АРХИВ

ГРЕХ НЕВЕДЕНИЯ

Об истории обновленческого раскола

Благими намерениями...

     К сожалению, история обновленчества мало известна нашему православному народу. А между тем речь идет о том, что в начале 20-х годов часть русского духовенства попыталась сдать нашу Церковь врагу. И не большевикам даже, которые были противниками явными и потому не смертельными. Была предпринята попытка создать такую Церковь, которая, внешне поклоняясь Христу, способна была легко ужиться с любой властью – в том числе и с антихристовой.

     Более того, именно под антихриста, в конечном итоге, Церковь и переделывалась. Ведь речь шла не просто о соглашательстве с властями – явлении печальном, но неизбежном в силу человеческих слабостей. Нет, обновленцы готовы были пойти гораздо дальше. Они считали, что современные им идеологии – например, либеральная – являются передовыми учениями, следствием духовного развития, прогресса человечества. На материализм, богоборчество смотрели именно как на болезнь роста, приветствуя социальную политику коммунистов. Зато святоотеческое учение, по мнению обновленчества, безнадежно устарело.

     Идейные основы этого раскола были заложены в России на рубеже прошлого века, когда с Запада к нам была занесена средневековая ересь о «третьем царстве» или «третьем завете». Сторонники этого учения считали, что ветхозаветный период был царством Отца, затем наступило царство Сына, которое должен сменить золотой век – царство Духа. Это одна из разновидностей ереси хилиазма, попытка дать религиозную основу планам революционеров о переустройстве мира.

     Сторонники ереси объявили, что «историческая Церковь» с ее святыми отцами, ее традициями и канонами – мертва, необходимо создать новую Церковь, в которой нашлось бы место и Льву Толстому, и революционерам, и модным течениям в литературе, и достижениям техники. Первыми распространителями учения о «третьем завете» были светские люди – например, писатель Дмитрий Мережковский. Однако после революции, ужаснувшись содеянному, многие из них стали возвращаться в «историческую Церковь».

     Иной оказалась судьба священников, зараженных еретическими идеями. Они вынашивали планы создания «Живой Церкви» в противовес нашей «мертвой». Следует сказать, что тяжелое положение белого священства до революции играло здесь немалую роль. И именно рядовое наше священство, неохотно поддержанное частью архиереев и небольшим количеством мирян, стало основой будущего обновленческого раскола. До революции эти мятежные иереи посылали множество писем в журналы и газеты, требуя реформ, во многом по вине их скандального поведения был сорван созыв Поместного Собора в 1906 году. Однако попытки их организоваться под знаменами христианского социализма и других лозунгов не имели большого успеха.

     Звездный час революционеров в рясах наступил в 1922 году. В то время власть развернула жесточайшие гонения на Церковь. Планировалось заместить твердых в вере архипастырей выскочками, признавшими советскую власть. А таких было не так уж и мало. И большевики за них ухватились. Лев Троцкий потребовал от газет мощной поддержки обновленчества, возмущаясь тем, что «мельчайшая... дребедень занимает целые страницы, в то время как глубочайшей духовной революции в руском народе (или, вернее, подготовке этой глубочайшей революции) отводятся задворки газет». Под этим секретным воззванием к ЦК партии, газетам «Правда» и «Известия» стоит резолюция Ленина: «Верно! 1000 раз верно!..»

     Еще в 19-м году печально знаменитый иеромонах Илиодор (Труфанов), в прошлом ультрапатриот, главный борец с Распутиным, истерично кричал в адрес «красных орлов, выклевавших глаза самодержавию»: «Слава орлам, слава орлам, слава орлам!» Себя он объявил главой Русской Церкви, избрав 12 учеников. Жизнь свою этот лжепатриарх закончил швейцаром в одном из отелей США.

     Однако настоящий раскол, громадный по силе, увлекший за собой примерно три четверти нашего духовенства и около 60 архиереев, начался во время кампании помощи голодающим Поволжья, которую власти решили использовать для уничтожения Русской Церкви. Ее ложно обвинили в утаивании церковных ценностей, в то время как обновленцы выступили друзьями народа, готовыми чаши для причастия отдать в переплавку. Центром обновленчества стал Петроград. Когда митрополит Петроградский Вениамин попытался преградить дорогу иудам-священникам, его казнили. Вскоре был арестован Патриарх Тихон. Канцелярия Московской Патриархии с печатями и прочими атрибутами была передана обновленцам. В одночасье они узурпировали церковную власть. Архиереи и батюшки, попытавшиеся оказать сопротивление, уничтожались или бросались в тюрьмы. Обновленцы лично писали доносы. В Церкви воцарился тот хаос, который незадолго до этого сокрушил Российскую империю.

     Формальным главой раскола стал классический обновленец – петербургский протоирей Александр Введенский, предки которого были выкрестами из иудеев. Это был законченный идеалист, интеллигент-богоискатель. Что, впрочем, не помешало ему передать однажды ЧК донос на большую группу петербургских священников-«контрреволюционеров» (в чем Введенский, правда, потом раскаивался). Человек без центра тяжести, ультрапатриот, ультрахристианин, сегодня он мог прочесть искрометную проповедь в память Иоанна Кронштадтского, назавтра – предать ради идеи своего учителя, митрополита Петроградского Вениамина. Забавны были публичные диспуты Введенского с Луначарским. Один блестяще говорил в защиту религии, другой не менее блестяще ему возражал – но при этом у восхищенных слушателей возникало чувство, что на сцене – актеры, которые легко могут поменяться ролями.

     Однако фактическим вождем мятежа стал другой иерей, полная противоположность Введенского, человек с трезвой головой – отец Владимир Красницкий. Идеи обновленчества были ему глубоко безразличны. В недавнем прошлом он был одним из лидеров черносотенства, автор брошюры «Социализм как дело рук сатаны». Мы склонны восхищаться государственниками, не обращая внимания на их отношения с Богом. Так вот, Красницкий был государственником до мозга костей, как и тысячи других членов черносотенных организаций, перекинувшихся к большевикам. Он готов был ревностно служить любой власти, а так как новая власть объявила войну Церкви, то и Красницкий стал безжалостно гнать вчерашних своих сопричастников, писать на них бесчисленные доносы в ЧК. Холодный, циничный человек, он поклонялся силе – в ней он видел Бога, а не в правде.

     Наиболее трагической фигурой раскола стал епископ Антонин – мощная, одаренная фигура, истовый монах, в котором, однако, не было никакого смирения. Как раз из таких людей и получаются лжестарцы. Антонин искренне желал реформировать Церковь в духе первохристианства. Хотел приблизить Церковь к людям, сделать идеальной во всех отношениях: с монашеством в духе патериков, со священством, чуждым слабостей, с ревностными мирянами. Но, будучи тяжелым по характеру человеком, не имея должной любви к людям, он превратил свой храм в пустой короб первохристианства. Он ненавидел «тихоновцев», однако презирал и собратьев-обновленцев, в одиночестве закончив свои дни. Это урок всем, кто, мечтая навести порядок в Церкви, внутренне от нее отстраняется.

     Теперь скажем об основной массе раскольников.

     Часть священников перешла к обновленцам из «идейных» соображений, решив, что достаточно натерпелась от иерархов. Больше всего их возмущало то, что женатым священникам нельзя становиться архипастырями, а вдовым – вступать в новый брак. И вот на старинные русские кафедры начали поставляться не только женатые «епископы», но и те, кто успел развестись и вновь жениться. Некоторые заключали браки, уже будучи новодельными «архиереями».

     Другая часть священников и иерархов подчинилась обновленцам из страха перед большевиками. Привыкнув, что Церковь находится в подчинении у государства, они без особой радости, но в то же время как должное восприняли переход власти от последнего обер-прокурора к чекисту Тучкову, курировавшему религиозные вопросы. Тем более, что за неподчинение обновленцам священника могли просто расстрелять.

     Были, разумеется, и другие типажи. Народники, чудаки, толстовцы, чуриковцы (околоправославная секта, запрещавшая своим членам употреблять вино, иначе как на причастии), а с другой стороны – негодяи, доносчики, карьеристы, мздоимцы, извращенцы, которые рады были освободиться от «гнета» канонов и правил, церковных судов и «морального давления» представителей «исторической Церкви». Этих отбросов православия в обновленчестве оказалось так много, что даже падший епископ Антонин назвал обновленчество ассенизационной бочкой Церкви.

     После захвата канцелярии Московской Патриархии шансы обновленцев на победу были очень велики, тем более, что их признал из корыстных интересов Константинопольский Патриарх Мелетий. Но авантюра, тем не менее, полностью провалилась.

     Русский народ за раскольниками не пошел. Монашество, которое обновленцы особенно ненавидели, дало десятки тысяч вождей на местах, которые неустанно разоблачали отступников. Любовь ко Христу и мужество тех священников и архиереев, которые устояли, стали настолько для всех очевидны, что их авторитет достиг небывалой высоты. Очистившись от случайных людей, Русская Церковь просияла, обнаружила такую мощь, такую правду в себе, что даже большевики содрогнулись и поняли,что у обновленчества нет будущего. Они продолжали поддерживать своих ставленников, но их интерес к красным попам почти совершенно остыл. Обновленчество стало для ЧК отработанным паром. Большая часть священников вернулась в Церковь через год-два после раскола, сразу после освобождения Патриарха Тихона.

     Однако в некоторых местах оно продержалось довольно долго. Автор нашей газеты, краевед Анна Георгиевна Малыхина, собрала материал по обновленческому периоду одного из самых известных храмов в Коми – Ибской церкви. Читая эти документы, какое-то время не догадываешься, что речь идет о приходе, отпадшем от Святой Церкви. Все обыденно, просто, мало отличимо от существования других храмов. В 26-м году даже собираются деньги для беспризорников. Следует, правда, заметить, что это происходит сразу после лжесобора и епархиального съезда, то есть по распоряжению начальства. Дальше повествуется о бедах, причиняемых храму безбожниками. Власть относится к хулиганским выходкам своих последователей с полным равнодушием. Но это нисколько не умеряет пробольшевистского пыла вождей раскола. Они все еще надеются путем предательств занять почтенное место в обществе. В этом смысле послания «архиепископа» Александра Усть-Сысольского ибцам представляют большую ценность для истории. Совершенно прямо и недвусмысленно он предлагает священникам следить за «тихоновцами» и выяснять, не имеют ли они недоимок по налогам в госказну.

     Какое дело лжеиерарху до этих недоимок? Ответ однозначен – для доноса в органы. Такими методами боролись эти «идеалисты» с Церковью. И что самое удивительное – не стеснялись этого. Заканчивается история ибского раскола в 1935 году. Епископ Русской Церкви Николай Велико-Устюжский принимает приход в общение и пишет увещевательное письмо. Строгое, и в то же время ласковое. Сравните его с подлыми посланиями обновленческого «архиепископа». Не наветами, не внешним насилием, а любовью и чистотой был побежден раскол. Дело, которое затевалось на погибель нам, закончилось настоящим торжеством православия.

В.ГРИГОРЯН

Искушение Ибской церкви

     21.01.1926 год.yb.jpg (6862 bytes)

     В Ибский церковный совет поступило заявление от священнической вдовы Анны Андреевны Поповой: «Муж мой священник Адриан Попов умер в сентябре прошлого года, и осталась я с пятью малолетними детьми, а именно старшему 10 лет, второму – 8, третьему – 6, четвертому – 3, а пятой 1,5 мес. и без всяких средств к существованию, на произвол судьбы. Находясь в безвыходном положении и как бывшая уроженка ибская, приемлю смелость обратиться в совет с просьбой, не найдет ли возможным назначить меня к сей церкви на просфирническую должность, в чем бы я была очень благодарна».

     10.02.1926 год.

     Священнику Ибской церкви Иоанну Головкову от благочинного протоиерея Александра Еремиевского: «Деяния 3-го Всероссийского Поместного Собора разъяснить на зырянском языке. 10(23) марта созван съезд духовенства 1-го округа в Покровском соборе г. Усть-Сысольска».

     22.02.1926 год.

     Постановление президиума Ибского церковно-приходского совета об освобождении просфирни Веры Григорьевны Головковой по просьбе и переходу на жительство к сыну Константину Вячеславовичу Головкову, а вместо нее назначить священническую вдову Анну Андреевну Попову.

     19.04.1926 год.

     О сборе денег для беспризорных.

     30.04.1926 год.

     В Ибский церковный совет от Ибского волисполкома о том, что во время Пасхи для охраны милиционера не будет.

     29.08.1926 год.

     Священнику Иоанну Головкову о том, что в Устюге назначен епархиальный съезд на 29-30 сентября на кафедре в Успенском соборе.

     20.10.1926 год.

     В Ибский церковный совет от священника Иоанна Головкова заявление о назначении жалованья 50 рублей в месяц и о взятии церковным советом уплаты налога подоходного и священнического.

     1927 год.

     Указом Святого Синода Православной Русской Церкви от 9 февраля с.г. постановлено:

     1. Открыть самостоятельную Сысоло-Вычегодскую епархию с наименованием епископа «Усть-Сысольским».

     2. Велико-Устюжскую епархию обратить в викариатство вновь открытой епархии.

     3. Епископа Александра Валдайского назначить правящим Сысоло-Вычегодской епархией с предоставлением ему права проживания в г.Великом Устюге. Преосвященный Николай, епископ Велико-Устюжский, согласно прошению, перемещен на Вирскую кафедру Уфимской епархии. Епископ Александр прибыл в г.Великий Устюг и приступил к отправлению обязанностей, открыл Викариальное управление в г.Великом Устюге.

     Управление уездной милиции от Ибской религиозной общины: «...В ночь на Пасху два человека явились в церковь с гармоникой – Александр Алексеевич Сямптомов и Раков Григорий Петрович, после чего при звоне заутрени хулиганы стали выпускать ружейные выстрелы, при обходе крестным ходом вокруг церкви усилили выстрелы из ружей, после входа собора церкви стрелы стали пускать прямо внутрь церкви на народ через окна, которые сломали, поранены три человека из дроби, а дробь в церкви на полу, как бы посеяно семенем поле, но все-таки до смерти никого не убили, о чем подали заявление волостному милиционеру, но никаких мер не было принято. Зимой в ночь на 31 января с.г. хулиганами были похищены церковные средства, и тоже никто не помог».

     1928 год.

     Договор от 20 марта с Ибским волисполкомом в лице председателя Русь Ф.М. и верующими (39 человек) о переделке часовни Стефановской в церковь.

     Акт от 15 сентября об освящении в честь св.Стефана Пермского деревянного храма, перестроенного стараниями церковного старосты Афанасия Яковлевича Сямптомова из часовни. Иконостас получен из закрытой Усть-сысольской тюремной церкви. Архиепископ Александр Усть-Сысольский и Усть-Вымский.

     24 ноября 1928 года умер священник Ибской Вознесенской церкви Иоанн Константинович Головков в г.УстьСысольске. Получено разрешение на предание тела к земле в ограде Ибской церкви.

     Протодиакон Усть-сысольского Троицкого собора Илья Константинович Субботин обращается в Ибскую церковь для принятия его священником.

     От псаломщика-диакона с.Керос Вознесенской церкви Феодосия Мысова прошение о принятии его в Ибскую церковь псаломщиком-диаконом.

     Поступило прошение о замещении священнического места с.Иб от священника Иоанна Преображенского, бывшего на службе Воронежской епархии, ныне живущего г.Усть-Сысольске, ему 45 лет, женат, имеет двух детей, третью часть всех доходов готов отдавать осиротевшей семье о.Иоанна Головкова.

     Просится священник с.Слудка Александр Соколов, 45 лет, окончивший семинарию, женат, имеет сына.

     Просится протоиерей Вильгортской церкви (раньше был Печорским благочинным) Алексей Попов, зырянин, 50 лет, вдов.

     Об увольнении диакона Ивана Ворошнина от службы без куска хлеба.

     Об избрании священником с.Иб Ильи Субботина.

     От псаломщика с.Вомын Попова Алексея Ювенальевича просьба взять его псаломщиком в с.Иб как сына вомынского умершего священника Ювеналия Сократовича Попова.

     1929 год.

     О псаломщике Иване Ворошнине. Прослужил в церквах Зырянского края 42 года, против его увольнения из Ибской церкви, т.к. остается совсем без пропитания. Благочинный протоиерей А.Еремиевский, пом.благочинного священник с.Пажга Иоанн Захаров, священник с.Лозым А.Попов.

     Заявление о принятии псаломщиком в с.Иб псаломщика М-Лыатинской Троицкой церкви Козлова Стефана Александровича.

     О прибытии псаломщика Козлова С.А. в Пажгу, а не в Иб к о.Иоанну Захарову.

     Заявление от священника Ильи Константиновича Субботина на кредит денег на покупку дома, 100 рублей.

     1933 год.

     Протоиерею Льву Тодоровичу о назначении его священником с.Иб от 17.06.33г. Архиепископ Александр Усть-Сысольский.

     То же с припиской: «Епархиальное управление ждет от Вас интенсивной обновленческой работы в борьбе с тихоновщиной и сектантством как явлениями неправославного и антисоветского характера. В частности, относительно тихоновщины Вы должны иметь в виду, что между ней и обновленчеством нет ничего общего и потому примиренческая линия поведения по отношению к ней для пастыря-обновленца недопустима. Тем более недопустимы какие-либо выступления и вообще действия против социалистического строительства и всех мероприятий советской власти».

     Усть-сысольское епархиальное управление, от 11 августа, ул.Береговая, 27. Благочинному церквей Сысольского и Прилузского районов митрофорному протоиерею Ибской Вознесенской церкви Льву Тодоровичу.

     Как благочинный церквей Вы командируетесь в с.Лойму для обследования Лоемского и лежащих на пути к нему от с.Иба приходов и для привлечения общин, находящихся в тихоновском расколе с Церковью. По обследовании представьте в епархиальное управление список церквей с обозначением, в каких церквах совершаются богослужения и в каких они не совершаются и по какой причине, состоят ли они все в ведении Священного Синода, если община тихоновская, то в какой степени заражена этим расколом и какие законные меры могут быть приняты к искоренению его; не имеют ли церкви недоимок по уплате налогов и, если недоимки имеются, то почему произошли и правильно ли, согласно циркуляру НКФ от 20.02.31 г. за № 68, было сделано положение, и составьте список служителей культа и членов приходских советов с их характеристикой. О лицах, не соответствующих своему назначению, каковыми следут считать фанатичных и безнадежных тихоновцев и контрреволюционеров, донести особо. На будущее время о таких лицах доносите немедленно по обнаружению таковых в округе.

     Председатель епархиального управления архиепископ Александр Усть-Сысольский.

     Настоятелю Ибской церкви Льву Тодоровичу, об отпуске в Ленинград с 5 по 30 сентября, приходским священником назначается иеромонах Федор Соколов, благочинный Иоанн Захаров. Председатель епархиального управления архиепископ Александр Сахаров.

     Благочинному протоиерею о.Льву Михайловичу Тодоровичу от 29 ноября от Усть-сысольского епархиального управления, председателя епископа Палладия. О предоставлении сведений о проживающих епископах, характеристика их поведения и отношение к обновленчеству ежегодно к октябрю, а о вновь прибывших епископах – немедленно.

     25 сентября с.г. умер благочинный Вымского округа протоиерей Феодосий Колмаков, о внесении имени усопшего пастыря в синодик для поминовения.

     Протоиерею Льву Михайловичу Тодоровичу от настоятеля кладбищенской церкви г.Яренска архиепископа Александра Сахарова от 26.12., об увольнении его от Усть-Сысольской епархии.

     1934 год.

     Протоиерею Льву Михайловичу от архиепископа Александра, от 21 марта из г.Яренска, ул.Урицкого. О том, что о.Александр был осенью прошлого года в Синоде и просил о перемещении его на другую кафедру, а Льва Михайловича предлагал вместо себя по УстьСысольской кафедре, но ему в этом отказали, т.к. архиереев сейчас гораздо больше, чем кафедр. Если будет предоставлена кафедра, он обещает взять Льва Михайловича и о.Мефодия к себе. В Яренск ожидается возвращение протоиерея Николая Михайловича Попова, находящегося сейчас в ссылке в Усть-Сысольске. Ждет от Захарова митры, которую обещали ему выслать, и Попова Шошкинского.

     Благочинному протоиерею Иоанну Захарову от Усть-Сысольского епархиального управления, председателя епископа Палладия, 24 апреля. Сообщение о том, что Указом Синода архиепископ Павел (Громов) освобожден от управления Митрополией Северного края и назначен управлять Ижевской епархией, а на Архангельскую кафедру назначен архиепископ Георгий (Жук), бывший Московский, с возведением в сан митрополита. От Л.М.Тодоровича просят представить послужные списки на священников.

     1935 год.

     Ибский церковный совет. Выписка из протокола заседания президиума Коми облисполкома об отчуждении с общества верующих молитвенных зданий.

     ...Молитвенные здания д.Степановки и Ель передать в распоряжение с/с. Предложить с/с привести их в порядок и использовать для культурных целей. Зав. протокольной частью ОБИК Тентюков.

     Ибскому с/с. Ибский церковно-приходской совет просит разъяснить, в Жидачской колхозу разрешение дано было или нет о снятии колоколов из Мыргаибской часовни в 1933 году, т.к. граждане мыргаибские Лапшин Илья Васильевич, Мальцов Прокопий Григорьевич, Мальцова Ирина Никифоровна, Мальцова Марья Андреевна заявляют, что в июле 1933 года пришли два человека из Жидачского колхоза, один Томов Илья Петрович, а второго человека они не знают, сняли из колокольни два колокола и унесли самовольно. Также из Кунигской колхоз унес один колокол, из Вадкеровской часовни один колокол спецпереселенцами унесен. Т.к. приходской совет никаких указаний и разрешений на снятие колоколов не получал, то считает, что произведена кража. Председательница приходского совета Митяшина Д.С. Церковный староста Колегов Матвей Лукич. 2 марта 1935 года.

     Справка из колхоза им. Ленина церковно-приходскому совету о том, что действительно из Березницкой часовни взят один колокол, который сейчас у них хранится. Председатель колхоза В.Муравьев. 15.05.35 г.

     Ибскому сельскому совету. Ибский церковно-приходской совет обращается с просьбой дать разрешение ходить по домам верующих с крестом и образом Божией Матери Пасхальной Славой. Председательница церковно-приходского совета Митяшина Дарья Степановна, церковный староста Колегов Матвей Лукич, за них расписался Таскаев Григорий. 20.04.1935 г.

     Наискось этого обращения – резолюция на коми языке: «Разрешаю ходить из дома в дом, если не будет службы в церкви. 22.04.35 г. Председатель с/с».

     Ибской Вознесенской общине верующих. «Христос Воскресе! 50 рублей на содержание Патриархии и епархии получены от Вас за I четверть сего 1935 года через о.Федора. Николай, архиепископ Великоустюжский. 27.05.35 г.».

     Ибской Вознесенской общине верующих. «Из поступившего ко мне прошения священника Пезмогской Прокопиевской церкви о.Николая Шумкова о преподании ему благословения на служение в Вашей общине я узнал, что Вы до сих пор были вне общения с Православной Церковью, о которой как Единоспасающей, Святой, Соборной и Апостольской мы исповедуем в пору нашу в 9-м чине Символа Веры. Вы были в обновленческом управлении лжеучения, которого хотя и не понимали, но расстройство своей приходской жизни на себе испытывали. Это расстройство – как явное доказательство лишения благодати Божией обновленчества и обновленцев, находящихся под церковным отлучением, наложенным на них и свят. Патриархом Тихоном, и Собором епископов и по кончине свят.Патриарха подтвержденным его преемником – местоблюстителем Патриаршим Митрополитом Петром, и побудило Вас искать православного священника и через него – возвращения в спасительное общение с Православной Церковью. Хотя, как я уверен, Вы лично и не ведали о вине и грехах против св.Церкви обновленцев, которые ложью, обманом и застращиванием Вас держали в заблуждении, но Вы знаете, что и в неведении все-таки есть грех, тем более, что по соседству с Вами существовали приходы православные, которые обновленчества не принимали. Посему, преподавая благословение о.Николаю Шумкову на служение у Вас, я предписываю ему приступить к служению в Вашем храме только по совершении положенного святыми отцами освящения его (храма – А.М.) от еретического осквернения, а Вами принесенного покаяния в невольном грехе Вашего пребывания в обновленчестве. О сем и посылаю Вам настоящий Указ. Николай, архиепископ Великоустюжский. 27.05.35 г.».

     Дарье Степановне от Федора Веселкова из г.Сыктывкара, с.Кочпон, ул.Набережная, 12. 31 августа 1935 года о получении лампадного масла из Кирова.

     Постановлением Президиума Сыктывдинского райисполкома от 26 ноября 1936 года Ибская Вознесенская церковь была закрыта (ф.р -3, оп.1, д.2254, л.11). Указ Президиума Верховного Совета Коми АССР от 19 июля 1937 года подтвердил это закрытие церкви. Церковное здание было передано в распоряжение Ибского с/с для использования под клуб.

     Ибская Вознесенская церковь вновь была открыта в 1956 году.

А.МАЛЫХИНА

sl.gif (1638 bytes)

назад

tchk.gif (991 bytes)

вперед

sr.gif (1667 bytes)

На глав. страницу.Оглавление выпуска . О свт.Стефане.О редакции.Архив.Почта


     eskom@vera.komi.ru