Дорогие братья и сестры!Наступает великий день торжества и надежды. Впервые на всех бескрайних просторах России за вечерним богослужением 16 июля и затем 17 июля православный народ вознесет теплую молитву святым Царственным страстотерпцам – Царю Николаю, Царице Александре, царевичу Алексею, царевнам Ольге, Татьяне, Марии и Анастасии. Ныне день скорби и горечи постепенно становится для нас днем радостного упования, что славные угодники Божии горячим предстательством своим перед Престолом Господним умолят Творца Всяческих помиловать землю Русскую.
Вступая на путь страданий, отдаваясь в руки палачей, требовавших сперва его отречения, потом ареста, потом ссылки и наконец смерти, Государь Николай II записал в своем дневнике: «Кругом трусость, предательство и обман...» Задумаемся над этими горькими словами ныне прославленного угодника Божия. Не ими ли можно охарактеризовать и сегодняшнее время наше?
Мы знаем: многие грозные события предшествовали междоусобной бойне в Отечестве нашем. Шаг за шагом подтачивались в дореволюционной России устои нравственности, устои семьи, устои государства, сеялись семена разделений и злобы брата на брата, осмеивалось все святое и чистое. В сердцах человеческих накапливалась ненависть и стремление изменить свою жизнь любой ценой, даже ценой жизни других людей.
«Не в мирное, а беспокойное и крамольное время мы живем, время безначалия и безбожия, время дерзкого попрания законов Божеских и человеческих; во время бессмысленного шатания умов, вкусивших несколько земной мудрости и возмечтавших о себе чрез меру; ибо знание кичит, по слову Божию, а любовь назидает. Для всех очевидно, что царство русское колеблется, шатается, близко к падению, – предупреждал тогда святой праведный Иоанн Кронштадтский. – Держись же, Россия, твердо веры своей и Церкви, и Цapя православного... А если отпадешь от своей веры, как уже отпали от нее многие интеллигенты – то не будешь уже Россией или Русью святою, а сбродом всяких иноверцев, стремящихся истребить друг друга».
И эти грозные пророчества сбылись... Но даже тогда прадеды и деды наши, проявившие преступную беспечность, а потом ставшие жертвами гражданской войны и лагерей ГУЛАГа, и предположить не могли, что улицы российских городов заполнит самая бесстыдная реклама, что пьянство, проституция и наркомания будут преподноситься как норма жизни, что народ русский будет просто вымирать. Мы не можем закрывать глаза на то, что десятки отнятых у верующих в годы гонений храмов по-прежнему находятся в поругании, что всякое слово обличения порока будет встречаться в штыки средствами массовой информации. Почему это происходит? На это есть один горький ответ.
Дважды – в канун 75-летия и 80-летия екатеринбургской трагедии – Святейший Патриарх и Священный Синод с горечью и честно констатировали: «Грех цареубийства народом нашим не раскаян». Но в чем должно быть наше покаяние в грехе цареубийства? Недостаточно сказать: «Да, грешен», «да, жаль, что так получилось», «раскаиваюсь»...
Если мы не хотим повторения страшной трагедии междоусобной всероссийской бойни, начатой цареубийством, мы должны – с усердием и упорством, с молитвой и упованием – стремиться искоренить из наших душ, из нашей жизни все то греховное и страшное, что привело в свое время к цареубийству. Какое же это будет раскаяние в грехе, если нет у нас намерения изменить жизнь свою? Капля за каплей проникает грех в жизнь нашу, а мы не видим этого, не чувствуем, не опасаемся... И вновь отравляются сердца наши безразличием, безнравственностью, нерадением о по-настоящему духовной, чистой жизни с Богом.
Дорогие братья и сестры! Не будем искать себе оправдания в том, что мы почитаем Царственных страстотерпцев, что радуемся их прославлению, что мы стремимся сторониться дурного. Ибо всякий раз на вечернем правиле молитва святого Антиоха напоминает нам – «яко семя тли во мне есть».
Не будем поддаваться искушениям мира сего. Не будем оправдывать себя тем, что так поступают другие, что «нас не поймут». Воистину, по слову Евангельскому, «где сокровище ваше, там будет и сердце ваше» (Мф. 6, 21). Подобно первым христианам-мученикам, подобно Царственным страстотерпцами и всем новомученикам и исповедникам Российским мы должны сделать выбор: что важнее для нас – твердо следовать путем спасительной веры православной или подобно сухим листья, оторвавшимся от родного корня, носиться по всем переменчивым ветрам новомудрствований и каждодневно умножающихся пороков человеческих?
Ныне надо воспользоваться данным нам шансом проповеди Евангельской среди ближних наших. Надо приложить свой труд ко всему, что способствует нравственному возрождению общества, искоренению в нем тех пагубных зерен греха, которые посеяны в душах. Необходимо создавать православные классы в школах и летние православные лагеря для наших детей и внуков; организовывать культурные фестивали, концерты, кружки, раскрывающие людям духовные красоты православия; помогать развивать социальное служение Церкви, помогая больным, престарелым, обездоленным. Надо проявить твердость в борьбе с той беззастенчивой проповедью порока, которая звучит ныне. В этих благочестивых трудах есть место всякому из нас, а главное – они выводят нас и родину нашу на спасительный путь несения Креста Христова.
Потому вознесем в эти дни молитву Царственным страстотерпцам, чтобы дал нам Господь силу, терпение и крепость следовать жертвенным путем подобно этим угодникам Божиим, чтобы спасена и возрождена была Россия, ныне нравственно слабеющая в испытаниях, ей посланных, чтобы не услышать нам на Суде Страшном грозного обличения Господня: «Горе вам, книжники и фарисеи, лицемеры, что строите гробницы пророкам и украшаете памятники праведников, и говорите: если бы мы были во дни отцов наших, то не были бы сообщниками их в пролитии крови пророков; таким образом вы сами против себя свидетельствуете, что вы сыновья тех, которые избили пророков; дополняйте же меру отцов ваших. Змии, порождения ехиднины! как убежите вы от осуждения в геенну?» (Мф. 23, 29-33).