ВРЕМЕНА
О событиях в Приднестровье Скандал вокруг событий в Свято-Вознесенском Ново-Нямецком Кицканском монастыре в Приднестровье (ПМР) всколыхнул всю Молдавию. Он еще раз показал, как уязвима бывает Церковь в условиях национальной розни. Вкратце расскажем о предыстории конфликта. Значение Ново-Нямецкого монастыря для региона очень велико. Дело в том, что в его стенах размещается так называемая Кишиневская духовная семинария – единственная на всю Молдавию и Приднестровье. И тот, кто ее окормляет, способен через пять-десять лет за счет выпускников семинарии обеспечить себе власть над Молдавской Церковью (Московской Патриархии). Вплоть до последнего времени семинарию полностью контролировали молдавские (точнее, прорумынские) националисты. Их возглавлял бывший проректор, ныне епископ Единецкий и Бричанский, Доримедонт (Чекан). При нем преподавание в семинарии было полностью переведено на румынский язык. Русским и украинцам вход в КДС оказался, по сути, закрыт. После назначения епископа Доримедонта на Единецкую кафедру, он, тем не менее, сохранил фактическую власть над обителью и семинарией, так как настоятелем монастыря остался его брат архимандрит Паисий (Чекан). Дальнейшая программа действий братьев Чеканов в общих чертах известна – продвижение епископа Доримедонта на трон главы Молдавской Церкви (МП). А затем, вероятнее всего, отделение от Русской Церкви. * * * Однако нашла коса на камень. Официально главой семинарии вплоть до недавнего времени считался митрополит Молдавский Владимир. Но, скованный националистами в Кишиневе, возможности управлять монастырем и семинарией он не имел. И сам это прекрасно осознавал, пытаясь найти выход из создавшегося тупика. Таким выходом стала его отставка с поста ректора. Новым главой семинарии был назначен архиерей, на канонической территории которого находится Ново-Нямецкий монастырь – епископ Дубосарский и Тираспольский Юстиниан. Этот человек известен как самый ревностный приверженец Московской Патриархии в молдавских землях. * * * Назначение епископа Юстиниана на должность ректора Ново-Нямецкой семинарии было воспринято руководством КДС как объявление им войны. Они публично стали выступать с заявлениями о том, что митрополит Владимир отдал обитель непризнанной Приднестровской Молдавской Республике. Кстати, монастырь и семинария годами жили на пожертвования предприятий этой самой «непризнанной» ПМР. До поры до времени это положение дел румыноговорящих монахов и преподавателей полностью устраивало. Назначение ректором владыки Юстиниана все изменило. Та ненависть к Русской Церкви, которая годами таилась в Кицканах, прорвалась наружу. Как заявил преподаватель риторики Зелинский: «Ничего, даже книг из Москвы, нам здесь не нужно». Это общая точка зрения преподавателей семинарии. Не признав решения митрополита Владимира, Ново-Нямецкая обитель и КДС фактически вышли из подчинения Церкви. И здесь мы подходим к наиболее горячей фазе этой истории, сталкиваясь с вопросом – возможно ли для разрешения внутрицерковных нестроений прибегать к услугам светских властей? Вот что говорит по этому поводу владыка Юстиниан: – Мне поступило множество звонков с той общей мыслью и предупреждениями, что «лучше не ездить в Кицканы, чтобы ничего не случилось», что «монахи и преподаватели настроены агрессивно и ведут активную проповедь неподчинения среди прихожан и паломников». Подобная информация поступила и в органы внутренних дел, потому как представители МВД также уведомили меня об опасном состоянии дел и уведомили также о том, что их силами будет проведен паспортный контроль на территории монастыря и семинарии с целью исключить возможность нахождения в монастыре посторонних лиц. Я просил руководство МВД ПМР перенести операцию по проверке паспортного режима на вечер, имея надежду на встречу с наместником монастыря и представителями преподавателей. Однако архимандрит Паисий (Чекан) позволил себе просто обмануть меня. Заявив о том, что он выезжает в Тирасполь для встречи со мной, на самом деле отправился в Кишинев демонстрировать свое несмирение и непослушание своему прямому руководителю – Высокопреосвященнейшему митрополиту Владимиру. Когда я узнал об этом, всякие сомнения в необходимости принять предложение руководства МВД отпали. Основанием для такого решения явилось 5-е правило Антиохийского Собора, где, в частности, об упорствующих в непослушании своему епископу сказано: «...Аще же упорен будет возмущая церковь... то яко мятежник, да будет укрощаем внешнею властию». * * * Так как владыку Юстиниана обитатели Ново-Нямецкого монастыря отказались впустить, попутно обхамив, то в обитель вошли силы МВД. По словам президента Молдавии Воронина, милицию поддержали армейские подразделения ПМР. Приднестровцы это отрицают. Следует подчеркнуть, что власти ПМР давно были обеспокоены тем, что в Кицканах нашли себе опору силы, враждебные республике. Но без согласия Церкви устроить проверку не решались. * * * Что же теперь делать дальше? На всех преподавателей семинарии и священников, руководителей мятежа, епископом Юстинианом было наложено малое запрещение, которое будет действовать вплоть до раскаяния виновных. Но уже сейчас ясно, что каяться никто не собирается. Владыка признался, что придется ставить вопрос о расформировании семинарии и привлечении новых преподавательских кадров, которые будут знать и жить по канонам, признавая свое священноначалие. * * * Этот скандал уже принес и будет приносить епископу Юстиниану в будущем одни неприятности. Он это предвидел с самого начала, расценивая свое назначение ректором как тяжкий крест. Основной мотив, который им двигал (и направлял, следует добавить, действия митрополита Владимира) – это желание сохранить Молдавскую Церковь с ее многонациональными приходами в составе Русской Церкви. В то время, как политики дали без боя развалить великую нашу державу, Церковь продолжает бороться за каждую пядь земли, за каждую душу. И здесь вот что важно отметить. Происходящее нельзя назвать тяжбой внутри православия. И претензии Константипольского Патриархата на Украину, и поведение прорумынских активистов в Молдавии – это попытка отколоть часть православных в пользу нового мирового порядка, Ватикана и т.д. – самых различных сил, которые заинтересованы в разрушении Православной Церкви и православного мира. Имеет ли при этом Церковь моральное право сопротивляться злу силой? На этот вопрос ответил в свое время Сергий Радонежский, благословив двух монахов на битву. Г.РЕШЕТОВ . На глав. страницу.Оглавление выпуска.О свт.Стефане.О редакции.Архив.Почта |