ПАЛОМНИЧЕСТВО КЕДРОВЫЙ РАЙ МУЧЕНИКА ПЕТРА Дивный сад Случай, который привел меня в село Черевково Архангельской области, оказался почти мистическим. Уж не знаю, как воспримут это читатели... Хотя чего тут особенного? Наверное, со многими такое случалось: увидят что-нибудь во сне, а через какое-то время это повторяется, только уже в реальной жизни. Так было и со мной. Лет десять назад приснился прекрасный сад из многовековых могучих кедров. Высился он на берегу какой-то реки. Во сне же было сказано, что роща эта посажена удивительным человеком, то ли купцом, то ли зажиточным крестьянином в XVIII веке. Наряду с кедрами он разводил в саду яблони, крыжовник и какие-то другие экзотические для севера деревья и кустарники. Ощущение от сна было настолько реальным, что я долго его не мог забыть. Признаюсь, даже взялся за поиски этого диковинного сада, спрашивал знакомых краеведов, нет ли чего похожего близ Сыктывкара, по берегам Сысолы и Вычегды. Потом я забыл об этом. И вспомнил только здесь – близ Черевково, у речки Лудонги, впадающей в Северную Двину. На берегу ее высился тот самый кедровый сад, который фотографически запечатлелся в моей памяти десять лет назад! * * * Священник Валентин Кобылин, привезший меня в свое родное село Черевково, рассказал об этом саде следующее. Кедры, которые в этой местности сами не растут, посадил крестьянин Федор Степанович Мокеев. Здесь же он выращивал шелковичных червей. Домик, где крестьянин разводил эту диковинную китайскую живность, плетущую шелковые коконы, уже в нашем веке сгорел от молнии во время грозы, а 47 могучих кедров сохранились до наших дней и дают каждый год по два-три мешка питательных орешков. Мы гуляли со священником меж высоких деревьев, и вдруг он, вспомнив что-то, повернулся в сторону дороги, по которой сюда приехали: «А по этой дороге поляки волочили по земле батюшку Петра Черевковского. Он был привязан к конскому хвосту. Здесь вот отец Петр и принял мученическую смерть. На месте, где пролилась его кровь, и был посажен этот прекрасный сад...». Позже, вернувшись из Архангельской области домой, я понял смысл того видения десятилетней давности. Может быть, Господь определил мне жить в ожидании чуда – чтобы, оказавшись здесь, не прошел я мимо этой кедровой рощи, остановился, порасспросил людей. И... чтобы узнал я об истинном чуде, явленном здесь. Угодник Божий иерей Петр Черевковский чудесно прославляется Господом вот уже четыреста лет после своей мученической кончины. Неоконченная литургия Отец Петр был простым приходским священником черевковской Никольской церкви. Отличался от других иереев, быть может, только большей совестливостью и благочестием, старался услужить каждому прихожанину. Свой доход он делил на три части, одну из которых употреблял на храм, другую раздавал нищим, а третью оставлял для своей семьи. Так с чистым сердцем о.Петр прославлял Господа до самых седин и со спокойствием праведника ожидал тихой и мирной кончины. Но Господь судил иначе. Это было смутное время для Руси, когда многие священнослужители отступили от чистоты православия и, присягнув на верность поляку Лжедмитрию, возглашали на Божественной литургии «многая лета» самозванцу. Отряды польских интервентов рыскали по святой русской земле, грабили и разоряли монашеские обители, убивали священнослужителей. Одна из таких банд грабителей-ляхов разоряла церкви и монастыри по берегам Северной Двины. 9 июля, на следующий день после праздника Прокопия Устюжского, банда злодеев напала на Черевково – во время Божественной литургии ворвалась в храм и начала сдирать со стен святые иконы и грабить церковную утварь. Иерей Петр и встал на защиту церковного имения, за что был побит злодеями, которые привязали его в полном священническом облачении к конскому хвосту, а коня галопом пустили по улицам Черевково. Сами бандиты с награбленным пошли дальше вниз по реке и всего в нескольких километрах от Черевково основали на том же берегу поселение, которое существует до сих пор и называется Ляхово. Быть может, из-за этого соседства уже через сорок лет люди забыли об иерее Петре. Умерли все свидетели его мученической кончины, и даже место его погребения было забыто. Но Господь помнил о Своем угоднике, и в 1656 году рядом с церковью святителя Николая, где служил о.Петр, из земли по правую сторону алтаря появился гроб с его мощами. В это же время сам иерей в полном священническом облачении стал являться многим людям и приказывал сказать священникам черевковской церкви, чтобы они совершили панихиду над явленным гробом. Весть о появившемся из земли гробе быстро распространилась среди населения. Многие стали приходить и заказывать над ним панихиды, после чего получали от Господа по молитвам о.Петра исцеления от всех болезней. Чудеса от гроба Однако чей это гроб, достоверно известно не было. Люди приписывали свои исцеления помощи Божией, делу случая, а никак не иерею Петру. Тогда Господь явил новые чудеса, удостоверявшие святость мученика. Через год после явления гроба Никольская церковь сгорела от удара молнии, а одна стена церкви во время пожара свалилась на гроб и покрыла его пылающим огнем. Люди думали, что гроб сгорит, однако когда пожар потушили, с удивлением все увидели, что он не только не сгорел, но даже и не запалился. В эту же ночь над чудесно уцелевшим гробом церковный сторож Лаврентий Семенов увидел сияющий огненный столп, вставший до самых небес. Огненный столп то появлялся, то исчезал в течение всей ночи. Эти чудесные события, явленные Господом, убедили всех в том, что это действительно гроб мученика Петра – нового молитвенника и чудотворца Церкви Христовой. Над гробом была выстроена часовня, каждое воскресенье по иерею Петру стали совершаться панихиды. Случаи чудесной помощи записывались в особую тетрадь. В 1718 году новый угодник Божий, исцелив у своего гроба некоего художника, сам явился ему и повелел написать свой образ и возложить на гробницу. Благодарные прихожане впоследствии украсили этот чудотворный образ серебряным позолоченным венцом и медной посеребренной ризой, а вместо обветшавшей часовни построили новую. Иерей Петр по молитвам продолжал помогать своим бывшим землякам. Крестьянку Агриппину из Пермогорья, шесть месяцев страдавшую кровотечением, безрезультатно пытались лечить лекари и знахари, точнее сказать, результатом стала ее полная неподвижность. Агриппина уже приготовилась к смерти, когда иерей Петр во сне явился к одному из врачей и строго запретил заниматься подобным «худым врачеванием»: «Врачуй лучше свою душу, чтобы самому от зла не пострадать, а больной скажи, чтобы шла к моему гробу, и там получит исцеление». Лекарь был удивлен, но рассказал о своем видении больной. Та, пообещав поклониться гробу, скоро сделалась здоровой. Однако прошел месяц, а исполнить свое обещание – отблагодарить о.Петра – она не спешила. И снова слегла в положении «ни жива ни мертва». Все, что ей оставалось, – это оглянуться в суете своей; и вот, осознав свой грех, больная в слезах стала молить Петра простить ее. Вслед за тем Господь дал ей еще один шанс – Агриппина вновь выздоровела и на сей раз первым делом поспешила ко гробу мученика. Как видно из описания посмертных чудес иерея Петра, он являл из себя заступника и целителя строгого, порой сурового. Особенно же он помогал тем людям, в ком искра веры в Бога тлела, не имея сил разгореться, – им он помогал увериться в силе Божией. И наоборот, к маловерам и безверам, особенно же имеющим духовный сан, он не благоволил. Случай с о.Борисом Михайловым, унаследовавшим иерейское служение в том самом Черевково, где когда-то священствовал сам Петр, это ярко подтверждает. Священник Борис Михайлов, как имевший право духовно наставлять и учить своих земляков, не упускал случая попенять им за их суеверие, рассказы об исцелениях у гроба о.Петра называл баснями, а самого чудотворца всячески порицал. Но вот однажды он увидел иерея Петра в тонком сне – тот в священническом облачении вошел в его комнату и, подойдя к нему, сказал: – Пошто ты, иерей, укоряешь меня многими неподобными словами и кощунствуешь над совершающимися через меня чудесами, называя их мечтою и баснями? – Кто ты? – в страхе спросил о.Борис. – На что тебе знать мое имя, которого ты и слышать не хотел? – услышал он в ответ. – Но когда злое узришь, тогда и меня знать будешь, да накажешься своими словами, чтобы не злословить. После этого о.Борису было видение, будто он стоит в алтаре вместе с другими священниками. Вдруг церковный пол под ним проламывается, и он проваливается в глубокую пропасть, остальные же при этом стоят в алтаре. Видения эти так устрашили о.Бориса, что он, придя в церковь, со слезами и плачем объявил о них своим сослужителям. «Но, видно, раскаяние его было не глубоко, – заявляет жизнеописатель мученика Петра Черевковского, – и иссякло вместе со слезами, не затронув сердца. На третий день священник Борис скоропостижно умер. Было это в 1658 году». Как видим по времени, и пожар храма, и смерть священника, произошедшие после явления гроба, были попущены Господом для прославления нового угодника и чудотворца. Вскоре после этих событий церковный причт и прихожане выстроили отдельную часовню и гробницу, и беспрерывно над гробом о.Петра стали служиться панихиды. А в день страдальческой кончины между утреней и литургией в храме ежегодно читались записи его многочисленных чудес. Угодник Божий иерей Петр со временем стал считаться покровителем и молитвенником не только села Черевково, которое по его молитвам быстро разрослось в крупный торговый центр, но и всей близлежащей округи. Однако продолжалось это лишь до той поры, пока люди верили в Бога. В советское время все храмы и часовни были разрушены. Оставив веру, потеряли люди и небесное заступничество о.Петра – не стал он более являться исцелять сельчан, и само село Черевково ныне – забытый Богом вымирающий край. «Хоть бы отругал, что ли...» – Вот видишь, что осталось. А какой величественный храм был! – говорит о.Валентин Кобылин, настоятель храма в Черевково, показывая полуразрушенный Троицкий храм, от которого уцелел лишь центральный придел. – Эта церковь была одной из богатейших в округе. И люди жили богато. В конце прошлого века сами жители приобрели для церкви новый колокол в 306 пудов весом. Он никак не помещался в прежнюю колокольню. Тогда они старую разобрали, на ее месте построили новую, высотой 57 метров, в два раза больше прежней. Чтоб колокола установить, построили специальный настил до соседней деревни Едомы, которая отстоит на 12 километров. Колокола завозили по настилу на лошадях. – Еще в сороковые годы в Черевково было 25 тысяч жителей, – продолжает свой рассказ о.Валентин, – а сейчас во всем районе 18 тысяч. Горько смотреть на семьи прихожан, которые не только мяса давно не ели, а порой и хлеба давно не видели. Безработица, пьянство, блуд – это жизнь нашего района. А положение в Черевково самое неблагополучное. Я хоть сам черевковский, но каждый раз еду служить сюда с большой неохотой. До меня здесь был о.Василий Бобер, ему тоже служить в Черевково было трудно. А ведь до революции Черевково было крупным торговым центром, по величине уступающим разве что Великому Устюгу. Народ был богомольный, богатый, жили все хорошо. Кроме трехпрестольной Троицкой церкви, стояла еще деревянная – Успенская. Еще раньше здесь был Троицкий монастырь... Когда храмы ломали, из Успенской церкви построили Черевковскую среднюю школу. Когда ее недавно разбирали, увидели, что она стоит на надгробиях, – строили ее на кладбище рядом с храмом. Плиты для фундамента брали прямо с могил. Одно надгробие принадлежало народному учителю Попову. Видно, мало что изменилось здесь в сознании людей за десятилетия: пока школу разбирали, местные жители успели несколько могильных плит растащить под фундаменты своих домов. Некоторыми памятниками пытались дорожки вымостить, бросали в грязь под ноги. Нет никакого почтения к памяти своих предков. Все эти надгробия мы собрали в одно место и на том месте установили большой поминальный крест. Рядом маленькая деревянная церковь, где сейчас проходят службы. Под храм ее переделали местные бабушки из небольшой деревянной часовни в честь Петра Черевковского. …Мы обходим с о.Валентином каменные стены церкви. Кое-где еще сохранились старинные фрески: лики святых угодников с укором смотрят на нас со своей небесной высоты. Кругом видны подтеки, особенно в плачевном состоянии алтарь, где обвалилась почти вся штукатурка. В алтаре и внутри храма сложены доски. – Это доски с лесов, которые были вокруг церкви, – объясняет о.Валентин. – Церковь находится под охраной государства. Когда лет десять назад ее хотели реставрировать, поставили леса, наняли рабочих, покрасили купол, да так все и оставили, финансирования не стало. Леса так несколько лет простояли, почернели, стали скользкими, пришлось их разобрать, чтобы местные ребятишки не разбились. С этими лесами только кровлю испортили, сейчас вся крыша течет, кирпич портится. С тяжелым впечатлением я выходил из церкви. Как назло, мимо проходил какой-то пьяный мужик, который, увидев священника в рясе, пристал к нему с разными расспросами. Отец Валентин смиренно отвечал, ничуть не укоряя выпивоху. По мере беседы наступательный тон пьяного мужика постепенно угас, и, видимо, раздосадованный тем, что ему не удалось поскандалить, он как-то сник, засовестился вдруг и уже совсем другим тоном в сердцах выпалил: «Ты хоть бы меня отругал, что ли, мне и то легче бы стало!» Иконы ушли «Раньше Черевково не было, люди жили в Холмово, – рассказывает Мария Васильевна удивительную историю образования села. – Там место было низкое, поля, на которых сажали овощи и пшеницу, находились в пойме реки, постоянно заливались водой, урожаи никогда не вызревали. И вот однажды священник пришел в церковь и видит, что икон нету. Как оказалось, все иконы из церкви перешли на озеро Катищи вниз по течению реки на 12 километров. Он объяснил людям, что это Божья воля, надо всем переселяться на новое место. Люди собрали свои вещи и осенью по замерзшей грязи, похожей на черепицы, пошли вслед за иконами на новое место. Поэтому и село назвали Черевково. 1 августа по старому стилю в Первый Спас в селе в честь этого переселения ежегодно проводился большой праздник. В озере купали лошадей». Мария Васильевна была учителем еще у о.Валентина (вот они на снимке слева – учительница и ученик). Батюшка привел меня к ней в дом. Сейчас она живет одна, хотя ей уже 71 год. Несмотря на трудности сельской жизни, она до сих пор живо интересуется историей Черевково и собирает все, что связано с прошлым села. Самый ранний рукописный документ по истории Черевково, дошедший до нас, относится к 1626 году. Это «Писцевая книга Черевковской земской избы». Мария Васильевна нашла где-то у себя дома список с нее и принесла мне. Среди прочего я обнаружил в ней сведения о монастыре. «На треть деревни Куфтыревской (центр села Черевково), – читаю в этом документе, – поставлен монастырь, а в нем церковь Живоначальной Троицы, да теплая церковь Благовещания Пресвятой Богородицы… и всякое церковное строение Сийского монастыря игумена Ионы, а на монастыре... черный поп Сийского монастыря Иона, да старец Анокентий...» Этот монастырь и деревянная Троицкая церковь находились напротив дома Марии Васильевны, через дорогу. Здание церкви простояло до 1962 года, после чего, как нам рассказала хозяйка, ее разломали. В последнее время в этой Троицкой церкви находился радиоузел, а еще раньше была электростанция. «Здесь все земли раньше принадлежали Сийскому монастырю, – говорит Мария Васильевна. – После раскола Черевковская волость стала одним из центров старообрядчества на Севере. На речке Тядима был старообрядческий монастырь. Там была своя молельня, свои кельи»... * * * …Потом я долго выспрашивал у Марии Васильевны подробности о чудесном кедровом саде, по преданию, посаженном на месте гибели о.Петра Черевковского. Любовь к этому саду сохранили местные жители, даже гордятся им и ухаживают как за святыней. Кедровые ростки отсюда разошлись по всему селу, и сейчас кедры растут у многих на огородах. Так незримо присутствует в жизни рассыпавшегося «на черевки» села мученик за православную веру Петр – о нем же многие жители села даже и не слыхали. Дай-то Бог, чтобы от этой маленькой церкви его имени по всей округе разошлись ростки веры, прижились у каждого дома, в каждой семье, и вновь село обрело своего сурового небесного заступника и целителя. Е.СУВОРОВ На глав. страницу .Оглавление выпуска.О свт.Стефане.О редакции.Архив.Почта |