Год назад наша газета писала, что весь монашеский чин Трифоно-Печенгского монастыря, самого северного не только на Кольском полуострове, но и во всем русском Заполярье, состоит... из одного-единственного человека – самого наместника игумена Аристарха. И уже тогда мы убедились, что взять интервью у наместника очень непросто – он постоянно в разъездах, поскольку приходится успевать везде. А дел у него множество... Отец Аристарх оказался человеком большой жизненной энергии, находящей выход в самых разных видах деятельности. Это, впрочем, неудивительно. Ведь и во времена своего основателя, святого преподобного Трифона, монастырь прославился многими своими промыслами. – О. Аристарх, сколько человек сейчас в вашем монастыре? – Один иеромонах, два монаха-инока рясофорных, два послушника, трудников пять человек и... необозримое количество беглых солдат. – Как, беглых солдат? А в каком отношении они с законом? – Ни в каком, в незаконном. Беззаконие творится в воинских бригадах, которые меня окружают. И люди бегут. И до тех пор, пока командование не разберется, проходит их духовно-психологическая реабилитация, а потом их отправляют опять. Конечно, в какие-то другие подразделения. – То есть солдаты знают о вашем монастыре и из близких частей к вам добираются... А солдат просто на богослужения к вам отпускают из частей? Они могут приходить? – Отпускают. Приходят иногда целыми взводами, целыми экипажами кораблей. – Кстати, территория ваша была сильно зажата городками воинских частей. А теперь как, не дали они вам простора? – Все по-прежнему. Несмотря на то, что я обращался к средствам массовой информации, и все всё знают. Несмотря на то, что я многократно обращался к командующему нашего военного округа генерал-полковнику Бобрышеву. Конструктивного ответа так и нет. После моей пресс-конференции в областной газете даже вышла статья под заголовком «Монастырю не хватает земли, а военным – праведности». – То есть вы по-прежнему в тесноте? – Да. Вопрос решался даже на уровне Патриарха. Мы вышли на Святейшего, он писал письмо министру обороны. К сожалению, ответ был по-детски наивен. Они ссылались на то, что у них нет денег, что, может быть, поможет администрация области, и так далее. Несерьезный, отписочный ответ. Патриарха попросту проигнорировали. Я уж не говорю про мое обращение или обращение владыки; они просто скомканы бюрократически-военной машиной. – Между тем у вас подворье открылось в Мурманске? Давно уже? – Какое-то время оно не имело статуса подворья, юридически не было оформлено, но уже существовало. Теперь, когда Московская Патриархия такой статус проработала, мы зарегистрированы в Мурманске как подворье. Хотя по-прежнему все это достаточно убого: строение барачного типа. Но все равно народ там очень любит наши службы. Они бывают каждый день – монашеским, монастырским чином с утренними молитвами, достаточно продолжительные службы. Поэтому кто любит все монашеское, тот приходит, и довольно много народу. – Отец игумен, у вас и оптовая книжная лавка действует на подворье. В качестве кого вы выступаете? – Как единственный благословленный архиереем распространитель духовной литературы на Кольской земле для всех храмов. Это книги московских издательств. – И где с людьми у вас больше общения: в самом монастыре, в Печенге или на подворье, в Мурманске? – Если не брать солдат, то, пожалуй, больше в Мурманске. Каждое воскресенье я там служу вечерний акафист Блаженной Матронушке, и собирается полный храм, чтобы послушать акафист и проповедь. – А храм подворья, значит, переобустроен из бывшего барака? – Тут есть сложности уже с городской администрацией Мурманска, которая на наш запрос не выделила земли под новый храм. Но, с другой стороны, мы, конечно, не можем, нет средств, чтобы в Мурманске построить прекрасный деревянный храм. С протянутой рукой сейчас не будешь ходить: все равно ничего не получишь. Народ пошел не тот. Богачи уже откупились – они «уже в раю». Деньги, как в 90-е годы щедро жертвовали, уже просто так никто не дает. Поэтому надо зарабатывать. Мы и пытаемся. Например, сейчас получил положительное решение вопрос о рыбе, о нашей ловле. – То есть вы сами хотите заняться промыслом? – Да, арендовать несколько маленьких суденышек и ловить рыбу, и таким образом зарабатывать. Для этого мы образовали братство во имя преподобного Варлаама Керетского. Это покровитель всех мореходов Крайнего Севера, который почитается у нас в епархии. Пока сделаны первые шаги, недавно прошли регистрацию. Именно братство будет осуществлять основные проекты, связанные с добыванием денег. – Еще из хозяйства что-нибудь имеется? Как насчет наземной техники? – Какая там техника! Ну, есть две машины легковые, но мне их даже поставить некуда. Кое-что у нас уже, просто говоря, растащили, те же самые военные. Когда у меня будет место, когда будут ангары, тогда другое дело. – Отец игумен, вы ведь еще и книги выпускаете? И сами пишете? – С логотипом нашего монастыря около 8-10 книг выходит каждый месяц в Москве. Там они обычно печатаются. А первым нашим самостоятельным изданием стал набор цветных открыток «История Трифоно-Печенгского монастыря в иллюстрациях» – акварель и гуашь. Изображения храмов, которые существовали или еще существуют, и краткая их история на обороте. – Вы заказ делаете московским типографиям, а сами выступаете как издатели? – Да, Трифоно-Печенгский монастырь совместно с московскими издательствами «Новая книга» и «Ковчег». Вот только что вышла огромная книга, в 900 страниц, «Великие русские старцы» – она до вас еще не дошла. Это под моей редакцией. И еще выходят две такие же книги, толстые, дорогие. «Жития и наставления великих русских святых» и «Жития избранные» – по наставлениям духовников русских обителей. – И все это под вашей редакцией? А издательская техника у вас, значит, имеется? – Да, есть компьютеры, принтеры, сканеры. И в Интернете у нас открыт собственный сайт: trifon.an.ru. – То есть любой может выйти на вас? Что он сможет найти? – Там есть история монастыря, адрес нашей электронной почты, последние известия о нашей деятельности. – Ну а что у вас в ближайших планах? – Мы объявляли конкурс для газет, радио, телевидения по семи номинациям на тему «Духовность Кольской земли». Тут и история монастыря, и храмов. Владыка благословил. И к Рождеству будут подведены итоги. – Если конкурс, то предполагаются призы какие-то? – Конечно, главный приз – три тысячи рублей, а также библиотека духовной литературы для трех лауреатов. – А деньги на это откуда? – Это берет на себя монастырь, но где мы их возьмем, я пока не знаю. Ну, выну из оборота книжного. Интересно, что монастырь, по мнению писательской организации, стал издательско-духовным центром края, и без нашего участия не обходится ни одно значительное мероприятие. И то, что мы объявили этот конкурс, не откуда-то случайно свалилось для народа, а следствие культурно-просветительской работы, которую мы ведем. – А давно конкурс объявлен? – Два месяца назад. – И что, приходит что-то? – Да, получили радио-, телематериалы. Сегодня 13-летняя девочка принесла целую сказку о Трифоне. – А со школьниками у вас бывают встречи? – Тут у нас все хорошо. Это мнение не мое, а независимых наблюдателей. Воскресную школу на нашем подворье в Мурманске знают как лучшую школу в городе. У нас очень хорошие преподаватели, мы не жалеем средств на это. Обучаем разным предметам, а также различным видам деятельности. И здесь, в Печенге, в бригадах военных мы преподаем. Только что сегодня я был в детской художественной школе. Мы смотрели рисунки ребят, которые они выполнили по моей просьбе. Я им подарил брошюрки «Чудеса святых в ХХ веке». Они прочитали и написали очень интересные акварели. Скоро мы организовываем очередную Трифоновскую ярмарку и хотим представить там вернисаж детских работ. А потом планируем выставить ее и в Мурманске. Летом этого года при монастыре, в 200 метрах, разбили палаточный лагерь с помощью морских пехотинцев. И там у нас было 25 подростков – военно-спортивный патриотический лагерь «Русский рукопашный бой. Школа Кадочникова». – И кто его вел? – Вели спецы: горно-альпийская подготовка, рукопашный бой, искусство выживания. Сейчас монастырь поддерживает материально не только лагерь, но и целый клуб в Мурманске, занятия которого проходят по нескольку раз каждую неделю. – А в подростковом лагере были дети только военных? – Нет, это для всей области. Принципиально мы брали всех, независимо от того, кто что исповедует. Например, были дети – сторонники ЛДПР Жириновского, пришли в кепках таких высоких. Были желающие из РНЕ, но они все-таки не решились. – Вот вы еще о ярмарке говорили... – Трифоновскую ярмарку планируем на 28 декабря, день памяти преподобного. Эта ярмарка проводилась каждый год. Только в прошлом году получилась неудача. Принцип ее такой: цену назначает сам покупатель. Потому в прошлом году и испугались коммерсанты, что это неслыханно для наших времен. – А товар какой? – Всякий: и мануфактура, и промтовары, и продовольствие. – То есть товар не ваш? Вы только организаторы? – Да, мы только организуем. Коммерсанты, конечно, боятся убытков. Но речь идет о взаимоотношениях в нашем обществе. И неудача прошлого года – слепок, лакмусовая бумажка того, что в обществе происходит. – А в этом году кто-то уже дал согласие участвовать? – Да, дали. Это те коммерсанты, которые помогают нам и прекрасно понимают, что можно где-то рубль скинуть, но получить что-то и в торговле, и в моральном плане. – А вообще, люди-то как у вас живут? – Ну, тут люди военные – как они живут?.. Ведь до нас и проехать можно только через пограничный пост. Тут сплошные части: и пограничные, и военный флот, и морская пехота. Я возглавляю военный отдел в епархии. Даже на Архиерейском Соборе Патриарх уделил нам немало места в своем докладе, в 15-м разделе – об отношениях Церкви с армией. И Трифоно-Печенгский монастырь был выделен как раз в работе с военными. Может быть, вы видели по телевизору: во время трагедии «Курска» в Баренцевом море монастырь и его подворье приняли самое активное участие (если можно здесь так сказать – «активное участие») в разделении этого народного горя. Мы были вместе с этими скорбящими людьми. Когда стало ясно, что все на подводной лодке погибли, отслужили по морякам панихиду. – А в дни траура, по вашему мнению, сильно отличалось то, как держались люди верующие? – Да, состояние их очень отличалось. И тогда, и потом. Особенно потом. Потому что в такой трагедии, конечно, духовное перехлестывается человеческим. Люди верующие прибегали к молитве и, может, легче перенесли это горе. Зато потом, когда развернулись эти ужасные страсти-мордасти с деньгами, тогда христиане показали высокий класс, можно сказать, духовной жизни. Они оказались не задействованы в этой грязной куче с деньгами, то есть как бы отрясли прах в духовном смысле. А ведь некоторые вдовы, матери – не все, конечно, – погрязли в дележе этих несчастных денег гробовых. – А верующие денег не приняли? – Нет, приняли, но отнеслись, как должно к ним отнестись, как вообще можно отнестись к возможности обеспечивать себя. – О.Аристарх, вы все в делах, в движении. Вас очень трудно поймать... – Да, почти невозможно. То, что вы сегодня меня застали, – редкость. – А где еще обычно бываете? – Да повсюду. По 800 километров в день, бывает, накатывать приходится. – Удивительно. Вы вообще такую деятельность развиваете... Может быть, это как-то связано с помощью преподобного Трифона? Мне, по крайней мере, уже так показалось. – Нет сомнения, он здесь хозяин, конечно. – А то некоторые монастыри потише живут, поровнее как-то, больше молитвенно, да хозяйство небольшое ведут. – У нас тоже есть корова Звездочка, отелилась недавно. Двое поросят еще, кролики. Собираемся завести уток. Ограничивает территория. Ну, сажаем картошку. Один к трем урожай – для севера здорово. Тут все нормально. А насчет молитвенного делания – с приездом иеромонаха о.Сергия у нас как бы выровнялось все. И в кельях дух молитвенный, и на правиле вечернем – меня он очень радует. Потому что монастырь, наконец-то, обрел настоящее монашеское духовное измерение. – И со светскими органами у вас нормальные, привычные отношения? Ну, может, кроме военных... некоторых? – И гражданские, и военные власти тоже понимают значение монастыря. Тут есть много подводных течений, но в целом монастырь занял подобающее ему место. И сейчас уже его известность такова, что бывает достаточно назвать себя, чтобы лица посветлели и отношение к тебе изменилось. – Да, о.Аристарх, за ваш монастырь можно только благодарно порадоваться. Спасибо вам и за беседу. Беседовал В.ЦИВУНИН На глав. страницу.Оглавление выпуска.О свт.Стефане.О редакции.Архив.Почта |