КНИЖНАЯ ПОЛКА

 

РАДОСТНАЯ ВЕСТЬ

     Необычную книгу издал Коми республиканский институт развития образования. Она целиком состоит из школьных сочинений, стихов и рассказов, посвященных 2000-летию христианства. Называется она «Радостная весть» – это итог конкурса, который проводился среди школ и лицеев республики. Первоначально сборник хотели выпустить «штучно», чтобы преподнести в дар Святейшему Патриарху Алексию II и оставить несколько экземпляров в библиотеке. Но пока книжку готовили, с большим интересом рукопись прочитали учителя, студенты, просто православные люди, и все пожелали приобрести «Радостную весть». Так что пришлось издать ее «всерьез», тиражом в 1000 экземпляров.

     Что еще необычного в этой книге – тексты напечатаны с минимальной редакторской правкой, даже неправильная пунктуация кое-где оставлена. Так трепетно отнеслись к ним издатели, боясь «спугнуть» искренность и чистосердечность в детских творениях, обращенных к Богу.

Бывает некуда пойти,
А на душе тяжелый камень,
Ты в храме Божьем засвети
Перед иконой тихий пламень
Свечи. Очистится душа
От всех тревог и огорчений.

Добром наполнится она
И исцелится от мучений,
– так пишет в стихотворении «Дорога к храму» Саша Нефедов (7 кл., школа № 3 г. Сыктывкара). А вот откровение, которым делится Дмитрий Андреев (11 кл., школа №2 г.Микунь). Созерцая красоту и величие мира, он вдруг понимает, кто он и зачем здесь, на земле:

Зажглись на небе, светят звезд ярчайших россыпи,
И тихий свет полился от луны.
И мысль ко мне пришла неслышной поступью:
«Вдруг Бога нет – зачем же мы нужны?!»

     В сборник включены произведения самых разных жанров (в том числе и рисунки – см. ниже), причем первое место занимают в нем сказки и рождественские рассказы, написанные лирично, местами с добрым юмором. Всех их здесь не пересказать. Остановлюсь на стихах.oblojka.jpg (5357 bytes)

     Удивляет зрелость поэтического мышления юных авторов. Вот, скажем, цикл стихотворений Люды Тарантиной из Технического лицея города Ухты. При чтении этих стихов как бы погружаешься в глубины Вселенной – мировой океан. Взору предстают два мира – земной и небесный, и они – одно целое, они есть творение Бога. Девушка глубоко и тонко почувствовала, что Бог почти не познаваем нашим человеческим разумом, Он «не здесь, не тут». Но в то же время Он и рядом, везде – предстает в каждом своем творении. Это чувство «неземного присутствия» звучит в сцене зарождения Христа от Бога Отца. В стихотворении «Предчувствие» (ниже привожу его полностью) Дух Святый чудесным образом, по слову Божьему, преобразуется в младенца:

За бесконечной суетой,
За времени тонким шорохом
Над моря пенистой волной
Я видела старца с посохом.
И весь был омыт сияньем
Под ним изумрудный вал,
Он в шелковом одеянии
У сердца звезду держал.
Какой же любовью полнилось
Янтарное золото глаз!
Мне жаль, но я так и не вспомнила
Мотив, что давно угас.
О, лик незабвенной старости
И светлой печали слез;
О, ласковый взор над пропастью,
В седом серебре волос.
Без стона, без видимой муки
Он в ангела теплые руки
Тихонько звезду опустил.
Дыханием сердца нежного
Согрето не здесь, не тут,
В объятиях мира грешного,
Дитя, ты нашло приют.

     А вот другой образ – современного мира. Апокалиптическую картину рисует Маша Кихтева из п.Жешарт в стихотворении «Спасение»:

Над крышами домов, высоких, темных,
Завис тяжелый, серый полумрак,
И по краям карнизов освещенных
Он гонит тени тысячи собак.

     Это то, что происходит вверху, а внизу – «бомжи примерзли к лестницам железным»... Дорисовывает картину мира конца времен образ «заволакивающей бездны». Заволакивающая – значит, приближающаяся. По улицам города «крадется холод, и страх убогий прячется в дома». Надвигающийся ужас не противоречит картине внешнего благополучия мира, скорее, наоборот, – потому что греющимся в квартирах (как в пещерах – последнем пристанище людей) людям чья-то невидимая рука подливает в чай «дурманящий и очень вкусный чай». Читающий понимает, что речь идет не о физическом действии, а о духовном. Об этом писал святой праведный Иоанн Кронштадтский: «Восстань же, русский человек! Перестань безумствовать! Довольно пить горькую, полную яда чашу».

     Спасительный путь из этой «заволакивающей бездны» только один, через тесные врата... Да, он тяжел, так тяжел, что подчас наваливается смертельная усталость, когда уже «все равно откуда... и куда», но ориентир для Марии Кихтевой один – любовь:

Спаситель показал им, как любовь,
Пройдя все лабиринты мирозданья,
Из пыли землю сотворила вновь.

     Многие стихи получились у детей в форме молитвы. Впрочем, и в других, прозаических работах также много психологически точных описаний молитвенного состояния. А Настя Пахомова (10 кл., школа №7 г.Сыктывкара) в сочинении «Тайное становится явным», написанном в необычном жанре письма, провела глубокое исследование о роли икон в жизни православного человека и из стихов русских поэтов вычленила состояние души человеческой, к Творцу обращающейся. Да! Наши дети видят, знают и чувствуют значительно больше, чем думаем мы, взрослые.

     Надя Смирнова пишет: «На иконе «Умиление» видно, что, если ты вспоминаешь грехи, она (Богородица) сразу немного опускает голову, и ты понимаешь, что Богородица страдает». А Даша Мурдашина знает силу Божьей Матери и ее способность защитить: «Даже бес не в силах поперечить Тебе, и принять Твой прекрасный образ он не способен».

     Знакомы юным авторам и такие явления, как видение-сон и видение-явь: «И тут Господь растаял при ясном свете дня. К нему я устремился, но он не взял меня» (Володя Канев, Троицко-Печорск). А вот как передает состояние грешной души Маша Бартоломей из Сыктывкара: «Я убегала от правды. Я сомневалась, лгала я... Дух сомнения ввергает душу в океан страдания: я растерянна, я растерзана – множеством грехов с пути согнана, в хаос ввергнута... В отчаянии обращается грешная душа к Богу: «Мое одно спасение – Бог! Мое одно пристанище – Бог! Мое одно утешение – Бог!» В стихотворении «К Тебе» Маша заключает:

Я перед Тобой вся открыта
Книгой, заметками исписанной.
Знаю, Тобой направляемы
Записи в сердце моем.

     Книга эта, наверное, будет интересна всем православным людям. Она хороший подарок ученикам школ, выпускникам. Приобрести ее (стоит она 27 руб.) можно в Институте развития образования – г.Сыктывкар, ул. Орджоникидзе, д.23, каб. 308.

Н.МИЩЕНКО

Книга рода

     Недавно из г.Нижневартовска Тюменской области мне пришла посылка: несколько экземпляров книги «Родословное древо священнического рода Покровских». Благодаря неутомимым поискам в архивах и переписке с родственниками Берте Алексеевне Колобовой, урожденной Покровской, удалось подготовить это уникальное издание с подробными родословными древами и сотней фотографий.

     Родовые корни старинного священнического рода Покровских уходят в глубь веков. В хранилищах ЦГА Республики Коми первые упоминания о священнослужителях с.Пыёлдино из Покровских (Поповых) встречается в XVIII веке. Они служение передавали своим детям, а те – своим внукам, так что на конец XIX века почти все священство Коми края было наследственным. По три-четыре поколения священнослужителей служили в селах Пыёлдино, Иб, Савинобор, Пезмог, Койгородок, в Устьсысольском Троицком соборе на протяжении 50-100 лет.

     Среди более 600 имен, упомянутых в этой родословной, есть имена ныне живущих в Сыктывкаре, таких известных людей, как Феликс Григорьевич Карманов, Галина Ивановна Медуха и многие другие.

     И у нас, членов Родовой общины Сыктывкара, потомков священнослужителей, есть большая просьба к читателям газеты откликнуться и дополнить этот труд новыми именами. И, конечно, хочется надеяться, что этот уникальный труд будет выпущен и в Республике Коми.

А.МАЛЫХИНА

sl.gif (1214 bytes)

назад

tchk.gif (991 bytes)

вперед

sr.gif (1243 bytes)

На глав. страницу.Оглавление выпуска.О свт.Стефане.О редакции.Архив.Почта


eskom@vera.komi.ru