ПРАВОСЛАВНАЯ ЖИЗНЬ
СТАРЦЫ ЗЕМЛИ РУССКОЙ (Окончание. Начало в № 359) Интересные повороты делает иногда судьба человеческая. Третий день я живу в этом небольшом городке Орловской области и пытаюсь вспомнить свой первый приезд сюда, в Болхов. Это было более 15 лет назад. Тогда нас, студентов режиссерского отделения, направили на практику в районные дома культуры. Нужно было поставить какую-нибудь небольшую пьесу и показать ее местному начальству по культуре. В этом и заключалась наша практика. Отрепетировав и через месяц благополучно защитившись по пьссе А.П.Чехова «Медведь», я уехал из этого городка, совсем не предполагая, что когда-нибудь снова вернусь сюда. Смутные воспоминания остались у меня от того времени: двухэтажное здание Дома культуры, небольшой зальчик, сцена, тихие извилистые улочки, здание исполкома с неизменным памятником В.И.Ленину, местный рынок, речушка, петляющая между зеленых холмов, несколько церквей с заколоченными окнами и дверями. Теперь, став верующим человеком, я понимаю, как многого не видел и не понимал в той жизни. Жил, скользя, словно по поверхности реки, не подозревая о тех первопричинах, из которых складывается истинная история таких городков, история моей Родины. Время основания Болхова скрыто в тумане времени: кто-то предполагает, что уже в XI веке жили на этом месте люди, а кто-то говорит о веке XVI. Татары, поляки, лже-Дмитрий, Иван Грозный – это было в начале основания Болхова, затем выделка кожи, торговля, прикладные ремесла – тем и жили местные жители. Строили церкви, молились Богу, жизнь вели благочестивую, по заповедям Божьим. Если кто и впадал в какой грех, как, например, разбойник Оптин, то, раскаявшись в содеянном, отдавал все богатство на строительство монастырей. Так, по преданию, возник в Болхове мужской Оптинский монастырь. Минули века, кажется, выжгла все революция. Но и сегодня в трех Болховских церквях приносится бескровная жертва Господу и неисповедимыми путями приходит Бог в сердца людей. Рассказ об одной такой человеческой судьбе мы и хотим продолжить на наших страницах. О настоящем Мария Кузьминична Тишина. Так сложились обстоятельства, что именно к ней, по приезде в Болхов, мне предстояло сделать свой первый визит. Поплутав по городу, изрядно промокнув под нудным осенним дождем, я наконец нашел, что искал. Сижу в доме, пью чай, наслаждаюсь теплом и покоем. Позади и дождь, и злая собака во дворе, и первое недоумение от моего нежданного появления. Мария Кузьминична приболела – вчера отпевали кого-то на кладбище, промокла и теперь на улицу не выходит. Сначала – разговор о настоящем. «Народа сейчас в храм ходить стало раза в два меньше. Старые умирают, молодые не приходят. Все сидят у телевизора, молодые пропадают на танцах. Кинотеатр скоро совсем закроют, уже один раз закрывали. В церковь идут только исполнять требы. У кого какое-либо горе, венчание, молебен, а так, чтобы помолиться прийти, – очень мало. Вот был праздник Троицы. Раньше в советское время столько народу приходило, что народ у церкви и на паперти стоял. Что за причина? Не могу сказать. Говорят, бедно живем, но одеваются хорошо, голодными не сидят, за хлебом очередь не занимают с ночи. Конечно, из-за работы молодежи трудно. Церковь им уже не нужна. А на кого же еще надеяться, когда трудно, как не на Бога?! Не верят, смеются!» Горечь и недоумение в словах этой женщины. Ведь на собственном опыте она знает, куда может завести человека безбожие. Многое пережила она до того, как обрела веру, а потом выстрадала, наверное, еще больше. И материнства хотели лишить, и психически ненормальной считали, а все из-за того, что стала в советское время ходить в храм, ездить по монастырям за духовным советом, молитвенной помощью к старцам. Слушаю я Марию Кузьминичну, листаю тетрадь с ее записями – настоящий духовный кладезь, и вижу, что многое в судьбе моей собеседницы осталось еще не раскрытым. «А благодать-то какая!»
«Как какая нужда, ехали мы в Псково-Печерский монастырь. Когда схиигумен Савва (см. в прошлом номере – ред.) был жив, всегда принимал нас. Частенько всей семьей ехали туда, человек десять на трех машинах. Потом батюшка отошел ко Господу, а перед смертью попросил отца Иоанна Крестьянкина взять нас к себе. Слава Богу, не отказал батюшка Иоанн: «Пожалуйста, будет в чем нужда, приезжайте. Всегда буду рад вас видеть. Я буду молиться за вас». Как что заболит – так туда. Вот у Вали была душевная болезнь. Отец Иоанн и артос даст, и святой водички. «Ну, что ж вам-то еще-то дать?» Последнее готов отдать, только бы помочь. Обычно располагались мы внизу, там есть одна комната, или в трапезной. Никого не принимает, а нас как-то примет. Уезжаем от него как на крыльях, в сердце – мир и благодать. Сейчас слабенький стал наш батюшка, его эконом под руки водит. И на службу в храм о.Иоанна теперь приводят не через центральный вход. Раньше было, пока батюшка дойдет до Царских врат, около часа проходило – кто благословлялся, у других кто-то из родных пропал, спрашивали, другое какое несчастье, кому слово ласковое, кому назидание... А сил-то все меньше и меньше. Только горюшко на земле нашей не уменьшается – после службы много народа батюшку ждут. Так он и стал уходить через другой выход. Самые близкие его духовные чада, зная это, собирались обычно около этого крылечка и ждали. Стоим мы раз, служба еще не закончилась – ждем. Пасмурно, дождик накрапывает, а нечистый не дремлет – стал народ роптать, перепалки пошли, недовольства. Даже не сразу заметили, как батюшка появился. А он вышел, поглядел на небо, перекрестился и так звонко-звонко воскликнул: «Господи, благодать-то какая! Слава Тебе, Господи, за все!» Осмотрелись мы кругом... А ведь правда! Мы же все недовольны. Благодарить надо Господа за каждый прожитый день. Так нам батюшка преподал еще один духовный урок». Благословение старца «В тот раз нас в монастырь приехало 14 человек – дети, я с мужем, внуки. Были мы на двух машинах: «Жигули» и микроавтобус. Слава Богу, исповедались, причастились, побывали в пещерах, поклонились святым мощам. Пошли к о.Иоанну за благословением. Дал он нам гостинцев – яичек крашеных, пасочку – тогда еще шла Пасхальная неделя, благословил. Мы уже в дверях были, а он спрашивает: «А добираться-то как будете?» – «На машине, батюшка. У нас две их». – «Машина, машина... Ох, уж эти мне машины. Ну, ладно, помолюсь за вас». Поехали. «Жигули» едут впереди, автобус за нами, а мы договорились, чтобы, если что, не пропадать из виду друг у друга. На одном переезде нам нужно было остановиться, там пост ГАИ был, а мы его проскочили. Александр зачем-то добавил скорости, и автобус наш совсем пропал из виду. Петр – это мой старшой – говорит: «Ну все, сейчас на другом переезде их остановят». Подъезжаем – точно остановили. Пригляделись, а из машины дым валит. Сноха как закричит: «Горят, горят!» А дело было так. Подьехали мы на своих «Жигулях» к следующему посту ГАИ, останавливает нас милиционер и говорит: «Командир, горишь!» А сынок-то мой Александр в форме подполковника, да у него и так всегда была военная выправка: «Да нет, брат, все нормально». – «Горишь, командир!» – «Да нет!» Когда, наконец-то увидел, что идет дым из-под днища, как крикнет нам: «Мам, пап, выбрасывайтесь!» Мы с батей растерялись, зачем-то тапочки стали искать, в общем, выскочили босиком. Пока разбирались, пока сообразили, что делать... Огнетушитель в машине не работает, стали кропить святой водой. Потом милиция догадалась принести свой огнетушитель – так и потушили. Но что удивительно, как нам потом объяснили, обычно машина горит 3-4 минуты, затем взрыв, а тут дым-то пошел, когда еще ехали, затем разбирались с милицией, искали, чем тушить – прошло минут 15. Молитвой о.Иоанна и спаслись». «Мы его связали» «Скрутил тут как-то меня нечистый, опять поехала к о.Иоанну. Помолился батюшка, водичкой святой окропил меня – чувствую, отпускать стало. Взроптала я тут что-то в душе своей и говорю: «Батюшка, Христа ради, сколько уж можно мучиться! Езжу, езжу к старцам, а нечистый все меня баламутит. Выгоните вы его, окаянного!» Он посмотрел на меня, помолчал некоторое время и отвечает: «Не могу я его пока из тебя выгнать. Сейчас мы его только связали. Но если я из тебя беса выгоню совсем, то ты уйдешь из церкви». С тем и уехала я тогда. Потом задумалась над его словами – правильно батюшка сказал. Ведь мне частенько в церкви не нравится, то одно, то другое. То поют не так, то слов не знают. Всякое бывает. Ох и крутит нечистый. А что делать? Перекрестишься, помолишься – и смиряй гордыню. Была у нас как-то одна напасть: крысы в доме объявились, да не одна, а много. Это еще в старом доме было. Написала я об этом о.Андриану. Передал мне на словах: «Я помолюсь, уйдут». Ушли. Потом, когда перебрались в этот дом, – снова заявились. Ста-а-и! Пять-шесть штук идут, на нас смотрят и не боятся. Батюшка Иоанн тогда взял нас уже к себе и вот что он написал: «Знай, Манечка, что это враг. У вас в доме сейчас все хорошо. И он от злобы не знает, что делать. Не забывай святой водичкой в доме кропить, молиться, и все пройдет. Я тоже буду молиться». Мы и живем-то только молитвами святых отцов. Теперь уж я точно знаю, что без Церкви, молитв батюшки и Господней благодати совсем бы скрутил нас нечистый. Все нам во спасение дано». Дела милосердия «Ко многим батюшкам я обращалась за их святыми молитвами и за помощью. Одно время очень часто ездила к о.Петру (протоиерею Петру Чельцову – ред.). Царство ему Небесное. Много добра видела я от него, молюсь теперь об упокоении его святой души. Приезжаю я как-то к о.Петру, а его тогда уже на колясочке возили в церковь. Но в церкви он сам ходил. Смотрю: идет, качается. Я и подумала: «Батюшка-то ослаб совсем, все равно что пьяный». После службы пригласил он нас, сели за стол, он и говорит: «Правда, Манечка, можно поверить, что батюшка пьяный?» Я еще в себя не пришла, а он дальше шепчет: «Ты знаешь, Мария Тимофеевна с матушкой посылают деньги тем, у кого какая есть нужда, и говорят, чтобы батюшке не говорили. А я все знаю». Я, грешница, призналась ему, что и мне прислали тоже. А дело было так. Мой Витя, младший, должен был пойти в школу. Положили меня тогда в больницу, денег нет, у мужа зарплата 40 рублей, что делать – не знаю. И тут прибегает ко мне дочь и говорит: «Нам кто-то прислал сто рублей денег!» По тем временам – это большие деньги. «Как, дочка, кто прислал?!» Скорее прошу меня выпустить из больницы – детей в школу провожать, надо хоть что-нибудь им купить. Получила перевод, сходила в магазин, всем детям купила форму и все необходимое. Народ говорит: «Откуда что берется? Лежит в больнице, а дети идут в школу обуты, одеты». Все пятеро пошли по полной программе». Письма Чельцова
Пока Мария Кузьминична решала какие-то проблемы с прибежавшими из школы внуками, читаю с разрешения хозяйки письма о.Петра Чельцова: «Я служил 15 лет настоятелем Ильинского храма в г.Смоленске. Был у нас староста из купцов. Человек благочестивый. О себе он нам рассказал следующее: «Я тогда уже был женат, воспитывал двоих детей, и пришла мне однажды, – говорит он, – благочестивая мысль: оставить свою семью на жену, а самому пойти на Афон в монахи, для спасения своей души. И пошел. Но тут приходит мне по дороге другая мысль: съездить в Кронштадт к о.Иоанну, у которого я до этого не один раз бывал, и попросить у него благословение на свое намерение: уйти от семьи на Афон. Отец Иоанн выслушал меня и говорит: «Сейчас же возвращайся домой. А когда войдешь в свой дом, поставь свою жену, обоих маленьких детей и три раза поклонись им в ноги, потом попроси у них прощения. И выбрось это бесовское внушение из головы. Живи в семье. Вера и семья – вот твой Афон». Больше писать не могу, очень я занят». * * * «Не могу равнодушно смотреть на эту молодежь, это живые трупы, живые мертвецы. Душа у них умерла – осталась только одна похоть. Им нужно пьянство, им нужно удовлетворение своей похоти. Поэтому-то они и бросают своих жен. Одна надоедает, подавай другую. Словно как каша, которая со временем приедается. Хотят разнообразия, не понимая, что грех это великий. Господь да услышит твою материнскую молитву о пьющем сыне твоем Александре, да сохранит Он его от падения в скотское состояние. Не обижайся. Господь с вами». * * * «Теперь люди стыдятся веры в Бога. Они хотят без Бога устроить свою жизнь, но почва в жизни у таких людей – как лед под ногами – проваливается. И в результате... сколько людей, особенно из молодежи, кончают жизнь самоубийством: то вешаются, то стреляются и т.д. Ведь Бог поругаем не бывает – люди что сеют, то и жнут. О сыночке вашем Александре мы будем молиться, пошли ему, Господи, дух разума, буди его совесть, чтобы он понимал, что добро, а что зло». * * * «Тяжелый крест дан тебе от Бога. Но ведь такие тяжелые кресты Господь дает не всякому, а только тем, у кого, Он знает, есть силы для несения его. Только не ропщи! И покорно неси крест, зная, что на это воля Господня. Потерпи! Потерпи в этой земной краткой жизни, и Господь даст тебе венец в Своем Царствии». * * * «Милая Мария Кузьминична! Мне сейчас очень трудно. Очень, очень трудно. И с людьми особенно трудно. Трудно с письмами. За святки получил 104 письма, а ведь все просят ответа. А тут матушка моя больная (паралич – ред.), все обижается – мало ей уделяю внимания. А сколько я могу уделить внимания ей, когда к вечеру едва могу добраться до постели. Благослови Господь всех твоих деток. Господь да не оставит вас всех своими милостынями». * * * «Письмо от всех вас мы с моей больной матушкой получили. Очень благодарим вас всех за ваше приветствие. Но не смог я своевременно поблагодарить вас и поздравить с нашим Великим праздником Крещения Господня и Новым годом. Очень загружен я был все праздники. Сейчас, может быть, немного буду посвободней. И я, и моя матушка приветствуем каждого из ваших деток, гладим их по головке и целуем. Мы молимся за них, чтобы они выросли и были бы взрослыми верующими людьми. Чтобы вина в рот не брали и были бы не огорчением, а утешением для своих пап и мам. Совсем я старенький стал, очень быстро утомляюсь в службе. Я хочу, чтобы вы все, детки, молились Богу каждое утро, как встанете с постели, и каждый вечер, как будете ложиться спать. И на этих своих молитвах помяните и нас с матушкой, чтобы Господь подкрепил наши силы и здоровье. Матерь Божия, да хранит всю вашу семью своим всемогущим покровом от всякого зла и злых людей. Целуем всех вас. Село Великодворье». «Надо всем» Закончив домашние дела и накормив внуков, Мария Кузьминична пришла в гостиную, и мы продолжили разговор: – Знаешь, вот ты сейчас прочитал эти письма и, наверное, понял, что нельзя такое богатство хранить за семью замками. Когда-то это писалось мне одной, но сейчас я чувствую – это должны прочитать и другие люди. Я и в тетрадку все стала записывать именно из-за этого. Если, даст Бог, напечатаешь это, то источник этот еще кому-то утолит духовную жажду, встанет человек на путь истинный.
Об о.Петре хочу добавить. Приезжаем мы к нему – и первым делом, конечно, на службу. Потом, часов в восемь, приглашает за стол. Сидим, разговариваем часов до 11. Время пролетает, как одна минутка. Он потом спохватится: «Подождите, мне надо же еще правило вычитать». Тут мы, конечно, расходимся. В разговоре он частенько обращался ко мне: «Ты понимаешь, к чему я говорю?» – «Батюшка, все понимаю». – «А я ведь не с каждым так говорю, мне с каждым надо говорить по-своему». Что касалось меня, то мне он говорил притчами, чтобы не все знали, о чем он говорит. «Поняла?» – «Поняла». В письмах ведь всего не напишешь, в разговоре гораздо больше можно понять. Приеду я одна, он со мной говорить много не будет, а когда семья приедет, то он, конечно, поговорит, потому что надо всем. «Поясок в дорогу» Наиболее глубокий след в душе Марии Кузьминичны оставил «старец-утешитель» Псково-Печерского монастыря схиигумен Савва. За всех старцев, которые духовно окормляли эту большую семью, молится Мария Кузьминична, но молитва за батюшку Савву у нее, скорее всего, исходит из самого сердца. Она рассказывает: – У моего зятя как-то сильно заболела сестренка. Положили ее в больницу, и она все время, когда была без сознания, звала дочку мою. Только и повторяла: «Таня, где Таня!» Сначала родители не хотели сообщать нам о болезни, но потом врачи сказали, что нужно сообщить: «Пусть, мол, приедет дочь – положение серьезное». Таня наша что-то не решалась ехать, поэтому решила сначала посоветоваться с о.Саввой. Хотела знать, как батюшка благословит. Он ей и сказал: «Прочитай три раза «Богородица Дево радуйся», потом напиши на бумажках «ехать» – «не ехать» и что потянешь, то так и поступай». Вышло ехать. Еще батюшка дал ей на дорогу поясок «Живый в помощи Вышняго». Приехала Татьяна в больницу, а девочка все еще без сознания. Положила она ей на голову поясок, помолилась, и больная наша тут же пришла в себя, обняла Таню и с этого часа стала поправляться. В скором времени, слава Богу, выздоровела. Божий человек «Приезжаем мы в монастырь, сколько нас было, я уже и не упомню. Выходит о.Савва и подает нам всем пояски «Живый в помощи Вышняго»: «Нате, вам всем», – и разложил их. Как он узнал, сколько нас приехало, – это для меня загадка, но поясков хватило всем, ни одного лишнего. Ребятишки мои это тоже отметили, и слышу, в другой приезд шушукаются между собой: «Что нам на этот раз батюшка вынесет и всем ли хватит?» Получили мы в подарок крестики, и опять – не больше не меньше, а именно ровно столько, сколько нас было. Поистине Божий человек, по молитвам своим ему доступно то, что нам, простым смертным, кажется чудом. Многое ему Господь открывал». «Не судите» «Разговариваем мы как-то с о.Саввой, он мне и говорит: «Да, я твой духовный отец, но если бы ты знала, как порой бывает трудно нести грехи ваши. Сколько приходится трудиться, вы же – как дети неразумные частенько бываете». Был у дочки моей такой грех, что впала она в блуд. Что делать?! И молилась, и разговаривала – не помогает. Поехала в монастырь. Рассказала батюшке, он мне в ответ: «Я пойду сейчас молиться в алтарь, а ты здесь молись около кельи». Через некоторое время выходит и говорит, что случилось: «Дочь твоя была хорошая, да отца обсудила. Вот ей и попущено было такое наказание. Но ты не волнуйся – все будет хорошо». И, правда, вскоре просватали дочку мою и, слава Богу, вышла она замуж». * * * Еще долго продолжалась наша беседа. Удивительно, но часто бывает так, что, встречаясь, разговаривая с такими людьми, как Мария Кузьминична, много пережившими и размышляющими над событиями собственной жизни, получаешь от них толчок и в своей жизни. Твои проблемы, ранее, казалось бы, неразрешимые, видятся под другим углом, и из тупиковой ситуации находится выход. С Господом все возможно. И.ВЯЗОВСКИЙ На глав. страницу.Оглавление выпуска.О свт.Стефане.О редакции.Архив.Почта |