МОНАСТЫРСКАЯ ЖИЗНЬ


НА БРЕГЕ ЗАМЕРЗШЕГО МОРЯ

Год назад наша газета писала, что весь монашеский чин Трифоно-Печенгского монастыря, самого северного не только на Кольском полуострове, но и во всем русском Заполярье, состоит... из одного-единственного человека – самого наместника игумена Аристарха. И уже тогда мы убедились, что взять интервью у наместника очень непросто – он постоянно в разъездах, поскольку приходится успевать везде. А дел у него множество... Отец Аристарх оказался человеком большой жизненной энергии, находящей выход в самых разных видах деятельности. Это, впрочем, неудивительно. Ведь и во времена своего основателя, святого преподобного Трифона, монастырь прославился многими своими промыслами.

– О. Аристарх, сколько человек сейчас в вашем монастыре?

– Один иеромонах, два монаха-инока рясофорных, два послушника, трудников пять человек и... необозримое количество беглых солдат.

– Как, беглых солдат? А в каком отношении они с законом?

– Ни в каком, в незаконном. Беззаконие творится в воинских бригадах, которые меня окружают. И люди бегут. И до тех пор, пока командование не разберется, проходит их духовно-психологическая реабилитация, а потом их отправляют опять. Конечно, в какие-то другие подразделения.

– То есть солдаты знают о вашем монастыре и из близких частей к вам добираются... А солдат просто на богослужения к вам отпускают из частей? Они могут приходить?

– Отпускают. Приходят иногда целыми взводами, целыми экипажами кораблей.

– Кстати, территория ваша была сильно зажата городками воинских частей. А теперь как, не дали они вам простора?

– Все по-прежнему. Несмотря на то, что я обращался к средствам массовой информации, и все всё знают. Несмотря на то, что я многократно обращался к командующему нашего военного округа генерал-полковнику Бобрышеву. Конструктивного ответа так и нет. После моей пресс-конференции в областной газете даже вышла статья под заголовком «Монастырю не хватает земли, а военным – праведности».

– То есть вы по-прежнему в тесноте?

– Да. Вопрос решался даже на уровне Патриарха. Мы вышли на Святейшего, он писал письмо министру обороны. К сожалению, ответ был по-детски наивен. Они ссылались на то, что у них нет денег, что, может быть, поможет администрация области, и так далее. Несерьезный, отписочный ответ. Патриарха попросту проигнорировали. Я уж не говорю про мое обращение или обращение владыки; они просто скомканы бюрократически-военной машиной.

– Между тем у вас подворье открылось в Мурманске? Давно уже?

– Какое-то время оно не имело статуса подворья, юридически не было оформлено, но уже существовало. Теперь, когда Московская Патриархия такой статус проработала, мы зарегистрированы в Мурманске как подворье. Хотя по-прежнему все это достаточно убого: строение барачного типа. Но все равно народ там очень любит наши службы. Они бывают каждый день – монашеским, монастырским чином с утренними молитвами, достаточно продолжительные службы. Поэтому кто любит все монашеское, тот приходит, и довольно много народу.

– Отец игумен, у вас и оптовая книжная лавка действует на подворье. В качестве кого вы выступаете?

– Как единственный благословленный архиереем распространитель духовной литературы на Кольской земле для всех храмов. Это книги московских издательств.

– И где с людьми у вас больше общения: в самом монастыре, в Печенге или на подворье, в Мурманске?

– Если не брать солдат, то, пожалуй, больше в Мурманске. Каждое воскресенье я там служу вечерний акафист Блаженной Матронушке, и собирается полный храм, чтобы послушать акафист и проповедь.

– А храм подворья, значит, переобустроен из бывшего барака?

– Тут есть сложности уже с городской администрацией Мурманска, которая на наш запрос не выделила земли под новый храм. Но, с другой стороны, мы, конечно, не можем, нет средств, чтобы в Мурманске построить прекрасный деревянный храм. С протянутой рукой сейчас не будешь ходить: все равно ничего не получишь. Народ пошел не тот. Богачи уже откупились – они «уже в раю». Деньги, как в 90-е годы щедро жертвовали, уже просто так никто не дает. Поэтому надо зарабатывать. Мы и пытаемся. Например, сейчас получил положительное решение вопрос о рыбе, о нашей ловле.

– То есть вы сами хотите заняться промыслом?

– Да, арендовать несколько маленьких суденышек и ловить рыбу, и таким образом зарабатывать. Для этого мы образовали братство во имя преподобного Варлаама Керетского. Это покровитель всех мореходов Крайнего Севера, который почитается у нас в епархии. Пока сделаны первые шаги, недавно прошли регистрацию. Именно братство будет осуществлять основные проекты, связанные с добыванием денег.

– Еще из хозяйства что-нибудь имеется? Как насчет наземной техники?

– Какая там техника! Ну, есть две машины легковые, но мне их даже поставить некуда. Кое-что у нас уже, просто говоря, растащили, те же самые военные. Когда у меня будет место, когда будут ангары, тогда другое дело.

– Отец игумен, вы ведь еще и книги выпускаете? И сами пишете?

– С логотипом нашего монастыря около 8-10 книг выходит каждый месяц в Москве. Там они обычно печатаются. А первым нашим самостоятельным изданием стал набор цветных открыток «История Трифоно-Печенгского монастыря в иллюстрациях» – акварель и гуашь. Изображения храмов, которые существовали или еще существуют, и краткая их история на обороте.

– Вы заказ делаете московским типографиям, а сами выступаете как издатели?

– Да, Трифоно-Печенгский монастырь совместно с московскими издательствами «Новая книга» и «Ковчег». Вот только что вышла огромная книга, в 900 страниц, «Великие русские старцы» – она до вас еще не дошла. Это под моей редакцией. И еще выходят две такие же книги, толстые, дорогие. «Жития и наставления великих русских святых» и «Жития избранные» – по наставлениям духовников русских обителей.

– И все это под вашей редакцией? А издательская техника у вас, значит, имеется?

– Да, есть компьютеры, принтеры, сканеры. И в Интернете у нас открыт собственный сайт: trifon.an.ru.

– То есть любой может выйти на вас? Что он сможет найти?

– Там есть история монастыря, адрес нашей электронной почты, последние известия о нашей деятельности.

– Ну а что у вас в ближайших планах?

– Мы объявляли конкурс для газет, радио, телевидения по семи номинациям на тему «Духовность Кольской земли». Тут и история монастыря, и храмов. Владыка благословил. И к Рождеству будут подведены итоги.

– Если конкурс, то предполагаются призы какие-то?

– Конечно, главный приз – три тысячи рублей, а также библиотека духовной литературы для трех лауреатов.

– А деньги на это откуда?

– Это берет на себя монастырь, но где мы их возьмем, я пока не знаю. Ну, выну из оборота книжного.

Интересно, что монастырь, по мнению писательской организации, стал издательско-духовным центром края, и без нашего участия не обходится ни одно значительное мероприятие. И то, что мы объявили этот конкурс, не откуда-то случайно свалилось для народа, а следствие культурно-просветительской работы, которую мы ведем.

– А давно конкурс объявлен?

– Два месяца назад.

– И что, приходит что-то?

– Да, получили радио-, телематериалы. Сегодня 13-летняя девочка принесла целую сказку о Трифоне.

– А со школьниками у вас бывают встречи?

– Тут у нас все хорошо. Это мнение не мое, а независимых наблюдателей. Воскресную школу на нашем подворье в Мурманске знают как лучшую школу в городе. У нас очень хорошие преподаватели, мы не жалеем средств на это. Обучаем разным предметам, а также различным видам деятельности.

И здесь, в Печенге, в бригадах военных мы преподаем. Только что сегодня я был в детской художественной школе. Мы смотрели рисунки ребят, которые они выполнили по моей просьбе. Я им подарил брошюрки «Чудеса святых в ХХ веке». Они прочитали и написали очень интересные акварели. Скоро мы организовываем очередную Трифоновскую ярмарку и хотим представить там вернисаж детских работ. А потом планируем выставить ее и в Мурманске.

Летом этого года при монастыре, в 200 метрах, разбили палаточный лагерь с помощью морских пехотинцев. И там у нас было 25 подростков – военно-спортивный патриотический лагерь «Русский рукопашный бой. Школа Кадочникова».

– И кто его вел?

– Вели спецы: горно-альпийская подготовка, рукопашный бой, искусство выживания. Сейчас монастырь поддерживает материально не только лагерь, но и целый клуб в Мурманске, занятия которого проходят по нескольку раз каждую неделю.

– А в подростковом лагере были дети только военных?

– Нет, это для всей области. Принципиально мы брали всех, независимо от того, кто что исповедует. Например, были дети – сторонники ЛДПР Жириновского, пришли в кепках таких высоких. Были желающие из РНЕ, но они все-таки не решились.

– Вот вы еще о ярмарке говорили...

– Трифоновскую ярмарку планируем на 28 декабря, день памяти преподобного. Эта ярмарка проводилась каждый год. Только в прошлом году получилась неудача. Принцип ее такой: цену назначает сам покупатель. Потому в прошлом году и испугались коммерсанты, что это неслыханно для наших времен.

– А товар какой?

– Всякий: и мануфактура, и промтовары, и продовольствие.

– То есть товар не ваш? Вы только организаторы?

– Да, мы только организуем. Коммерсанты, конечно, боятся убытков. Но речь идет о взаимоотношениях в нашем обществе. И неудача прошлого года – слепок, лакмусовая бумажка того, что в обществе происходит.

– А в этом году кто-то уже дал согласие участвовать?

– Да, дали. Это те коммерсанты, которые помогают нам и прекрасно понимают, что можно где-то рубль скинуть, но получить что-то и в торговле, и в моральном плане.

– А вообще, люди-то как у вас живут?

– Ну, тут люди военные – как они живут?.. Ведь до нас и проехать можно только через пограничный пост. Тут сплошные части: и пограничные, и военный флот, и морская пехота.

Я возглавляю военный отдел в епархии. Даже на Архиерейском Соборе Патриарх уделил нам немало места в своем докладе, в 15-м разделе – об отношениях Церкви с армией. И Трифоно-Печенгский монастырь был выделен как раз в работе с военными.

Может быть, вы видели по телевизору: во время трагедии «Курска» в Баренцевом море монастырь и его подворье приняли самое активное участие (если можно здесь так сказать – «активное участие») в разделении этого народного горя. Мы были вместе с этими скорбящими людьми. Когда стало ясно, что все на подводной лодке погибли, отслужили по морякам панихиду.

– А в дни траура, по вашему мнению, сильно отличалось то, как держались люди верующие?

– Да, состояние их очень отличалось. И тогда, и потом. Особенно потом. Потому что в такой трагедии, конечно, духовное перехлестывается человеческим. Люди верующие прибегали к молитве и, может, легче перенесли это горе. Зато потом, когда развернулись эти ужасные страсти-мордасти с деньгами, тогда христиане показали высокий класс, можно сказать, духовной жизни. Они оказались не задействованы в этой грязной куче с деньгами, то есть как бы отрясли прах в духовном смысле. А ведь некоторые вдовы, матери – не все, конечно, – погрязли в дележе этих несчастных денег гробовых.

– А верующие денег не приняли?

– Нет, приняли, но отнеслись, как должно к ним отнестись, как вообще можно отнестись к возможности обеспечивать себя.

– О.Аристарх, вы все в делах, в движении. Вас очень трудно поймать...

– Да, почти невозможно. То, что вы сегодня меня застали, – редкость.

– А где еще обычно бываете?

– Да повсюду. По 800 километров в день, бывает, накатывать приходится.

– Удивительно. Вы вообще такую деятельность развиваете... Может быть, это как-то связано с помощью преподобного Трифона? Мне, по крайней мере, уже так показалось.

– Нет сомнения, он здесь хозяин, конечно.

– А то некоторые монастыри потише живут, поровнее как-то, больше молитвенно, да хозяйство небольшое ведут.

– У нас тоже есть корова Звездочка, отелилась недавно. Двое поросят еще, кролики. Собираемся завести уток. Ограничивает территория. Ну, сажаем картошку. Один к трем урожай – для севера здорово. Тут все нормально.

А насчет молитвенного делания – с приездом иеромонаха о.Сергия у нас как бы выровнялось все. И в кельях дух молитвенный, и на правиле вечернем – меня он очень радует. Потому что монастырь, наконец-то, обрел настоящее монашеское духовное измерение.

– И со светскими органами у вас нормальные, привычные отношения? Ну, может, кроме военных... некоторых?

– И гражданские, и военные власти тоже понимают значение монастыря. Тут есть много подводных течений, но в целом монастырь занял подобающее ему место. И сейчас уже его известность такова, что бывает достаточно назвать себя, чтобы лица посветлели и отношение к тебе изменилось.

– Да, о.Аристарх, за ваш монастырь можно только благодарно порадоваться. Спасибо вам и за беседу.

Беседовал В.ЦИВУНИН

sl.gif (1214 bytes)

назад

tchk.gif (991 bytes)

вперед

sr.gif (1667 bytes)

На глав. страницу.Оглавление выпуска.О свт.Стефане.О редакции.Архив.Почта


eskom@vera.komi.ru