ПРАВОСЛАВНАЯ ЖИЗНЬ


 

ЧЕЛОВЕК ГОДА

В № 378 газеты в подборке информации было короткое сообщение о том, что администрация Прионежского района Карелии присудила священнику Андрею Мазаеву звание «Человек года». За что так высоко оценили батюшку в сельском районе? С этим вопросом отправилась наш автор, журналистка газеты «Сретение», в село Ладва, где и служит «человек 2000 года».

Никола все устроил

В старинном селе Ладва стоит окруженный березами небольшой домишко с крестом. В этом, по выражению архиепископа Петрозаводского и Карельского Мануила, «пряничном домике» собираются на богослужение православные верующие села. После того, как несколько лет назад приход постигло несчастье – сгорела церковь, – приходится ютиться в избе, приобретенной совместными усилиями.

А дело было так. За три дня до пожара одна прихожанка решила продать дом, известный в селе тем, что когда-то в нем жил «странный», по представлениям неверующих ладвинцев, человек. Хотя прежде в богатой купеческой Ладве и стояло несколько церквей, а в его окрестностях располагался довольно большой женский монастырь, но понятия о вере здесь угасли. И хозяина этого дома принимали не иначе как за колдуна. Странность его состояла только в том, что он много молился и не жил той суетной жизнью, какой жили все. Звали его Николаем. Необычны обстоятельства его смерти. Случилось это в конце зимы 1994 года. Однажды заметили соседи, что Николай не ходит по воду. Сколько дней прошло, как он не выходил из дома, никто не знал. Решили проверить, в чем дело, и заглянули в дом. Николай сидел, склонившись над старинной Библией. Он был мертв. В доме вовсю хозяйничали крысы. Все вокруг было уже съедено: продукты, одежда – не тронули крысы только тело умершего хозяина и его духовные книги. Позже открылось, что Николай был человеком высокой духовной жизни: молитвенник и постник. И вот теперь, по попущению Божию, в стенах дома, освященного его молитвами, находится церковь в честь святителя Николая и действует воскресная школа.

Начало

ladva1.jpg (16691 bytes)Начинать свое служение в селе было непросто. Семейство Мазаевых большую часть своей жизни прожило в городе. Окончив университет, Елена и Андрей работали и растили троих деток. Пять лет назад осенью отец Андрей, получив Ладвинский приход, направился с матушкой в Оптину пустынь за духовным наставлением. По благословению оптинского старца Илии, вернувшись, они сразу же занялись устройством воскресной школы, ибо старец сказал, что работа с детьми настолько важна, что откладывать ее на потом не следует. Физик по образованию и всей душой любящая детей, матушка Елена с радостью взялась за дело. На первом занятии они с батюшкой ожидали вместе с малыми детьми увидеть и их родителей или бабушек, как это обычно бывает в городе, но каково же было удивление, когда почти два десятка подростков 12-14 лет пришли без родителей.

Конечно, не все дети, пришедшие тогда ради любопытства в воскресную школу, продолжали ее посещать. Но, например, Татиана и Светлана, которым сейчас по 18 лет (а пришли они в воскресную школу 13-летними девочками), теперь продолжают учиться в Свято-Димитриевском училище сестер милосердия в Москве.

«Мои ясноглазые»

В селе, как и везде, народ оторван от веры, и даже благочестивые люди привыкли жить без церкви, молиться дома и спасаться добрыми делами. «Но жить без церкви можно тогда, когда ее нет рядом, – говорит матушка Елена, – когда же она есть, жить без нее уже грешно. Детям в селе особенно трудно прийти в церковь, потому что приход в храм есть исповедничество, об этом сразу будут знать все: друзья, учителя и все односельчане. Мы и не вправе требовать от наших детей такого подвига, поэтому стали искать средства, которые могли бы облегчить вхождение их в церковь. Семья нам тут не поддержка, потому что не воцерковлена. Не нашли мы поддержки и со стороны школы. Директор категорически отказалась сотрудничать с нами. «Я пока, слава Богу, в Бога не верю и вас сюда не пущу», – говорила она. Поэтому мы решили создать крепкий детский коллектив в воскресной школе, который помог бы детям воцерковиться».

Сейчас 40 детей посещают эту необычную школу, с трудом умещаясь в небольшой комнатушке. Их не ведут туда за руку настойчивые родители, они приходят сами. Многие воспитанники школы живут только с бабушками и не знают материнской ласки, некоторые растут без отца. В семьях, где по 7-9 детей, заботы родителей хватает только на то, чтобы их накормить. Поэтому дети тянутся в воскресную школу, они чувствуют: здесь их любят. «Мои ясноглазые»,– ласково называет их матушка Елена. Каждого она обласкает, каждого приголубит, как мать. А отец Андрей для каждого ребенка – духовный отец. Все конфликты, которые неизбежны, разрешаются на исповеди. Есть в школе и хор. Отдельно для мальчиков и девочек: девочки поют лирические песни, они им ближе, а мальчики – военно-патриотические. Детских концертов всегда с нетерпением ждут, например, в обществе инвалидов. Четвертый год руководит хором старшая дочь Мазаевых – Екатерина. К каждому большому церковному празднику, к Пасхе или Рождеству, ребята обязательно готовят театральную постановку. Обычно все хотят участвовать в постановке. «Русь – земля богатырей» – так назывался один из спектаклей, который с успехом показали дети в близлежащих деревнях. Недавно они стали лауреатами районного фестиваля театральных коллективов. Мне довелось побывать на генеральной репетиции, посвященной 195-летию Ладвинской средней школы, где православные дети из воскресной школы показали свою небольшую импровизацию. Приятно удивила их сплоченность.

К Богу через радость

Проблема воцерковления детей непроста, ведь ребенку трудно объяснить, зачем ему нужно быть в церкви, тем более что детей вполне устраивает воскресная школа. Но в ней есть такое установление: хочешь быть членом этого коллектива – должен жить духовной жизнью и участвовать в богослужении. А кому не хочется пойти в поход с батюшкой, который имеет высшую категорию по туризму и который где только не побывал: в горах Алтая, Кавказа, в Саянах! Кто не хочет посидеть у костра и спеть под гитару матушки Елены ставшие любимыми православные песни? Кто не желает отправиться в паломничество в заброшенный монастырь прп.Ионы ladva2.jpg (10729 bytes)Яшезерского, ведь это практически единственная возможность выехать летом хоть куда-нибудь? Кто не хочет на каникулах поехать на целых две недели в лагерь, в котором можно научиться стрелять из винтовки, поучаствовать в соревнованиях медсестер и вместе помолиться в походной церкви и даже причаститься Святых Христовых Таин? Так, незаметно, ненавязчиво, маленький человек вовлекается в церковную жизнь через радость общения со сверстниками, и, наверное, это неизмеримо лучше, чем если бы пришел он к Богу, познав в полной мере грязь и скорбь современной жизни. Теперь ребятам не нужно напоминать, что они должны побывать на исповеди. Каждое занятие и любое дело дети начинают с молитвы. В воскресной школе каждый может взять в библиотеке духовные книги, которые жители села не могут себе позволить покупать из-за дороговизны. Как правило, именно от воспитанников воскресной школы многие невоцерковленные родственники, одноклассники и учителя узнают о вере своих предков. Таким образом, ладвинские православные дети стали настоящими миссионерами в своем родном селе.

...Тесно в комнате. Прижавшись друг к дружке, сидят дети – и малые, и большие – как одна семья. Горит свеча, освещая их счастливые лица и глаза, устремленные на матушку Елену, в руках которой звучит гитара. Прислонившись к двери, стоит отец Андрей. Он строг, но с ним рядом спокойно и надежно. Звучит песня:

                   Как надо мною совершили
                   Завет крещения святой,
                   Тогда на грудь мне положили
                   Мой милый крестик золотой...

Вглядываюсь в детские чистые и вдохновленные лица, и просыпается радостное чувство надежды, что не оскудела Русская земля, пока на ней живут, пусть и маленькие, но патриоты!

«Только не уезжайте»

Постепенно жители Ладвы привыкли к священнику. Если какая-то беда приключится, куда пойдешь как не к батюшке? Поначалу люди в селе не верили, что священник надолго задержится, а вот уж шестой год пошел, как отец Андрей окормляет ладвинскую паству. Бывает, пронесется ни с того ни с сего слух по деревне, что батюшка уезжает. Тут же прибежит кто-нибудь удостовериться. «Только не уезжайте»,– говорят и те, кто в церковь не ходит.

И.ЯКОВЛЕВА
Фото атора.

sl.gif (1214 bytes)

назад

tchk.gif (991 bytes)

вперед

sr.gif (1243 bytes)

На глав. страницу.Оглавление выпуска.О свт.Стефане.О редакции.Архив.Почта


eskom@vera.komi.ru