НАУКА И ХРИСТИАНСТВО


ОСЬ ВРЕМЕНИ

Открытие московского математика – новый взгляд на мироздание

В раскаленном ядре Солнца

Недавно вышел у меня спор с другом. Вообще спорить нехорошо, но такие уж у нас характеры: как сцепимся... И повод-то для спора был неуместный. Впрямь, грешно получилось.

Дело в том, что умер мой сосед по лестничной площадке. Хороший, добрый человек. Правда, пил в последнее время. Пьяный уснул и не проснулся. Уснул рядом с включенной лампой, так что за сутки, пока его не обнаружили, он весь почернел. То ли это от яркого электрического света, то ли от тепла, исходившего от лампы... Совершенно черный лик.

– Я его и не узнал, – рассказываю другу, – давно ведь не виделись. Вначале я в Москву уезжал, дома не был. Потом он из квартиры не выходил, запой начался. Увидел его только в гробу. Присмотрелся – совсем другой человек лежит.

– Так часто бывает, – подтвердил мой собеседник. – Мы смотрим на покойника как на прежнего человека, а его-то уже и нет, ушел он. Только пустую оболочку оставил, которая рассыпается на глазах.

– Священник тоже об этом говорил, после панихиды, – вспомнил я. – Такую длинную проповедь произнес, начал с Сотворения мира и закончил Вторым Пришествием. Наверное, и его черный этот вид поразил.

Про «оболочку» он так сказал: надо с уважением относиться к телу умершего, даже если оно совершенно сгнило, даже если одна косточка осталась. Потому что по этой косточке Господь будет восстанавливать плоть человека. Ведь на Страшном Суде мы предстанем как есть – с руками и ногами, в том самом родном теле, в котором жили на земле. Да что по косточке! По самой маленькой частице, по пылинке воссоздаст наши тела. Они будут чистыми, свободными от болезней и старения. Как это возможно? Тут священник призвал науку: мол, теперь учеными доказано, что по ДНК можно восстановить полностью человека. Причем в молодом, еще не состарившемся теле. А ДНК – хранится вечно, хоть в раскаленное ядро Солнца ее брось, все равно не исчезнет. Так что все Богом предусмотрено. Когда Он придет судить нас на Страшном Суде, то сможет всех в теле воскресить, даже Адама и Еву. Их ДНК тоже ведь где-то в почве земли лежат, до поры до времени.

– Так и сказал: в ядре Солнца не сгорит?

– Ну да.

– Это, видно, образ такой. На самом деле, конечно, сгорит. Вообще, лучше бы священникам поосторожнее с наукой обращаться. А то чуть что, сразу «учеными доказано». Есть наука, а есть религия, они совершенно на разных полюсах. Нельзя смешивать!

– Постой, но с самого начала наука была частью Церкви! Она и зародилась-то в средневековых монашеских семинариях. И цель ее была – восславить мудрость Творца, создавшего нашу природу. Так почему бы православному священнику не воспользоваться частицей этого знания? Ведь оно говорит о Божьем мире...

– Пойми ты! Господу не нужны никакие ДНК, чтобы людей из праха поднять и пред очами Своими поставить. Ему все возможно. А рассуждать про ДНК – это расписаться в своем неверии.

– Конечно, Господу все возможно. Но почему тогда Он пришел на землю в человеческом теле, ел простую пищу, ходил босыми ногами по каменистой земле? А ведь мог спуститься на огненной колеснице и быстрее мысли облететь всех людей с проповедью. Но нет – Он рождается в обыкновенном человеческом теле, живет положенный срок на земле, страдает, умирает. И все это для того, чтобы сказать проповедь нескольким сотням людей? Видно, Господу угодно, чтобы все на земле совершалось по Им же заведенным законам. А ДНК – это часть, причем очень важная, природного естества. Значит, и о ней есть свой промысел.

– Хорошо. Но эта молекула все равно в Солнце сгорит.

– Нет, не сгорит!

– Сгорит.

– Если в ней будет содержаться важная информация, то не сгорит!

Последний мой, жалкий, аргумент не убедил друга. Что тут сказать? Еще месяц назад я, наверное, также иронизировал бы над «батюшкой-генетиком». Но сейчас почему-то почувствовал правду даже в этих его – весьма рискованных – словах о несгораемости человеческого генома. Чем нелепее, тем бывает и правдивей. Мир ведь так удивительно устроен Господом, что рассудок отступает...

Катакомбник

Это я почувствовал в ту самую поездку в Москву, которую упоминал в начале.

На физфаке МГУ должна была состояться конференция «Христианство и наука». К началу я опоздал. Спустившись в подвал, где располагается гардероб, быстро скинул одежду и рванул было вверх, но за рукав придержал знакомый физик, один из организаторов конференции: «Нам, кажется, по пути?» В лекторий он повел меня самой короткой дорогой, через какие-то подвальные хранилища. Минуем один зал, другой, идем мимо высоченных дубовых шкафов, заставленных допотопными диковинными приборами. Фарфоровые чаши, похожие на алтарные потиры, колбы, метрономы, какие-то штуки со стрелками, обмотанные медной проволокой. Наверное, ими пользовались еще до революции. Атмосфера... как в церковной ризнице.

Провожатый толкает дверь в конце одного из залов, и мы оказываемся в центре амфитеатра – вроде того, какие показывают в фильмах про гладиаторов. Множество глаз смотрит сверху на человека, склонившегося над кафедрой.

– Думаю, предыдущий докладчик не совсем прав, – басовито громыхает тот на весь лекторий. – Наш коллега сравнил науку со змеем, который мудр, но ползает на брюхе по земле. А религию назвал голубем, витающим в небе. Категорически не согласен! Скорее, наука и религия – это два голубка, сидящие на одной ветке и глядящие в разные стороны...

Стараясь не привлекать внимания, поднимаюсь по скрипящим ступенькам наверх, плюхаюсь рядом со сразу понравившимся мне человеком. Русоволосый мужчина с есенинскими синими глазами. Одет просто. По возрасту вроде уже не студент, но и на ученого не похож. Может, случайно сюда зашел? Или как я, любопытствующий?

– Скажите, а катакомбник уже выступал?

– Кто?

– Священник Катакомбной Церкви. Мне сказали, он с каким-то научным докладом.

– Нет, попозже будет.

После басовитого мужчины вышла женщина, палеонтолог. Она рассказала о последних данных, касающихся «прото-людей». Как известно, по теории Дарвина современный человек произошел от кроманьонцев, а те, в свою очередь, от неандертальцев. Но исследования это не подтверждают. Первобытные стоянки и тех, и других археологи находят в одном и том же пласте, то есть жили они в одно время. Причем стоянки их располагались довольно близко. Вообще, как я понял со слов палеонтолога, кроманьонцы немногим отличались от нас, нынешних людей. Например, они имели не только орудия труда, но и «институты социальной защиты». На стоянках археологи обнаружили хорошо сохранившиеся костяки кроманьонцев-инвалидов, судя по сточенным зубам, довольно пожилых. Во время охоты они получили страшные увечья и стали обузой для сородичей, но те их не бросили, кормили и ухаживали за ними.

– Вот это люди, – прокомментировал мой сосед.

Наконец вышел священник. Председательствующий представил его как недавнего выпускника Московского физфака. Сейчас он служит в ИПЦ и продолжает заниматься научной деятельностью. Еще десяток лет назад трудно было представить, чтобы священник тайной ветви нашей Церкви, которая с наступлением советской власти ушла в глухое подполье, выступал бы публично, да еще на научном форуме.

– Как его фамилия? Прослушал, – судорожно заряжая кассету в магнитофон, спрашиваю соседа. Тот странно на меня поглядел:

– Фамилия? Отец Олег.

А с кафедры уже доносится голос с характерной священнической протяжной напевностью.

Шестимерный мир

– В своем докладе я расскажу об открытии математика Николая Николаевича Попова. Его результаты не все еще опубликованы, так что для вас они представят интерес, – так начал священник. Далее последовал сам доклад. Суть его в том, что с помощью чисто математических расчетов Попову удалось построить модель мира, которая объясняет многие противоречия, накопившиеся в науке. Объясняются в ней и многие непонятные физические явления.

Отец Олег в качестве примера привел поразительный факт. Как утверждает теория относительности, быстрее света ничто в космосе двигаться не может. Поэтому у нас очень «медленная» Вселенная. Скажем, расстояние от Солнца до Земли фотоны преодолевают за 8 минут. А из дальних галактик они летят годами. За это время звезды успевают переместиться в другие точки небесной сферы, так что, получается, мы видим не настоящее небо. Глядим на звезды – и думаем, что они там. А они давно уже в другом месте. Они так далеки от нас, что их «настоящее» – это не наше «настоящее», мы существуем как бы в разном времени.

Между тем астрономам не трудно высчитать, куда звезда переместилась и где она сейчас, по часам обсерватории, находится. Не так давно наш соотечественник академик Лаврентьев сделал следующий эксперимент. На телескоп он установил прибор, фиксирующий сигналы, и направил в сторону одной из звезд – в то пустое черное пространство, где она должна в настоящий момент находиться. И представьте, прибор стал получать сигналы!

Священник продемонстрировал график, на котором прямая линия резко переходит в изломы пульсирующего сигнала. Прямая – это пустое пространство, сканированное телескопом. А изломы – та точка в пространстве, где в настоящий момент должна находиться звезда, свет от которой достигнет нас только через годы.

Феномен этот поразителен и не укладывается в понятия современной физики. Получается, что во Вселенной есть какой-то канал, по которому информация передается мгновенно, со скоростью мысли? Но ведь ничто быстрее света двигаться не может!

Вот именно эту и другие физические странности объясняют расчеты математика Попова. По ним выходит, что наш физический мир шестимерен. Что это значит? Все мы привыкли жить в четырех измерениях – в пространстве, имеющем три координаты (верх-низ, перед-зад, лево-право) и времени с одной координатой (прошлое-будущее). Итого вместе получается четыре измерения. Но по расчетам выходит, что время отнюдь не одномерно. Оно как бы зеркально отражается в пространстве и тоже имеет три координаты. То есть время объемно, в нем есть и «низ-верх», и «зад-перед», и «лево-право».

Когда мы смотрим на звезды и представляем, сколько до них лететь (жизни не хватит!), то мы смотрим как бы «вперед». Там, «впереди», они действительно далеки. Но если время трехмерно, то расстояния при определенных условиях вообще исчезают. Поэтому академик Лаврентьев (а еще раньше наш астрофизик проф. Козырев) смогли уловить эти «трансвременные» сигналы из космоса.

os.jpg (13526 bytes)Надо заметить, сам Попов и не думал заниматься загадками вроде «невидимых» звезд. Он лишь пытался математически правильно описать мироздание. В чем суть его математических доказательств, я, честно сказать, понять не смог. Поскольку не специалист. Только какие-то образы мелькали... Представилось, как возникала Вселенная. В начале не было ничего. То есть вообще ничего: ни тьмы, ни света, ни материи, ни вакуума. Был только один плоский лист бумаги толщиною... ноль. Это было то ли время, то ли пространство, а может, то и другое вместе. И вот по листу побежала рябь, появился объем. Нечто разделилось на пространство и время, на двух близнецов. Поскольку пространство имело три координаты, то и время было трехмерно. А может, наоборот – пространство отразилось во времени. Но факт тот, что они составили собой шестимерный мир, в котором затем возникла материя. Материя тоже возникла из ничего – от кручения временной оси...

Вот здесь даже фантазия моя отступила. Что физик имел в виду под «кручением», так и осталось загадкой.

Кивнув на прощание соседу (он во время доклада рассеянно крутил карандаш в пальцах и, кажется, не слушал), отправился я «ловить» отца Олега. Тот, покинув кафедру, поднялся на галерку лектория и собирался вообще уходить. Не тут-то было – засыпал я его вопросами.

– Помилуйте, – ответил священник, – вы уж лучше обратитесь к самому Попову.

– Так, где ж его найти.

– А вот он сам идет.

Я обернулся: к нам направлялся... мой сосед по парте.

«Призваны в бытие»

Вот уж кто настоящий «катакомбник», так это Николай Николаевич. Оказывается, все время сидел в лектории, виду не показывая! Говорить он не любитель, и на вопросы мои отвечал односложно:

– Что понимать под кручением временной оси? Это математическое понятие. Уж не знаю, как проще сказать.

Ну, сразу уточним, что той материи, какую мы обычно представляем, вообще нет. Есть... движение. Замечали, наверное: когда автомобиль резко трогается с места, то тело ваше наливается массой. До этого тело свое вы не чувствовали, а тут, в движении, оно как бы опредмечивается. Вот точно так возникает материя. Фактически из ничего, только от движения. Или кручения, если хотите.

– Это как в гироскопе? Он все время крутится, поэтому наливается собственной массой, так что существует сам по себе. Например, самолет делает в воздухе виражи, кульбиты, а гироскоп перед глазами летчика стоит на месте, показывая один и тот же уровень горизонта. Вращение «материализует» его в пространстве, создает его гравитационную массу...

– Вроде того. А вот как это происходит во Вселенной. Представьте себе гигантский поток воды. В этом потоке появляются буруны, водовороты, которые втягивают в себя различные предметы. И если бы вода была невидимой, то мы думали бы, что в центрах водоворотов находятся некие источники притяжения. Теперь следует сказать, что поток этот на самом деле есть поток времени, и вихри, возникающие в нем, связаны с кручением временной оси, проходящей через центр такого вихря. Но именно они и «рождают» материю. В результате локальных вращений во временном пространстве и появляются элементарные частицы, обладающие массой. Причем эта масса пропорциональна квадрату угловой скорости вращения временной оси.

А создаваемое за счет кручения искривление пространства – это не что иное, как известное нам гравитационное поле, которое мы наблюдаем. По расчетам, они полностью совпадают.

– Между прочим, – поясняет отец Олег, – согласно такой модели, материя возникает в самом буквальном смысле из ничего. То же самое говорит и Библия. И еще. Получается, что космос разворачивается как свиток в уже законченном виде – со звездами, планетами, галактиками, звездными скоплениями и всем прочим. Как животные и человек были сотворены уже взрослыми, так и космос был сотворен сразу с его кажущимся миллиарднолетним возрастом.

– Трудно представить...

– А вы все равно представьте. Ну вот не было ничего, и вдруг появляется олень, замерший в прыжке. Он приземляется на землю, которая тоже появилась ниоткуда. Вокруг лес, листвой шелестит, по небу продолжает свой путь солнце – а миг тому назад его вообще не было... Похоже на сказку, но все это имеет научное обоснование. Об этом же много веков назад писал святитель Афанасий Великий: «Каждая из звезд и каждое из великих светил явились не так, чтобы иное было первым, а иное вторым; в один день одним и тем же повелением все призваны в бытие».

– А как же теория расширяющейся Вселенной? В начале, говорят физики, был взрыв, потом мелкие частицы конденсировались, образовывались солнца, планеты... Это же миллиарды лет.

– Эта теория стала каким-то культом, – ответил за священника математик Попов, – ну, вроде дарвиновской теории эволюции. Дарвина давно уж раскритиковали, а в массовом сознании он по-прежнему живет. Также и с «расширяющейся Вселенной».

Но дело не в этом. В принципе я не противоречу астрофизикам, которые наблюдают «разбегание» звезд. Только это не Вселенная разбегается, а само пространство-время растягивается и вращается.

– «Расширяется» или «растягивается» – вроде бы одно и то же, – не понял я.

Математик развел руками: как, мол, объяснить.

– Поставим вопрос иначе. ЧТО именно растягивается? Если только материальная Вселенная, то тут играет роль общая масса Вселенной. Тогда действительно это миллиарды лет. А если само пространство меняется? Оно от массы не зависит.

Можно такой пример привести. Представьте плывущие по реке мячики. Они сами движутся? Нет, конечно. Так же и разбегающиеся звезды. Нам кажется, что они движутся – по законам инерции от какого-то первоначального взрыва. Но так ли это? Может, это просто мячики, которые спокойненько покачиваются на волнах океана пространства-времени, несомые невидимым подводным течением. А точнее – растяжением пространства, в котором они находятся и которое их породило. И нет смысла считать, через сколько миллиардов лет, исходя из нынешней массы Вселенной, наступит ее конец. Потому что это зависит не от массы, а от поведения шестимерного пространства-времени. Так что конец может наступить в любой миг.

– Говоря библейским языком, – заключает отец Олег, – мы не знаем часа своего. Можем лишь предполагать, каким будет конец. Исходя из теории Николая Николаевича, это наступит, когда по неведомой нам причине искривленное пространство-время вдруг станет снова абсолютно плоским. Книга бытия захлопнется. По пророку Исайе: «И небеса свернутся, как свиток книжный».

Божие дыхание

Не сказал бы я, что все понял из объяснений ученых. Пытался мне что-то втолковать и третий участник «группы Попова», Евгений Альбертович Лукьянов. Он, как и Николай Николаевич, автор множества научных трудов и привык изъясняться соответствующим языком, мне совершенно не известным.

В поезде по дороге домой я продолжал думать об открытии Попова. Кто знает, может, в будущем его ждет слава знаменитого однофамильца? Изобретателю радио ведь тоже сначала не верили, что человеческий голос, оказывается, может распространяться на сотни и тысячи километров – причем почти мгновенно! Для людей загадкой был какой-то странный, непонятный «эфир», который и руками-то пощупать нельзя. Также и «шестимерный пространственно-временной континуум» Попова. Сейчас это загадка, а потом... Впрочем, как я ни напрягал воображение, даже мысленно его представить не смог.

В дороге читал я купленную в Москве книгу о.Андрея Кураева «Протестантам о православии». Книга довольно увлекательная. И в одной ее главе меня словно морозом обдало. Вот оно...

Отец Андрей пишет о трех разных отношениях к Евхаристии. О том, как ее понимают католики, протестанты и православные. Главный вопрос: КТО в храме превращает хлеб и вино в Тело и Кровь Христову? Католики отвечают так: «Таинство совершает священник. Нашим священникам через апостола Петра даны полномочия повторять заново то, что совершил Христос на Тайной вечере». По понятиям католиков, священник в алтаре принимает на себя образ Христа. Потому, в отличие от православных батюшек, пасторы у них именуются «святыми отцами», а главнейший пастор – Папа Римский – считается наместником Христа на земле.

Протестанты, понятно, с этим не согласны: «Тайная вечеря, на которой Господь дал ученикам хлеб и вино под видом Тела и Крови, совершалась в земной истории только один раз. Повторить ее невозможно. Поэтому мы преломляем хлебы лишь в память о вечере. Это всего лишь обычай, заповеданный Христом».

Как же отвечают православные? Мы согласны с протестантами: да, Тайная вечеря была один раз и повторить ее нельзя. Более того, было бы кощунственно снова и снова возобновлять жертву Христа, как сказано: «Христос... вошел не для того, чтобы многократно приносить Себя, иначе надлежало бы ему многократно страдать от начала мира» (Евр. 9, 24-26). «Но что тогда совершается в ваших храмах, если вы не можете повторить Вечерю?!» – спрашивают нас. Ответ совершенно безумный – и для католиков, и для протестантов. Православные утверждают: «А мы и не повторяем Евхаристию. В своем храме мы присутствуем на той единственной Вечере, на которой Господь преломил хлеб. И получаем Хлеб из Его рук – вместе с учениками, сотрапезниками Его».

Я представил, как вместе с храмом переношусь на две тысячи лет назад, в Сионскую горницу, и... Да какое ж это «безумие», если и ученые то же самое говорят! Время трехмерно, и мы вполне в момент причастия можем находиться там, в Сионской горнице, пред Самим Господом!

* * *

Вот такая история произошла со мной. По приезде из Москвы я попал на панихиду. Священник кадил черноликого покойника, лежавшего в гробу в парадном летчицком мундире. В квартире и на лестничной площадке толпились люди в камуфляжной форме, бывшие сослуживцы. Меня с женой и сыном пропустили прямо ко гробу – как «близких соседей».

Восьмилетний сынишка черного мертвеца совсем не испугался, наоборот. После панихиды он сообщил: «А дядя Женя со мной разговаривал». – «Когда это?» – «А сейчас, когда священник молился». – «И что он сказал?» – «Сказал: ты не бойся, я буду в раю».

Воображает, что ли, мальчишка? Или вправду такое было? Тут во что угодно поверишь... Сам я тоже стал свидетелем небольшого чуда. Когда священник говорил проповедь (о том, что Господом любая мелочь учтена, о ДНК, о восстановлении мертвых в прежнем теле), вдруг заметил такую странность. Черный лик в гробу начал светлеть. С кончика носа перекинулось на щеки – будто просияло лицо. Это заметили и другие. Вот такое знамение...

У кого-то я читал, что православие – религия материалистов. Мы любим материю. В отличие от атеистов. Им-то что до нее? Камень есть камень, земля – земля, человеческое тело – просто набор молекул. Атеисты верят, что материя всегда была и всегда будет, поэтому относятся к ней равнодушно. Мы же знаем, что мир наш создан из ничего, из пустоты, поэтому он духовен. Подобно мастеру, сваявшему прекрасную скульптуру, Господь в любой миг может расколоть ее на кусочки. Но Он любуется Своим произведением и предлагает нам познать эту красоту. Так что наука призвана быть своего рода искусствоведением.

Отец Олег на конференции сказал замечательную вещь. О том, что математическая модель Попова весьма... красива. А математики знают, что это такое. Все истинные доказательства теорем почему-то всегда отличаются внутренней красотой, гармонией. Часто, еще не зная результата расчетов, ученый может сказать, насколько верным будет ответ. Он сразу чувствует: «красиво получается» или нет.

Красивая вещь – всегда незащищенная, хрупкая. И по теории Попова выходит, что Вселенная наша тоже очень хрупка. Она создана легким Божиим дыханием, от которого по пространству-времени пошли вихри, образующие гравитационные сгустки, материю. И этим осторожным дыханием наш мир теплится...

М.СИЗОВ
(Научная часть материала согласована с Н.Н.Поповым)

sl.gif
(1214 bytes)

назад

tchk.gif (991 bytes)

вперед

sr.gif (1243 bytes)

На глав. страницу.Оглавление выпуска.О свт.Стефане.О редакции.Архив.Почта


eskom@vera.komi.ru