МОЛИТВА РОДНЫХ СПАСАЕТ ОТ ПЬЯНСТВА18 мая – праздник иконы Божьей Матери «Неупиваемая чаша». Разговор с игуменом Филиппом (Филипповым) о винопитии и алкоголизме – Однажды друг сказал мне, объясняя свои запои: «Если б не пил, то повесился бы». Думаю, это правда. Исходя из своего духовного опыта и опыта медика, отец Филипп, ответьте, что заставляет человека перейти ту грань, которая отделяет питие как веселье от пития как гибели? – Да, основная причина – это, наверное, попытка уйти от себя, от страха перед мыслями, что жизнь не удалась. Хуже всего, когда в семье, на работе человеку помогают утвердиться в этом мрачном взгляде на вещи. Стараются занизить самооценку ближнего, убить желание определиться, найти ремесло по сердцу или поступить учиться, например. Человек готов уцепиться за любую соломинку, и что же он слышит от тех, кому доверяет: «Зачем тебе это? Ты не сможешь, не справишься. От добра добра не ищут и т.д.». И вот сначала убивается желание жить, а потом приходит удивление: отчего это ближний вдруг спился? А ведь бывает наоборот. У меня был знакомый, которого окружающие все больше воспринимали как горького пьяницу. Он был удручен семейными отношениями, часто менял работу. И вдруг занялся судомоделированием. Пришла ему такая мысль в голову, друзья поддержали, помогли, воодушевили. И человек совершенно изменился. Оказалось, что он нашел свое призвание. Занялся обучением детей, вокруг сложился даже кружок. Многие из этих ребят поступили потом в судостроительный институт, институт инженеров водного транспорта. И это тоже было для моего знакомого большой радостью, через учеников он обретал смысл и оправдание своего существования. Пятнадцать лет не пьет. Благодарит Бога, друзей за то, что помогли в трудную минуту. Есть много возможностей для человека выйти из жизненного тупика, найти какое-нибудь прикладное ремесло, которым можно было бы заняться на досуге. Но подчас трудно бывает это сделать. Здесь решающее значение может иметь молитва родных. Если они готовы взять на себя ответственность за ближнего перед Богом, неустанно просят Господа о помощи, то ответ придет – в этом можно не сомневаться. Но речь идет о настоящей, повторюсь, ответственной молитве, а не такой, в которой больше отчаяния или ленивого благодушия, чем надежды и решимости вымолить дорогого человека. – Какие еще причины влияют на чрезмерную привязанность к алкоголю? – Иногда человек имеет генетическую предрасположенность к пьянству или другого рода поломки в организме. Например, несовершенство биохимических процессов, когда тело нуждается в токсическом воздействии алкоголя. Это дает временное удовлетворение, хотя в целом влияет разрушительно. Если это генетическая предрасположенность, если есть в роду люди, страдающие запоями и пр., то следует в принципе избегать спиртного. Медикаментозному лечению практически не поддается этого типа привязанность к алкоголю. Это выше возможностей современной науки. Помочь здесь могут только Бог, большой молитвенный труд. Желательно в этом случае пожить какое-то время в монастыре. Найти обитель по сердцу, ходить на литургию, причащаться, работать. Даже если смотреть на это чисто прагматически, то пребывание в монастыре увеличит светлый промежуток между пьянками. Но не нужно забывать и о заступничестве святых, о силе соборной молитвы в хорошей, крепкой обители. – Это касается и тех случаев, когда алкогольная зависимость возникает из-за несовершенства биохимических процессов? – Пребывание в святых местах и молитва целительны для пьющего независимо от причин его недуга. Просто в случае с генетическими поломками путь к выздоровлению особенно узок. Проблемы биохимического плана в принципе поддаются медикаментозному воздействию. Существуют для этого и специальные клиники. Ко мне в последнее время участились обращения фирм, которые занимаются лечением от алкогольной зависимости. Предлагают включиться в работу, поддержать их. Но не все методики могут быть одобрены. Лечения, связанные с гипнозом, кодированием, следует избегать. Но и медикаментозное лечение без духовной поддержки может не дать результатов. Начинать нужно с обращения к опытному священнику, вместе с ним попытаться понять, чем можно наполнить жизнь помимо алкоголя, ради чего стоит бороться с недугом. – Наиболее болезненный вопрос, связанный с проблемой алкоголизма, – это сохранение семьи. – Да, ко мне постоянно подходят женщины – матери, жены – с этой бедой, иногда обращаются и мужчины. Советую обращаться к святым, которые помогают от этого недуга. Большую пользу приносят обращения к мученику Вонифатию, иконе Божьей Матери «Неупиваемая чаша». И, конечно, требуется трудная работа в семье. – Из советов, которые вы даете пьющим людям, какой самый простой и действенный? – Нужно иметь дома хотя бы немного святой воды. Ее можно доливать в обычную воду. Как только возникает потребность к алкоголю, выпейте кружку. Не помогло, выпейте еще одну. Пейте, пока тяга не исчезнет. Я считаю, в этом есть великая польза. Здесь имеют значение и сила святой воды, и желание победить свою болезнь. Когда мы делаем шаг к Богу, Он делает нам навстречу десять шагов. – Продолжая тему разрушения алкоголем семьи, отец Филипп, что, на ваш взгляд, особенно губительно в этой ситуации? – Главная беда в том, что пьющий человек все происходящее в семье видит под каким-то своим углом зрения. Не отдает себе отчета, насколько безумно его поведение. Пьяный способен, бывает, осознать расстройство координации движений, особенно если передвигается ползком и т.п. Но наша психика более хрупкий инструмент, чем тело. И здесь расстройство может наступить, даже если выпито сравнительно немного или первый хмель прошел. Человек начинает неправильно реагировать на поведение окружающих. Возьмем такой пример. Ребенок разбил чашку. Трезвый человек может рассмеяться, сказать: «На счастье» или попытается объяснить спокойно, что нужно быть осторожнее. Но, конечно, требуется совершить некоторое, пусть небольшое, душевное усилие, чтобы сдержаться. А вот человек в подпитии, скорее, прибегнет к карательным методам. Накричит на ребенка или ударит его. Ему так проще, на большее его психических сил просто не хватает. Протрезвев, он, конечно, будет испытывать определенный стыд, но постарается убедить себя, что все сделал правильно. Иначе как дальше со всем этим жить? Вот на этот вопрос и должен ответить ему священник. Для безбожника, богоборца раскаяние часто заканчивается самоубийством или безумием, поэтому он инстинктивно избегает самоукорения, старается не смотреть в тот ад, который у него в душе. И только духовно опытный человек может помочь нам взглянуть на себя трезво и уцелеть, обрести надежду на исцеление. То есть задача священника – пробудить в пьющем человеке совесть, но не дать ему при этом отчаяться. – Но как он, пьющий, окажется у священника? – Здесь, повторюсь, очень многое зависит от ближних. Особенно большую ценность, я замечал, имеет молитва матери. Может, потому, что мать любит свое дитя в любом виде. Ей, в отличие от других, не придет в голову от своего горемыки отказаться. И в моей практике были случаи, когда материнская молитва спасала человека. Помню, подошла ко мне одна женщина, рассказала о своей беде. Ее сын несколько лет пил, что называется, по-черному. Я предложил привести его в храм. – Он не придет, – ответила женщина. Тем не менее, сын с радостью согласился посетить меня. Пришел во время похмелья. Руки у него тряслись, пот градом катил. Я не уверен, что он многое понял из того, что я ему говорил. Но ничего, окропили его святой водой, полегчало. Потом еще раз пришел и еще. Прилагался к иконе поначалу, присутствовал на молебнах. Потом исповедался и принял Святые Дары. Сколько уже времени прошло, и пока, слава Богу, не пьет, а там посмотрим. Мать продолжает за него молиться, и это великая животворная сила. Часть вины за то, что человек спивается, иногда очень существенная часть, лежит на его семье. Если жена за мужа-пьяницу не молится, то какое она имеет право жаловаться на судьбу? – Я однажды столкнулся со случаем радикального, мгновенного исцеления. Одна женщина, глубоко верующая, помолилась за мужа на могилках его матери, своего отца и наставницы-монахини. Все трое были настоящими праведниками, насколько мне известно. Потом взяла землицы с их могил и подсыпала мужу в вино. Он выпил. И оказалось, что последний раз в жизни. С тех пор спиртное видеть не может. Сначала ругался, сердился на жену, потом смирился. – Ну, я думаю, здесь помогла не сама процедура с землей, а молитва. Быть может, близкие этой женщины действительно предстоят перед лицом Божьим. А что до земли, то оттого, что апостол Фома потрогал Христа, Спаситель не стал реальней. Но нам нужно какое-то материальное воплощение наших молитв, и здесь очень легко перейти грань, которая отделяет веру от суеверия. – Мне кажется, это старая традиция – брать землю с могилок святых и потом употреблять ее. – Да, есть такая традиция, благословленная Церковью. Но очень важно оставаться в рамках этого благословления. Вы сказали, что ваша знакомая глубоко верующий человек. И я так полагаю, что очень любит своего мужа. Если бы не это, то вряд ли им что-то могло бы помочь. – Как вы относитесь к обществам трезвости? – У нас в Сыктывкаре есть такое общество, оно даже выпускает газету, но насколько оно способно помочь, я не знаю. – Подобные общества подчас превращаются в секты. Например, близ Петербурга до революции возникло сильное движение с религиозной окраской, которое находилось в конфликте с Церковью. Трезвенники, желая остаться в православии, не хотели, чтобы ими руководили извне, давали вперемешку полезные и вредные распоряжения, как это обычно бывает. Правящих архиереев это положение дел ужасно утомляло, и в конце концов они стали резко отрицательно относиться к неуемным борцам за трезвость. Между тем спасаться от алкоголя легче все-таки вместе. Возможен ли какой-то компромисс между клиром и миром в подобных делах? – Стремление создавать какие-то общества часто проистекает из культа отдельной личности или из желания группы людей обрести пусть маленькую, но власть. А когда они ее получают, то пытаются расширять свои полномочия до бесконечности, решать глобальные проблемы. И, естественно, сталкиваются с сопротивлением. В этом суть конфликта различных движений, братств и т.п. с Церковью. Лукавый через эти новообразования пытается православных разделить. Поэтому при создании любого православного движения необходимо очень обстоятельно, принципиально обсудить вопрос: как себя вести, чтобы не повредить Церкви своей активностью? Как поставить дело, чтобы несогласные не стали врагами? У нас же часто по-другому все обстоит. Любая микроскопическая партия изначально примеряет на себя тогу победителя, рассчитывает, что правящий архиерей или Святейший станут вдруг фанатичными приверженцами какого-то их, высосанного из пальца, проекта «спасения» Церкви. А когда ничего не выходит, то озлобляются. Это в полной мере касается и истории некоторых православных обществ трезвости. Их беда – излишний фанатизм, с которым они относятся к винопитию. Ратуют за то, чтобы раз они бросили, то и всем вокруг нужно перестать употреблять спиртные напитки. Но если мы обратимся к Евангелию, то увидим, что первое чудо, которое сотворил Господь, заключалось в превращении воды в вино. А не наоборот. – То есть речь необходимо вести о культуре винопития, а не его запрете? – Да и апостол Павел советовал своему ученику Тимофею употреблять вино, чтобы укрепить здоровье. Хотя есть в Библии, конечно, и предостережения против того, чтобы упиваться. Но дело в том, что на юге такой проблемы, как борьба с пьянством, никогда по-настоящему не существовало. Это и во времена Моисея было так, и сейчас мало что изменилось. В Ереване, например, вплоть до последнего времени не было медвытрезвителей. Почему? Отчасти и потому, что там не было практики демонизации винопития. Спиртное не рассматривалось как запретный плод, способ получить какое-то патологическое удовольствие, выразить свой протест против общества, судьбы. Современники первоапостолов рассматривали вино как продукт питания, как специи или чеснок, способ поднять настроение, как лечебное средство. И вот это положительное отношение к вину мешало распространению алкоголизма. В то время как страны, где вводился сухой закон, сполна пожали целый букет проблем. От пробуждения массового интереса к спиртному среди молодежи и роста числа отравлений суррогатами до эпидемий наркомании. Очень жаль, что у нас в Коми республике нет специальных дегустационных залов, где читались бы лекции о полезных свойствах различных вин, о том, что питие есть веселье, а не медленное самоубийство. – При каких болезнях рекомендуется употребление вина? – В первую очередь при желудочно-кишечных заболеваниях, для профилактики сердечно-сосудистых болезней, атеросклероза. Разумеется, речь идет об умеренных дозах – 50-80 граммов вина в день. У нас, к сожалению, об этом требуется очень осторожно говорить. Я знаю случай, когда человек перенес инфаркт, злоупотребляя спиртным, и стал строго воздерживаться. Но однажды пришел на прием к молодому доктору и услышал, что употребление спиртного в небольших дозах может предупредить второй инфаркт. После этого больной исчез, перестав появляться на приемах у врача. Выяснилось, что, узнав о целительных свойствах спиртного, он пришел домой и послал жену за водкой: «Доктор велел». Выпил одну бутылку, решил, что еще недостаточно здоров, купил вторую. В общем, ушел в запой. Культуру пития требуется прививать десятилетиями, с юности ей учить. Иначе теория о лечебных свойствах спиртного рискует не выдержать столкновения с нашей российской действительностью. – У нас в стране есть такие православные места, где молятся за пьющих, где способны им помочь? – В Коми начал недавно действовать храм во имя образа «Неупиваемая чаша» в Удорском районе, в поселке Усогорск. Там служит хороший человек отец Игорь Светличный. Ему можно заказывать, в том числе и по почте, молебны, сорокоусты, годовые поминания о здравии. И есть, конечно, такое замечательное место, как Серпуховский Высоцкий мужской монастырь, где хранится чудотворный образ Богородицы «Неупиваемая чаша». До Серпухова два часа езды от Москвы в Тульском направлении. Я сам недавно там побывал, чтобы помолиться за одного своего родственника и других известных мне людей, страждущих от чрезмерного пристрастия к алкоголю. Там, в Серпуховской обители, я ощутил действенность этого места. Паломники приезжают со всей России, но в основном, как я понял, из Москвы и других близлежащих городов прибывают на один день. Поэтому проблем с местом в монастырской гостинице, которая готова принять 40-50 человек, у меня не возникло. За проживание платить не нужно, но предлагается поработать на благо монастыря. На службах стоит много мужчин. Службы очень долгие, и это уже сам по себе труд, который влияет на исцеление. После литургии читается акафист перед образом «Неупиваемая чаша». Из разговоров узнаешь о множестве случаев, когда паломничество в Серпуховскую обитель помогало преодолеть недуг пьянства. Вы можете записать адрес обители: 142200, Московская область, г.Серпухов, ул.Калужская, д.5/3. – Помогла ваша молитва родственнику? – За один раз сложно добиться желаемого. Я молился, заказал сорокоуст. Изменения есть, и, я думаю, придет время, когда мой родственник сможет вместе со мной отправиться в Серпухов. – Белая горячка – это органическое поражение или тяжелая форма бесноватости? В этом состоянии совершаются подчас убийства, причем человек считает, что убивает неких чудовищ, инопланетян. То есть налицо полное поражение воли и искажение сознания. – Органическое поражение играет здесь свою роль. Но я склоняюсь к мысли, что эта роль второстепенна. Бесы, которых видит человек в состоянии белой горячки, совершенно реальны. А ненависть к окружающим не может быть следствием поражения нервной системы. Это не заложено в природе человека, идет извне, когда пьющий передает власть над собой в руки темных сил. Попробую пояснить. Я дважды был свидетелем, когда обливание святой водой помогало человеку в состоянии горячки обрести контроль над собой. Он продолжал нуждаться после этого в медицинском лечении, но момент беззащитности перед бесами удавалось снять. Для ближних этот несчастный переставал представлять опасность. Святая вода, обладая огромными целебными свойствами, может предотвратить вхождение в запой, но не всегда получается прибегнуть к ее помощи. Тогда следует употреблять ее для того, чтобы вывести человека из помраченного состояния души и тела. – Я несколько раз был свидетелем такой картины. В храм приходит пьяный с просьбой помочь ему – например, говорит, что испытывает желание убить себя. А в ответ слышит: «Иди, проспись сначала». Как вы оцениваете такого рода ответы? – Ситуация очень сложная. Когда у человека сознание помрачено, нельзя сказать, сам ли идет в храм, или лукавый его толкает, чтобы через несовершенство церковной жизни окончательно заставить пьющего отчаяться. Для священника здесь тоже есть момент большого искушения. Он отдает себе отчет, что сознание обратившегося за помощью помрачено, беседу он не воспримет. А может и вообще закатить скандал в середине разговора – ведь неизвестно, куда его бес в следующее мгновение увлечет. И все же отталкивать пьяного в этой ситуации, на мой взгляд, непозволительно. Если он совсем плох, то следует покропить его святой водой. Предварительно предупредив его, что так надо, что это не форма издевательства. Если обратившийся за помощью вменяем, то нужно обязательно с ним побеседовать. Но при этом попросить, чтобы он пришел еще раз – на следующий день, когда протрезвеет. Пьяные в храме – это вообще особый разговор. В том числе и о мере ответственности священника. Ведь что удивительно? В состоянии почти бессознательном человек влечется к Богу, в Церковь. Понимает, что если здесь не помогут, то надеяться больше не на что. СОВЕТЫ ПРАВОСЛАВНОГО ВРАЧА Рубрику ведет отец Филипп (Филиппов) Средство от псориаза:
Трава череды – 15 частей Цветы бузины черной – 10 Трава зверобоя – 15 Трава чистотела – 5 Корень девясила – 10 Корень аира – 15 Кукурузные столбики с рыльцами – 10 Листья брусники – 10 Хвощ полевой – 10 Настой принимать по 1/2 стакана утром и вечером после еды. При трофических язвах, тромбофлебитах и варикозном расширении вен:
Лист подорожника – 15 частей Плоды кориандра – 15 Трава зверобоя – 20 Трава череды – 20 Трава сушеницы болотной – 10 Корень солодки – 20 Принимать по 1/3 стакана 3 раза в день после еды. При заболеваниях кожи – нейродермите и экземе:
Листья крапивы – 10 частей Душица обыкновенная – 10 Трава череды – 15 Фиалка 3-х цветная – 10 Ромашка аптечная – 10 Тимьян ползучий – 10 Хвощ полевой – 10 Корень валерианы – 15 Корень солодки – 15 1/3 стакана настоя принимается перед едой 3 раза в день. | eskom@vera.komi.ru
|