О ПРАВЕДНИКАХ И ГРЕШНИКАХ
Призвание апостола Матфея
Исцелив расслабленного, Спаситель отправился, по
словам евангелиста Марка (гл.2), к морю. Как можно понять, читая Священное Писание, Христос очень любил бывать на берегу. По пути туда Он увлек за Собой мытаря Матфея, сказав буквально три слова:
следуй за
Мной.
Очевидно, Он видел, насколько мечтает мытарь услышать это приглашение. К этому времени Матфей был наслышан об Иисусе, жаждал быть с Ним, но стыдился приблизиться из-за своей профессии. Дважды
повторять Господу, как пишет сам Матфей в 9-й главе своего Евангелия, не пришлось. Так Христос приобрел нового ученика, одного из 12 апостолов.
Что значит мытарь? Вспомним о словах «мытарить», «мытарства».То
есть речь идет о профессии, суть которой заключается в том, чтобы мучить людей. Слово это славянское, однако весьма схожее со своим еврейским и греческим прототипами. В русском языке происходит от слова «мыть», что означало подать, налог. Заставы,
подобные той, с которой увлек Господь Матфея, назывались мытницами. Речь идет о палатке со столом, где, надо полагать, собирались деньги за товары, провозимые через Геннисаретское море. Мытари как у евреев, так и у русских, не были государственными
чиновниками. Государство за определенную мзду давало им «патент» собирать налоги. Однако официально назначенной платой сборщики не ограничивались, сдирая с населения и вдвое, и втрое больше. То есть они были грабителями, находящимися под защитой властей.
Причем в случае с Палестиной речь идет о римских, ненавидимых иудеями властях. Таким образом, Левия, который после своего обращения усвоил себе имя Матфей («дар Божий»), можно сравнить разве что с каким-нибудь русским полицаем на службе у гитлеровцев. Он
был ненавидим своими соотечественниками. И справедливо ненавидим. Зная устремления Матфея, можно, правда, добавить, что занимался он своим унизительным делом вынужденно и страдал от этого.
И когда Иисус
возлежал в доме, многие мытари и грешники пришли и возлегли с Ним...
Речь идет о прощальном пире Матфея, который он дал для своих друзей. Друзья, надо заметить, были у него соответствующие его занятию.
Порядочные люди с ним старались не знаться. Но вот Иисус и его ученики не побрезговали возлечь и выпить с товарищами Матфея. Здесь же были и фарисеи, следовавшие за Иисусом для изучения – не Мессия ли Он. Они явно брезговали компанией, в которой
оказались, и не скрывали этого, спрашивая апостолов:
для чего Учитель ваш ест и пьет вместе с грешниками?
В ответ Господь напомнил им слова Отца Небесного,
сказанные через пророка Осию: «Милости хочу, а не жертвы». К этому Спаситель добавляет слова, ставшие центральным пунктом христианского учения о спасении души:
Я пришел призвать не праведников, но грешников
к покаянию.
«Почему же не праведников»? – задают вопрос авторы русской Толковой Библии. И отвечают: «Потому что их нет». Лишь Христос праведен, остальные живут во грехах и, даже став святыми, не могут
быть окончательно чисты от прежних преступлений и от ответственности за них. Писатель Сергей Нилус вспоминал, как один замечательный подвижник в Оптиной пустыни едва не лишился глаза. Но вместо того, чтобы роптать, вспомнил, как в детстве он ослепил
котенка. Итак, все грешны, но есть два вида грешников. Те, что не сознают своего падения, и те, кто кается, страдает. Первые мертвы для жизни вечной, как бы мало они ни совершали очевидных грехов. Вторые имеют надежду, они ищут Бога, потому что один лишь
Он способен омывать нас от душевных нечистот. А «праведникам» – зачем им Бог? Чтобы поучать от Его имени других? Чтобы вручить им награду? Так они сами себя уже наградили, избавившись от душевных мук и страха перед вечной погибелью.
Тогда приходят к нему ученики Иоанновы...
Подстрекаемые фарисеями, обратились ко Христу и ученики Иоанна Крестителя с вопросом, почему они (равно как и фарисеи) постятся дважды
в неделю, а ученики Христа не делают этого?
Начало ответа Христа просто. У евреев, как и других народов, свадьба – это время радости и веселья. Сравнивая себя с женихом, Спаситель поясняет, что пока Он
присутствует въяве среди людей – у них нет основания печалиться. Когда же Он будет отнят, то есть распят, вот тогда и его ученикам придется поститься. Это, к слову сказать, и ответ на вопрос, кем был установлен пост в среду и пятницу. Это древняя
иудейская традиция, завещанная Господом и для христиан.
И никто к ветхой одежде не приставляет заплаты из неотбеленной ткани... Не вливают также вина молодого в мехи ветхие...
Труднее для понимания вторая часть ответа Спасителя. Под новой заплатой Господь, надо полагать, имеет в виду учение Иоанна Крестителя, с помощью которого ученики Предтечи надеются спасти иудаизм. Но это бессмысленно,
ветхозаветные времена навсегда остались в прошлом. Отчасти здесь, по мнению св.Феофана Затворника, речь идет еще и о том, что вериги на себя следует надевать по силам. Если ты духом слаб, то внешние строгости приведут к тому, что ты потеряешь и ту
малость веры, что имел. «И будет тебе еще хуже, чем было прежде», – говорит св.Феофан.
Что имеет в виду Спаситель под вином? В Палестине, между прочим, до сих пор вино кое-где хранится в мехах, и всякому
известно, что бывает, когда в старые мехи вливают молодое, бродящее вино. Господь, возможно, называет вином христианское учение, которое не может руководствоваться ветхозаветными правилами (оно их просто переросло). Старые меха – это мечта о создании
идеального общества праведников, в котором грешники бы исчезли (а вместе с ними отпала бы и нужда в Боге).
Попытки осуществить христианское учение без полного духовного обновления, без живой и возрождающей
веры во Христа предпринимались в истории неоднократно. Вспомним императора Юлиана Отступника, насаждавшего больницы и дома милосердия, масонов, большевиков – все они пытались создать христианство без Христа, влить великую правду в старую, ложную мечту о
создании Царства Божия на земле. Но ничего из этого не вышло.
Впрочем, этим толкования не исчерпываются.
И никто, пив старое вино, не захочет тотчас молодого;
ибо говорит: старое лучше.
Эти слова Спасителя передает св. евангелист Лука в пятой главе. Они очень важны для нас, людей, которым очень тяжело переходить от социалистических стереотипов к церковному
образу мышления. Еще труднее это было сделать иудеям, которые несколько тысяч лет исповедовали одну систему ценностей, и вдруг перед ними встала необходимость многое менять. Господь нисходит к нашим трудностям и не ожидает мгновенного переворота в каждой
душе. Он готов терпеливо ждать, когда человек обновится настолько, что готов будет принять в себя благую весть.