ПРАВОСЛАВНАЯ ЖИЗНЬ


НЕБО ИДЕТ ПО ЗЕМЛЕ

Великорецкий крестный ход в лето 2001 от Р.Х.

«Камо грядеши?»

– Люди, куда вы идете? – выкрикивает мужчина из блестящей иномарки.

Дверца его автомобиля распахнута, руки изумленно разведены в стороны. Он сильно озадачен: что это за великое переселение народов? Тысячи людей идут в противоположном ему направлении, а на десятки километров вокруг лес да автозаправки.

– Куда идете? – повторяет владелец иномарки.

– На Великую! – откликаются ему из колонны, забывая уточнить, на какую «великую» – битву, что ли?

Правда, бойцы-то для битвы слабоваты – все старухи да молодежь. Крепкие мужики – наперечет: кто хоругви несет, кто иконы. А вон тот с большим портретом идет – Царя Николая II. Ну, совсем по-русски: торжественное шествие средь зеленых лесов.

– Нездешний, что ли? – уточняет седенький старичок. – Крестный ход у нас... На Великую реку и обратно. Каждый год ходим с чудотворной иконой.

– Зачем с иконой-то?

– По обету. Так наши предки обещали Николаю Чудотворцу.

hod2.jpg (14104 bytes)Древняя икона святителя Николая, украшенная живыми цветами, плывет в голове крестного хода. Два диакона в златых ризах кадят пред нею небесными ароматами. Певчие меняются после каждого привала, оглашая весь путь хвалебным пением: «Радуйся, Николае, великий чудотворче!». 13 священников во главе с игуменом творят непрестанную молитву. Без малого неделю – шесть дней – идет по Вятской земле этот праздник. Это особые дни, литургическое время, как бы отпущенное «сверх лимита» нашей жизни.

Великорецкий крестный ход существует вне времени. Ибо меняются правительства и государства, а крестный ход наступает неизбежно, как восход солнца, – каждый год на протяжении более шести веков. Это явный признак его небесного установления. И то, что мы, грешные, можем поучаствовать в этом шествии небожителей – бесценный дар вятским людям.

Все происходящее в эти дни имеет особый, священный смысл. Ну разве не символ – новый русский, летящий навстречу американской мечте на роскошном автомобиле, и американский профессор Лерри Холмс, приехавший поработать в провинциальных архивах и идущий среди богомольцев? Пускай удостоверится американец, что жива Россия!

Тыл и фронт

Нынче один священник во время крестного хода такую проповедь сказал. Мол, крестный ход делится на две части. Одна часть – фронт. Это те, кто шествуют за иконой и творят молитву денно и нощно. Другая часть – тыл. Это те, кто остался дома, но умом пребывает с крестным ходом: «Они сейчас, наверное, в Горохове отдыхают». Или: «Дай, Боже, всем паломникам ночлег в Монастырском! И чтоб обсушиться после дождя!» Фронт молится за тех, кто остался в тылу. Тыл молится за идущих.

На одном из привалов по крестному ходу разнеслась молва: покуда были в пути, умер старейший священник епархии, протоиерей Александр Амосов. 35 лет служил он в старинном селе Истобенске, воевал против немцев, а в последнее время был тяжко болен. Знавшие отца Александра просят отслужить панихиду. И на следующем же привале 14 священников молят Бога об упокоении души усопшего и, стоя на коленях, поют вечную память. Чаял ли покойный протоиерей из бедного сельского прихода, что милостью Божией столь огромное число православных пропоет по нему заупокойную молитву?

От привала до привала течет молитва. Паломники хвалят подвиги и добродетели святителя Николая священными словами тропаря: «Смирением высокая, нищетою богатая...» Это поднимает дух и заставляет забыть про мозоли. Затем нараспев поют акафист из 12 песен – все вооружаются книжками, а кое-кто и молится на память (за шесть-то дней акафист можно сотню раз прочесть). И чем дальше, тем больше открывается великий смысл происходящего.

На одном привале к отцу Владимиру из села Волкова подходит под благословение молодежь:

– Вот, батюшка, из Смоленска приехали на крестный ход.

– Вся Россия идет, братцы, вся Россия!.. – благословляет их священник. Он прав: москвичи, например, давно считают Великорецкий ход своим, епархиальным (у них и южный придел Василия Блаженного освящен в честь Великорецкой иконы Николая Чудотворца). А питерцы украшают весь путь крестного хода портретами святого Царя Николая и пением национального гимна «Боже, Царя храни!» Богомольцев же из других городов и весей просто не перечесть. Даже с Камчатки нынче был молодой мужчина: уверял, что специально на крестный ход приехал. Вятские священники считают, что крестный ход – чисто русское явление. Ни одна страна мира не сталкивалась с необходимостью осваивать и облагораживать такие пространства. Крестный ход – это как бы церковная служба по освящению огромных территорий: берем иконы и с молитвой и крестом обходим деревню, село, город, страну. Сила молитвы увеличивается тысячами уст. И многое вокруг устраивается к добру. Вот нынче, говорят, в одном селе с приходом крестного хода прикрыли дискотеку, а в другом поселке заработал детсад. Если и вправду так, то – слава Богу!

Еще один символ. Главный праздник Великорецкой иконы всегда приходится на 6 июня. В этот день на берегу реки Великой совершаются архиерейская Божественная литургия и освящение вод. Но ведь 6 июня – день рождения А.С.Пушкина, ставшего в зрелом возрасте глубоко верующим. А ведь и смысл крестного хода – в знаменитых словах поэта: «И обходя моря и земли, глаголом жги сердца людей!»

Самая древняя цивилизация

Крестный ход входит в одно село, а навстречу ему – маленькая девочка. Увидев хоругвеносцев в белых стихарях, она говорит: «Иисусики идут».

Великорецкую икону всюду встречают по-разному. В иной деревне – мертвым-мертво, только собаки гавкают. А в другой – мужики с испитыми лицами греют котел на костре (кипяток во время крестного хода – величайшая ценность). Иногда за околицей «встречает Николу» местный батюшка. Тут и прихожане – кланяются иконе и вереницей подныривают под нее (это почитают за благословение святителя Николая). У села Медяны нынешний крестный ход встретил глава администрации. В белой рубашке, с галстуком, он достойно шел за иконой до самой церкви. Бывают и курьезы: при подходе к Великорецкому навстречу иконе вышла женщина с кухонным ершиком, которым она кропила паломников. «Это что за самодеятельность?» – поразился предстоятель крестного хода игумен Тихон.

Выказала свою лояльность православию и верховная власть. Под вечер на праздник иконы в Великорецкое прибыл мигающий кортеж. Привез выкупаться во святом источнике государева советника Кириенко. Говорят, купальню для него вычерпывали до дна и набирали воду снова.

Но самой трогательной была нынче встреча в Горохове. Это не просто село, а символ России. Идешь полдня по глинистым увалам, а кругом ни дымка, ни деревни. Только следы деревень – вековые тополя. И на каждом новом взгорье видишь, как маяк, свечу гороховского храма. Вот наконец-то сельское кладбище с упавшими оградками. Потом густые заросли, среди которых угадываются фундаменты крестьянских изб (тоже вроде как кладбище). Это большое село – еще лет пять назад тут стояла двухэтажная школа с проломленной крышей. Ее, говорят, сожгли пастухи. В общем, осталась от Горохова только церковь Казанской Божией Матери, вернее, огромнейший каменный купол. «Больше чем в Александро-Невской лавре!» – восхищались его размерами питерцы. Это просто загадка инженерной мысли: как его возводили, на чем таскали кирпич по бездорожью да по крутым увалам? В Горохове особенно чуешь, что мы – наследники самой древней цивилизации. В пустынях и на вершинах гор она возводила голыми руками жертвенники-храмы Создателю всего мира. Такие, как эта церковь... А теперь вокруг ни души, только брошенный храм да еще – святой источник с целебной водой. Это ж, братцы, образ нашей России – святость и запустение!

А нынче мертвое село встретило крестный ход колокольным звоном. Нашлись добровольцы, возродили приход, собрали пожертвования, начали реставрацию кладки, привезли колокола. Колокола, правда, не настоящие: один с трещиной, да два сварных – из металлических труб. Ну, прямо под стать нам, грешным... Но как радостно взлетел над кладбищем пасхальный перезвон! На глаза навернулись слезы, паломники стали осенять себя крестным знамением: «Да воскреснет во Христе Россия и расточатся враги ее!»

Незримый бой

На привале новое знакомство: воины Владимир и Андрей. Идут в военной форме, при погонах – майор и капитан. Свежие сосредоточенные лица, на которых нет ни тени самоуверенности. Оказалось, что служат офицеры близ Кирова. Ради крестного хода взяли отпуск. Старший уже не впервые.

– Боеготовность-то у нас высокая, – рассказывает он, – но случись тревога, мы технику не сможем вывести – нет бензина. Думаю, что это не случайно.

– Случайно и прыщ не вскочит, – соглашается другой.

Пока обсуждаем внутренние и внешние опасности, подходит паренек с вопросом:

– Простите, у вас сигаретки... не найдется?

– Странный у тебя вопрос, дружище, – отвечает один из офицеров.

– Почему странный?

– Потому что здесь не может быть сигаретки. В принципе!..

Паренек ретируется. Отдыхающие вокруг нас уважительно глядят на офицеров... Хоть и военные, мол, а чуют искушения.

«Старожилы» крестного хода знают, что злая сила здесь то и дело испытывает паломников. Во время крестного хода будь начеку! Паломник – это боец невидимого фронта. Собери свой ум и не уклоняйся ни мыслями, ни разговорами. Бывали годы, когда крестный ход блуждал среди полей до полуночи. И тогда начальствующий священник служил молебен о помощи, обращаясь ко всем с такими словами: «Заблудились, потому что умом блуждаем».

Но бывают и открытые нападения. Вот в нынешний переход от Медян к Мурыгино, на пятый день пути. Крестный ход шествует вдоль большой деревни. За обочиной пасется стадо овец. Пока хозяйка разглядывает удивительную процессию, овцы бросаются вперед. Увлекаемые общим движением, мирные животные превращаются в живые торпеды. С ревом они таранят колонну паломников и, забегая вперед, возвращаются к голове крестного хода. Одна крупная овца чуть не сбивает с ног предстоятеля крестного хода игумена Тихона, идущего с Распятием в руках. Другие овцы бросаются под ноги тех, кто несет на специальных носилках образ святителя Николая.

При виде такого беснования по рядам паломников разносится хохот. Хозяйка с матюгами ловит овец, но тщетно. Они, как скользкие рыбешки, прорываются вперед. И атака на крест с иконой повторяется с новой силой. Среди взрывов хохота слышны тревожные голоса:

– Братцы, это искушение!

– Отец игумен, давайте остановимся! А так ведь овцы добегут до Мурыгино!

Идущие впереди замедляют шаг. Но тут раздается призыв игумена Тихона:

– Братья, не останавливайте движение крестного хода!

Кто-то из приходских батюшек пытается на ходу переубедить игумена, но он твердит:

– Не останавливать движение! А вы, братья, задержите овец, пока не пройдет крестный ход!.. Ну что же вы малодушествуете! – оборачивается он назад, к первым рядам паломников.

Мужики покрепче, передав рюкзаки товарищам, принимаются за овец. Пять минут вятской корриды, и прижатые к земле животные остаются сзади. Но молитва еще долго нейдет на ум. Паломники спорят, верно ли поступил игумен Тихон... «Не останавливать движение! Не прекращать молитву!» – стучит в висках его призыв. Но самое большое искушение ожидало дома, в Кирове. Несколько километров городской улицы по пути крестного хода было залито горячим гудроном. Солнце растопило вчерашнюю подготовку для ремонта дороги. И тысячи уставших ног собрали этот гудрон на свои подошвы. С треском отрывались запятки, лопались от напряжения мозоли. А шедший впереди хоругвеносец потерял в асфальте свои шлепанцы: опухшими ногами он вырвать их не смог, а руки держали древко. Так и пошел босой – «по бездне стопами».

hod1.jpg (12489 bytes)«Вся Мне предана отцем Моим»

Давно замечено: как сходишь на Великую да намолишься от всего сердца, так и разрешаются твои вопросы. Святитель Николай своих верных не оставляет. Не зря же мы твердим всю дорогу слова акафиста: «Радуйся, избавление от печали!.. Радуйся, скорый утешителю в беде сущих!» А без печалей кто не живет? В Мурыгино на крылечке молельного дома сидим с отцом Владимиром из Свечи. Народ почти разошелся на ночлег, а мы не торопимся, хоть и сна – всего три часа. Батюшка рассказывает об иеродиаконе из Лавры, что шел до Великорецкого. В Лавре большие нестроения. Причин несколько, но главная – вводят налоговые номера. А какие у монахов налоги, если у них обет нестяжания? Зачем эти номера Божьим людям, у которых нет ничего, кроме Христа? Афонские монастыри против нумерации людей, и духовник Патриарха архимандрит Кирилл не благословляет это, и другие старцы предостерегают. В общем, брать такой номер только «страха ради иудейска»...

Это у Бога каждый волос сочтен на твоей голове. А кто с Ним соревноваться хочет – известно. В центре Москвы, например, за три дня синагогу сделали! Каждый кирпич пронумеровали в компьютере и собрали всю, как игрушку-конструктор! «Это у них вроде репетиции!» – подытожили знакомые москвичи во время крестного хода, перед окнами которых случилось это «чудо». Так же хотят и нас пронумеровать, как кирпичи для синагоги. А уж когда пронумеруют – там держись!.. В общем, хорошо мы так поговорили с отцом Владимиром, успокоил он душу мятущуюся. И пошли отдыхать. А на следующее утро на привале лицом к лицу столкнулись с писателем Крупиным. Он только что вернулся из Греции, со святой горы Афон.

– Как там, Владимир Николаевич? Что доброго?

– Весь Афон нынче смотрит на Россию, – сказал он.

И немного добавил, но будто поставил точку во вчерашнем разговоре с отцом Владимиром. Все, мол, готово для жатвы Господней, но если будем твердо держаться Правды и всех заповедей Его, то антихрист отступит на многие годы. И ползучая измена в верхах, и помрачение народа – все исчезнет. Тогда, по пророчествам старцев, дарует Господь России православного царя, пламенной веры и железной воли, которого станут бояться все наши недруги.

Те же мысли подтвердил и игумен Зосима, настоятель Вожгальского монастыря (с ним перемолвились на последнем привале). Ходи, говорит, к исповеди раз в неделю, да ко причастию – каждый праздник. А еще хорошо читать акафист святому Царю Николаю. Он всю Россию своей кровью выкупил. И за каждого своего подданного просит у Христа. Игумен Зосима так и благословил: после воскресной литургии оставайтесь в храме и соборно читайте акафист святому Царю. Может, Господь и помилует Россию... «Вот вам новый Николай, ему молитесь!» – так сказал в видении одной женщине Николай Чудотворец, держа за руку Царя Николая. В общем, святитель Николай свел с нужными людьми. Через духовные разговоры и проповеди преподал нужные наставления. А проповеди, услышанные во врем крестного хода, помнятся долгие годы. Вот и нынче отец Андрей из городского храма Иоанна Предтечи вложил в наши уши такие слова.

«За что же мы так любим наш Великорецкий крестный ход?» – голос его дрогнул, но, сотворив крестное знамение, батюшка собрался с духом. И вспомнил, как недавно встретил плачущую женщину. Она сильно стерла ноги и не могла продолжать путь с крестным ходом. Но плакала-то, конечно, не из-за боли, а потому что она уходила, как невеста с брачного пира. Ибо не могла до конца участвовать в этой вечере любви. Откуда же у святителя Николая столько радости для всех верных людей?.. Не слишком ли мы, православные, почитаем святителя Николая? Не правы ли протестанты в том, что Николай Чудотворец почитается русскими, как Бог?

Жил когда-то духовный писатель Симеон Новый Богослов. Он так любил Бога, что от избытка сердца сочинял Ему хвалебные гимны. И в одном из них написал: «Как же я люблю моего негордого Бога!» Кротким же называет Себя в Евангелии Сам Христос, говоря: «Научитесь от Меня все, ибо Я кроток и смирен сердцем». Поэтому негордый и кроткий Творец вселенной не жалеет ничего для верных Своих. «Вся Мне предана Отцем Моим», – говорит Христос, то есть вся сила, слава и благодать Отца передается Сыну. И Сын творит так же, отдавая все, что есть у Него, святителю Николаю.

Вот и мы с вами, почитая память Николая Чудотворца, почитаем тем самым и Самого Бога. Святитель Николай, грек по рождению, даровал стране Вятской, Русскому Северу, особое благоволение. Шесть веков назад он явил нам свою святую икону и каждый год шествует с нами во главе крестного хода на реку Великую и обратно. Как же мы можем не любить его за это!

Крестный ход – это пространственный храм Вятской земли. Молитвами, как стеной, мы ограждаем нашу землю. Покуда существует Великорецкий крестный ход, совершается и наша история. Аминь.

О.ЧЕТВЕРИКОВ
г.Киров

sl.gif (1638 bytes)

назад

tchk.gif (991 bytes)

вперед

sr.gif (1667 bytes)

На глав. страницу.Оглавление выпуска.О свт.Стефане.О редакции.Архив.Почта


    eskom@vera.komi.ru