ПАЛОМНИЧЕСТВО
Начало пути
Каждый раз, уезжая из Сыктывкара в дальнее путешествие, я припадаю к окну и жду... Вот-вот появится село Усть-Вымь, и взору откроются маковки церквей на холмах – Михайло-Архангельский монастырь. Отыскав
среди храмов часовню Усть-Вымских святителей, я мысленно прошу святителей Герасима, Питирима и Иону помочь мне в пути, чтобы все обошлось благополучно. Последнее время стал замечать, что вместе со мной все больше людей подходят к окнам поезда и
крестятся на храмы. Тоже, наверное, просят благословения у святителей. Господи, ведь под каким великим заступничеством мы живем! Усть-Вымь находится всего в двух часах езды от Сыктывкара. Именно здесь, на
слиянии рек Выми с Вычегдой, Стефан Пермский заложил первый Благовещенский храм, с которого началось просвещение языческих народов Севера. Потом Усть-Вымь стала владычным градом огромной Великопермской епархии, духовно объединившей и земли современной
Коми Республики, и частично Архангельской, Вологодской, Пермской областей, приуральской Западной Сибири. Отсюда были просвещены светом Христовой веры языческие народы Великой Перми – туда-то и лежит мой путь. Землица с могилы Святителей Усть-Вымских почитают в Пермской епархии куда больше, чем в Коми. И икон святителей там больше, и храмов,
посвященных им, и, главное, на каждой службе в каждом храме Пермской епархии все святители Пермские поминаются постоянно как здешние святители и небесные заступники. И хоть цельбоносных мощей святителей в Перми нет, помощь от них идет. Сколь обильно она подается от мощей святителей, находящихся в Усть-Выми, не раз приходилось видеть мне самому. Несколько раз довелось быть в Усть-Выми с паломническими группами школьников. Дети с верой прикладывались к
гробнице святителей, брали землицы от мощей, а потом рассказывали мне, как по вере чудесно исцелялись от болезней. В 30-й сыктывкарской школе у учительницы неделю тяжело болел годовалый ребенок Кирюша. Не знали, что делать: высокая температура,
бессонные ночи, постоянные мучения и крики ребенка. Мать попоила его водичкой с разбавленной в ней землицей от мощей, температура в тот же день спала, и ребенок выздоровел. Ученица третьего класса этой школы Надя Волкова через некоторое время после
поездки подошла ко мне и радостно сказала, что теперь ее не тошнит в автобусах и голова не кружится, а раньше она не могла в них ездить. Свое исцеление она связывает с помощью святителей. Еще неделю после поездки они вместе с мамой пили святую воду из
монастыря с разбавленной землей от мощей. У третьеклассника Кирилла из православной гимназии чудесно прошли незаживающие рубцы. Но больше всего меня поразил рассказ о.Владимира Дунайчика, которому Господь
определил служить над мощами в памятный год приезда в Усть-Вымь Святейшего Патриарха, на торжества 600-летия памяти Стефана Пермского. Где-то за год до праздника епископ Пантелеимон перевел его сюда из Архангельской области. Когда накануне празднования остро ставился вопрос об открытии и обретении мощей, о.Владимиру приснился сон, в котором он увидел гробницу и в ней, во гробу, святителя Герасима, накрытого покровом. Святительский гроб и
самого чудотворца о.Владимир запомнил в мельчайших подробностях. Во сне было показано, как владыка Пантелеимон, захотев снять покров со святителя, взял его и открыл лицо чудотворца. Тогда святитель Герасим ожил, поднялся в гробе, развернул грозный лик
к епископу и, забрав свой покровец, снова накрыл им лицо и улегся в том же положении, в котором пребывал 600 лет. Вот после этого видения и стали происходить в жизни о.Владимира невероятные события, в
результате которых он попал в Коми и стал заниматься восстановлением храмов в Усть-Выми и мощами святителей. Под его руководством велись и раскопки мощей. Когда археологи убедились, что гробницы святителей пребывают нетронутыми с того момента, как были
захоронены, над святительскими мощами сразу стала строиться часовня. Ее построили за одну осень. Во время торжеств ее освятил Патриарх Алексий II. А о.Владимир через некоторое время после торжеств был переведен в Эжву – крупный промышленный район
г.Сыктывкара, где стал налаживать православную жизнь и строить храмы. О времени своего служения в Усть-Выми батюшка вспоминает с великой радостью. «И что удивительно, – говорит он, – за пять лет меня там ни
разу не беспокоила язва. Да и вообще я очень хорошо себя чувствовал на Стефановских холмах, а до этого боли от язвы были ужасные». В благодарность святителям о.Владимир в прошлом году издал их Житие со службой и акафистом (в чем принимала участие и
наша редакция). В дни, когда Сыктывкарская епархия отмечала 5-летие, Житие раздавалось участникам торжеств бесплатно. Город на семи холмах …Как только я приехал в Пермскую епархию, тут же попал под молитвенную защиту Усть-Вымских святителей. Так получилось, что именно в это время по северу Пермской епархии с миссионерскими поездками находились монахи
Пермского Свято-Троицкого Стефанова монастыря. Всюду они раздавали церковные календари на 2000 год с изображением Стефана, Герасима, Питирима и Ионы. И меня они брали с собой. Промыслительно получилось так, что мы ездили по тем самым местам, откуда
начиналась христианизация Перми Великой: Чердынь, Искор, Покча, Вильгорт. Раньше они были средоточиями экономической жизни, но теперь эти небольшие уральские села, удаленные от крупных промышленных и административных центров, оказались на периферии и
влачат жалкое существование. Миссионерский «уазик» за
два часа долетел из Соликамска до Чердыни. На дорогах гололед, но о.Савватий уверенно ведет машину по холмистой местности. И вот впереди на высокой горе, как сказочный город со страниц детских сказок, с высокими храмами и башнями, появилась Чердынь.
«Издали вид на город очень красив, – писал в своем очерке о Старой Перми знаменитый уральский писатель Д.Н.Мамин-Сибиряк. – На правом высоком берегу Колвы живописно скучились городские домики, а впереди всех выдвинулись старинные церкви. Получилось
что-то вроде кремля». Свое описание Чердыни он оставил в 1888 году, когда летом посетил этот живописный уголок Урала. Именно на чердынском материале он написал свои знаменитые рассказы: «Серая шейка» и «Зимовье на Студеной». С той поры город совсем не
изменился, словно время остановилось в этом суровом крае, и сейчас я любуюсь тем же самым видом, каким любовался больше ста лет назад писатель. С той лишь разницей, что вокруг вместо летнего уральского многоцветья сейчас царит снежное безмолвие,
которое еще больше придает городу на снежных кручах сказочное очарование. Чердынь – город на семи холмах, как древний Рим и Москва. На главном из них – Троицкой горе, давшей начало современной Чердыни, –
археологами раскопано Троицкое городище IX-XIV века. На соседней Вятской горе – «Вятское городище» VIII– IX века местных коми-пермяцких племен. Уже в то время жители этих городищ вели бойкую торговлю с племенами славян, в ту пору также еще языческими,
с волжскими булгарами и Ираном, а позднее – с Великим Новгородом и северными народами. А с XV века, когда при царе Иване III Пермь Великая была присоединена к Москве, город стал столицей обширного Уральского края, называясь в московских грамотах не
иначе, как Пермь Великая Чердынь. Чердынь еще называют купеческим городом. И это действительно так. Проезжая мимо добротных каменных домов по мощеным улицам, думаешь, что все его жители были раньше купцами.
Но это не совсем так. На нетающей льдине Чердынь считается колыбелью монашества на Урале. В 1462 году на одном
из холмов святителем Ионой был основан первый здесь мужской Иоанно-Богословский монастырь. От него сохранилась самая древняя, действующая до сих пор Иоанно-Богословская церковь. О крещении жителей Перми святителем Ионой ныне рассказывает большая
картина над входом на второй этаж местного краеведческого музея. А рядом с ней, на другой стене, огромная чугунная плита с отлитыми именами 85 убиенных воинов, которые считаются небесными защитниками города. Главный хранитель музея Елена Анатольевна
Мукомукова, вызвавшаяся провести для нас экскурсию, рассказывает древнюю историю гибели защитников Чердыни в битве с ногайскими татарами: – Битва произошла в 1547 году, в праздник Крещения, на льду реки
Вишеры около деревни Кондратьева слобода. Спустя несколько месяцев, летом, чердынские торговые люди отправились вниз по реке на своих каюках. Проплывая в Петров день мимо места битвы увидели они около берега льдину, на которой лежали тела убиенных
воинов. Представьте: середина лета, жара и никакого льда на реке давно не было. Пораженные увиденным, торговые люди решили погрузить тела убиенных в свои каюки и вернуться в Чердынь, чтобы захоронить их. перед иконой 85 св. воинов
|
Предание говорит, что, когда было поднято последнее тело, льдина медленно отошла от берега на середину реки и поплыла вниз. Все погибшие воины были захоронены в братской могиле
возле Успенской церкви. Имена их никто не знал, а когда на следующий день жители пришли на могилу, то на свежем холмике обнаружили деревянную дощечку с именами 85 убиенных. Среди них есть имя инока Василия. Вероятно, отряд был религиозно настроен и
защищал не только родной город, своих родных и близких, но и наши православные святыни. Их имена отлили на этой чугунной плите, синодик начинается словами: «Помяни, Господи, души раб Своих, убиенных на рати с ногайскими татарами». Чердынь за свою
многовековую историю претерпела множество нападений от иноземных захватчиков. Только от ногайских и крымских татар город выдержал 11 осад. Затем над могилой воинов была построена часовня, и эту плиту
поместили в одной из ее стен. Предания сообщают о необыкновенных чудесах, происходивших на братской могиле воинов. То люди видели, что струится ослепительный свет из окон часовни, то слышали голоса. К убиенным стали обращаться за молитвенной помощью.
Особенно воины помогали при потерях. Если у кого-то терялась овца, крестьянин шел в часовню и ставил воинам свечку. Когда животное находилось, крестьянин стриг с нее шерсть и часть этой шерсти нес к часовне. У входа в часовню была икона Спасителя с
ягненком на плечах, эту шерсть как бы отдавали в дар Спасителю, помещая рядом с иконой. В 30-е годы в часовне было управление пролеткульта, потом ее разрушили. Позже на могиле воинов был поставлен скромный
памятник, сейчас там крест и новая плита-синодик... В соседнем зале я остановился перед иконой 85 убиенных воинов со святыми нимбами вокруг глав. Они раньше особо почитались и монахами мужского монастыря
(ведь среди убиенных был и инок Василий, посланный в благословение на защиту города от татар), и насельницами женской обители. В память об этом событии на Крещение в обоих монастырях обязательно служились панихиды. В 1911 году женская обитель была возрождена на территории бывшего мужского монастыря. Главной ее благотворительницей стала Чердынская пароходовладелица Евпраксия Николаевна Черных, а настоятельницей и игуменьей – монахиня Руфима Кокорева.
Впоследствии она прославилась как одна из великих подвижниц благочестия XX века. За бескорыстное служение ближним и великий дар любви игуменью Руфиму еще при жизни называли «светочем любви». При ней за несколько лет чердынский монастырь превратился в
оплот православия на Урале, где открылись большой детский приют (до 75 сирот), школа, мастерские. Матушкой Руфимой было положено за правило постоянно поминать имена 85 убиенных воинов и 6 января служить им панихиду. Этому правилу она не изменила даже
тогда, когда вынуждена была после революции переехать с сестрами во Владивосток, где основала новую обитель и сиротский приют при ней, а затем в Китай, где создала третий монастырь с новым сиротским приютом. После смерти матушки монастырь из Китая
переехал в США, в Сан-Франциско, – и там до сих пор, исполняя завещание матушки Руфимы, сестры постоянно поминают 85 убиенных чердынских воинов. Особо почитаемыми святыми у чердынцев были также Христофор, Флор и Лавр (см. на фото иконы). Св. Христофор, не смотря на синодальный запрет, еще и в XIX
веке изображался с собачьей головой (об этом повествовало древнее житие), и потому местные жители считали его покровителем охоты и охотничьих собак. А Флор и Лавр считались покровителями домашнего скота. Праздник их отмечался 18 августа в деревне Кочи
Пермской области. В этот день здесь собиралось несколько тысяч человек, вели быков на заклание. Люди верили, что если они принесут в жертву Флору и Лавру быка, то это будет способствовать успешному скотоводству. Так дохристианские обряды на Урале
перемешались с христианской верой. После музея мы с батюшками отправились в Воскресенский собор, где сейчас располагается Дворец культуры. В алтаре прямо на месте престола обнаружили телевизор. Я вспомнил
отчего-то жертвоприношения Флору и Лавру и подумал: как все смешалось в нашей жизни! Именно потому, что клуб находился в соборе, здание храма до сих пор сохранилось в хорошем состоянии. Уцелели даже купола, на которых недавно были установлены кресты.
Теперь под крестами проходят концерты, ставятся спектакли, а в телевизоре скачут бесенята. Наверное, так оно было и во времена начала подвига святителей Пермских – Герасима, Питирима и Ионы: легко крестившись, долго еще здешний народ оставался в душе
язычником. Что-то похожее имеем мы и сегодня. Жаль, что нет рядом великих святителей. Но верим, что они на небесах знают нашу слабость и помогут вернуться к чистому роднику Христовой веры.
Е.СУВОРОВ Фото автора. (Продолжение рассказа о поездке нашего корр. – в следующих номерах)
eskom@vera.komi.ru
|