных дел. В этот же день стал служить праздничную службу в честь первоапостолов Петра и Павла. После службы сказал об апостолах зажигательную проповедь. Рассказал о них так, словно знал лично. Все слушали затаив дыхание. «Правда, у нас хороший батюшка?» – повернувшись ко мне, спросила одна старушка. «Правда, хороший, – улыбаюсь я, – настоящий батюшка». Все подходят к причастию, среди них – маленькие детки о.Сергия. После моего последнего приезда их семья прибавилось еще на одного человека. После службы они окружили отца. «Папа, пойдем домой! – зовет старшая дочка. – Ты, что ли, не знаешь, какой день сегодня?» – «А какой сегодня день?» – «У меня день рождения, мама уже пирог испекла». – «Конечно, помню, пойдем». Взял батюшка и меня с собой. Когда дети разделись, дома получился целый детский сад. Как с этой оравой бедная матушка справляется – ума не приложу. Сама такая маленькая, хрупкая. «Это у нас еще не все, – говорит о.Сергий, – старшая сейчас в Визябоже у Владыки в православном лагере отдыхает. На обратном пути мы к ним заезжали, им там так хорошо, что они даже домой не хотят уезжать». Общий праздничный стол, совместная семейная молитва, поздравления, подарки – как не позавидовать такому большому человеческому счастью. Наша пасха (вместо эпилога) В тот приезд рассказал я батюшкам Сергиям о готовящемся крестном ходе на Уральские горы. И они пригласили всех участников хода на свой престольный праздник Серафима Саровского. Прошло время. Собралось 15 человек, пожелавших отправиться в горы, сели мы на поезд. Перед Сосногорском достали свои консервные банки по походной привычке (когда еще удастся покушать?), и каково же было наше удивление... Специально для нас батюшки рядом с храмом приготовили целый дом, в котором было наготовлено еды, наверное, на два таких хода. Была праздничная архиерейская служба. Почти до полуночи батюшки принимали исповедь, исповедались и мы, а на следующий день вместе со всеми приобщились Христовых Таин. Может быть, через это совместное причастие, благодаря благословению владыки и сосногорских священников, мы так объединились во Христе, что во время крестного хода не испытывали никаких трудностей и постоянно ощущали на себе помощь Божию. В горах мы постоянно ладили между собой, хотя находились в таких экстремальных условиях, в которых даже в «схоженных» туристических группах обязательно возникают какие-нибудь трения. Всю дорогу мы вспоминали гостеприимство сосногорских батюшек, особенно о.Сергия Павлова, иногда совершенно безотчетно называя его батюшкой Серафимом. Это он дал нам в дорогу акафист Воскресению Христову и благословил, если мы окажемся у Креста в воскресный день, его прочитать. В субботу мы долго молились у креста, читая акафисты до самого вечера. Незаметно наступило время воскресной службы. «Возбранный Воеводо, Господи Небесе и земли...», – разнеслись над горой первые слова акафиста. Е.СУВОРОВ На глав. страницу.Оглавление выпуска.О свт.Стефане.О редакции.Архив.Почта |