ЮБИЛЕЙ

МЕЛИОРАТОР
ЧЕЛОВЕЧЕСКИХ ДУШ

памяти Андрея Платонова

platonov.jpg (2731 bytes)Полвека назад, 5 января 1951 года, умер великий русский писатель Андрей Платонов. На войне подхватил туберкулез, мотаясь военкором по участкам фронта, и в пять лет угас, в бедности и забвении. Недаром он когда-то предчувствовал, что «общественного будущего» у него не будет. Подметать листья во дворе Литинститута, принимать редких гостей на узком черном диванчике, служившем хозяину и постелью, – вот печальный, хотя и достойный, конец жизни честного русского писателя.

Но книги его вернулись к нам. И снова задумываешься, кто для нас этот человек со странным худым лицом. Его взгляд с фотографии мучителен отчего-то, словно это твой близкий умерший родственник, а ты живешь и не знаешь. Может быть, это оттого, что у Платонова получилось быть «у человеческого сердца», о чем он всегда мечтал. И когда в тебе мало становится внимательной любви к людям и трудно от внутренней немоты, берешь и перечитываешь тихие платоновские новеллы «Возвращение», или «Реку Потудань», или военные рассказы, и тогда душа «встает на место». «Губернский Мелиоратор» Платонов своим словом осушает болота душевного бессилия и орошает душевную пустыню – в этом состоит его «общественное будущее».

Когда Платонова называют «космическим коммунистом», предполагается, что он был безбожником. Это совсем не так. Его космос сложился в детстве: «В Ямской слободе, где я родился, были плетни, огороды, лопуховые пустыри... Всею музыкой слободы был колокол «Чугунной» церкви; его умилительно слушали в тихие летние вечера старухи, нищие и я... И еще больше я любил ...паровозы, машину. Я тогда уже понял, что все делается этими простыми людьми и что между лопухом, побирушкой... паровозом и гудком, содрогающим землю, есть связь, родство».

Революцию он воспринял с подлинно религиозным чувством – как избавление человека от косности. Андрей Платонов верил, что «весенний тоскующий ветер революции» принесет с собой исполнение евангельских заветов. Ему казалось, что до революции человек был суетлив, невежествен, душа его была сжата житейской обездоленностью, охладела в ней любовь, теперь же мировое счастье вот-вот произойдет. Какой юноша не мечтает об этом, когда пылкость сердца еще не направляется опытом души.

Но грохот «железного коня» не мог заглушить для Платонова слабого и одинокого человеческого голоса, ведь ради человека и совершалось, как ему мечталось, обновление мира. И когда стало понятно, что человеческая душа – лишь дорожная пыль под копытами этого революционного скакуна, тогда возникает в платоновском космосе трагический образ котлована. Его копают в муке и нужде под здание светлого будущего, а получается – могила.

В разгар антирелигиозной кампании Платонов замечал в газетной статье, что нельзя лишать народ религии. «Сознание, что на небе есть благая Богородица – роднее и ласковее матери, – дает сердцу мужика любовь и силу, и он веками ходит за сохой и живет как мученик».

В рецензии на пьесу по роману «Идиот», поставленную одним театром, Платонов пишет: «Мышкин – родной наш брат. Он – рыцарь мысли, он знает много, он пролетарий; в нем душа Христа – царя сознания и врага тайны»...

Судьба Платонова – это история обольщения нашего народа мечтой о свободе, равенстве, братстве. Но как только открылось, что нет в этой утопии места Богу и любви к человеку – этой русской Правде, – стало рассеиваться наваждение.

Е.КОСТЯШОВА

sl.gif (1214 bytes)

назад

tchk.gif (991 bytes)

вперед

sr.gif (1243 bytes)

На глав. страницу.Оглавление выпуска.О свт.Стефане.О редакции.Архив.Почта


eskom@vera.komi.ru