ПАМЯТЬ


1000 километров
с иконой святых Царственных страстотерпцев одолели пешком участники крестного хода Ныроб – Екатеринбург

В № 390 мы сообщили о том, что 28 мая из Ныроба по благословению архиепископов Пермского Афанасия и Екатеринбургского Викентия вышел 40-дневный покаянный крестный ход, посвященный Царственным страстотерпцам. 17 июля этот ход завершился в урочище Ганина яма, где в 1918 году было организовано бесчеловечное уничтожение останков Семьи последнего российского Государя.

Походный «летописец»

Первым, с кем из его участников нам удалось связаться после крестного хода, оказался екатеринбуржец Николай Воронов. Он, будучи мирянином, работает заместителем начальника отдела культуры Екатеринбургской епархии. Имея опыт в этом деле, во время хода он являлся кем-то вроде фото– и кинолетописца. Сейчас, по возвращении, он работает над созданием фильма об этом событии. Рассказ в нем пойдет о самом крестном ходе, торжествах на Ганиной яме и событиях, непосредственно связанных с судьбой Царской Семьи.

Николай охотно поделился с нами впечатлениями.

– Это был действительно тяжелый, чистый, честный крестный ход. Все эти километры были пройдены паломниками от и до. Четыре человека прошли по маршруту от начала до конца, среди них одна женщина. Сам я идти с аппаратурой пешком не мог, но очень переживал за тех, кто двигался своими ногами, особенно за женщину. И она – прошла. Мне хочется назвать всех четверых. Это духовный руководитель хода о.Александр Петропавловский, мирянин Константин, оба из пермского села Брёхово, и миряне Леонид и Лариса из Перми.

Первый участок, как вышли из Ныроба, – бездорожье, грязь непролазная. Очень сложно шли к храму в поселке Звездный Пермской области. Приходилось по тропам подниматься в гору к Белогорскому монастырю. Были и дожди, и ветра – за сорок-то дней.

Но попадались в пути не только трудности. Интересная встреча была в деревне Покча, недалеко от Ныроба перед Чердынью. Деревня известна некогда знаменитыми иконописными мастерскими, и вот около 150 человек, в том числе множество детей, вышли там встречать крестный ход, что было очень неожиданно для идущих. Прослушав проповедь о.Александра, люди стали прикладываться к иконе.

Екатеринбургская епархия встречала нас на коленях со слезами: это была деревня Ключики перед Красноуфимском.

Поразило то, что, как бы где ни встречали, везде находились люди, которые относились к нам очень доброжелательно, всегда находили для нас ночлег, кормили, несмотря на то, что иногда количество паломников доходило и до 60, и до 100.

Святой образ

Есть такое место – Верхнечусовские Городки, откуда Ермак пошел осваивать Сибирь. Там два монастыря, один из которых организовал еще святой Трифон Вятский. То место издревле славилось иконописцами, и люди, если давали обет Богу, ходили туда пешком, чтобы заказать икону.

И о.Александр Петропавловский решил поддержать такую традицию. Это около 200 километров от Брёхово, где сам он служит настоятелем храма святителя Николая в честь его Великорецкого образа. И в прошлом году священник, его сын-подросток и уже упомянутый здесь их односельчанин Константин ходили туда пешком заказывать икону Свв. Царственных мучеников специально для нынешнего крестного хода.

Писала ее инокиня Эмилия. Писала как положено по канону: в Великий пост неделю постилась, исповедовалась, приобщалась Святых Христовых Таин и день писала. Потом дня два лежала без сил. И снова постилась, причащалась, писала. Призналась, что писать было очень легко, словно кто-то ее рукой водил. Зато после – тяжесть была громадная.

И, слава Богу, образ был готов день в день к началу крестного хода. Даже лак не был до конца просушен, и еще не были позолочены нимбы. Вся обитель, прежде чем проводить о.Александра, прошла тогда с новой иконой вокруг монастыря, после чего святой образ сразу отправился в Ныроб.

О.Александр рассказал:

– После Белой Горы в Кунгуре икона вдруг начала благоухать, и очень сильно. На ней даже выделилось миро после Кунгура. Для нас это было знаменьем Божьим. Мироточила она недолго, но благоухала порой очень сильно. (Она и сейчас благоухает волнами, то сильнее, то слабее).

Был даже случай исцеления. Когда проходили через Ключи-Брёхово, одна женщина, продавщица магазина, от веры стоящая не то что далеко, но и не близко – она и идти-то не хотела, когда ее пригласили к иконе, – все же подошла, приложилась, прошла под ней, а мы пошли дальше. Сам я живу в этом районе, захожу после в магазин, она говорит: «Батюшка, чудо произошло, я исцелилась». Я спросил, как это произошло. Она говорит: у меня позвоночник болел (а в сельской местности это неприятность большая), а когда прошла под иконой – зашла в магазин и сразу почувствовала облегчение. Болезнь больше не вернулась.

Был и на обратном пути случай. Ехали в машине, остановились у дорожного кафе. Водитель и одна девушка зашли туда, а я остался. Вдруг они приходят, говорят: мол, пойдем смотреть, нашу икону по телевизору показывают. Я думаю: чего там смотреть, не пойду. А работники кафе спрашивают: «Так эта икона с вами? Можно посмотреть?» Я говорю: «А чего тут смотреть? Вы лучше помолитесь да приложитесь к святыне». И они, работники этого кафе, несколько женщин да двое мужчин – шофер и грузчик, – помолились, приложились, прошли под иконой. А одна женщина вообще некрещеная была, но она говорит: «Я очень хочу. Благословите меня – я тоже под иконой пройду». И только она прошла – сразу от иконы стало исходить очень сильное благоухание, буквально волной пошло.

Сейчас образ свв. Царственных страстотерпцев находится в храме святителя Николая Великорецкого в селе Брёхово Суксунского района, настоятелем которого и является о.Александр.

Версты и впечатления

kr5.jpg (12130 bytes)– Очень хороший коллектив у нас, слава Богу, был в крестном ходу, – продолжает о.Александр. – Около 40 человек. В основном группа шла от Перми. А до Перми пришлось идти малым составом. Север, населенных пунктов мало. Иные переходы были километров по сорок. Сейчас на такие расстояния уже не ходят. По прямой от Ныроба до Екатеринбурга восемьсот километров, а если учесть ответвления, заходы на Белую Гору, в Красноуфимск, Первоуральск, Добрянку, так и вся тысяча наберется.

– Как встречали в крупных городах?

– В Пермской области встречали очень хорошо. Но мы были удивлены и даже огорчены, что в соседней Свердловской области нас почти никто не встретил.

– Даже в Екатеринбурге?

– Встретили нас там... курганцы.

– С другого крестного хода?

– Да, 7 июля они вышли из села Боровское Курганской области. Мы отслужили совместный молебен. А того, кто отвечал за нашу встречу, мы увидели только на другой день. Конечно, и покормили, и спать положили, как водится. Но не скажу, чтоб нас очень там ждали.

Из тех районов, по которым мы прошли, лучше всех нас встречали в Ачите. Мы с местным священником о. Владимиром крестный ход уже устраивали. В иных же местах три бабки удивятся: о, здрасьте, крестный ход пришел! Может, конечно, тут и наша вина, что не было точной информации. Но ведь почем знаешь, когда именно до какого места доберешься.

А в целом по тому, как встречали отдельные люди, можно сказать: жива, жива вера православная. Только нам самим надо трудиться, а то жатвы много, а делателей мало. И очень скорблю, что не поучаствовали в этом наши священники. Информация была, а вот... Ведь этому крестному ходу аналогов не было: тут память от первого пострадавшего из Романовых до последнего. И я не думаю, что ход будет повторяться.

– Много ли всего с собой брать пришлось? Деньги, одежду?

– Не брали с собой ни особой одежды, ничего такого. Ну, по ходу люди жертвовали, покупали обувь.

– Одной-то обуви не хватало?

– Первые кроссовки я выбросил еще на первом переходе. Вторые прошли со мной очень долго, километров 500-600. Потом, куда деваться, третьи купил.

– Уставали сильно?

– Что до самочувствия, те, кто с нами хоть недолго шел, говорили: вы летите, а не идете. Мы шли по принципу греческих крестных ходов, как на Афоне ходят. Только греки молитву Иисусову творят про себя, лишь впереди идущий такт палочкой выбивает, давая темп молитвы, и идут, конечно, очень быстро. А мы эту молитву поем. Как солдаты поют песню, так мы – Иисусову молитву. Она не дает празднословить, не дает рассеиваться мыслям и тоже задает ритм, оттого и скорость хода очень большая. Сам-то пока идешь – не замечаешь, а вот отстанешь – догнать невозможно.

Уже в Екатеринбурге, накануне торжеств, когда нам оставалось ночь помолиться и возвращаться назад, ко мне подошли человек десять: «Батюшка, если вы назад пешком будете идти – мы с вами». То есть до Перми, нисколько не сомневаясь, прямо сейчас. И большое желание было вернуться пешком, но времени уже не хватало, надо было готовиться к новому крестному ходу на Белую Гору, который начнется в эту пятницу.

В.ЦИВУНИН
Снимки предоставлены нашими коллегами из «Православной газеты» (г.Екатеринбург).

Молитва к Царственным страстотерпцам

На месте русской Голгофы

kr7.jpg (12223 bytes)Более двух тысяч человек приняли участие в ночном богослужении на месте убиения в Екатеринбурге святых Царственных страстотерпцев. Служба, которую провел архиепископ Екатеринбургский и Верхотурский Викентий в сослужении около ста священников, прошла в нижнем приделе строящегося здесь Храма-на-Крови. Теперь уже не панихиды по убиенным, как было до канонизации, а молебны святым звучали на месте дома Ипатьева.

kr6.jpg (8698 bytes)В половине четвертого ночи, по окончании литургии, верующие направились в десятикилометровый крестный ход в монастырь во имя Царственных страстотерпцев. Под Екатеринбургом, в урочище Ганина яма, тела страдальцев кислотой и огнем были уничтожены. Здесь сейчас строится мужской монастырь. Церковь не признала принадлежности святым страстотерпцам найденных в нескольких километрах от места сожжения неких останков, захороненных ныне в Санкт-Петербурге. Поэтому верующие с особым благоговением относятся к Ганиной яме, считая, что там все вокруг впитало в себя прах убиенных в 1918 году Романовых.

Николай Воронов рассказал такой случай. 17 сентября прошлого года, когда Патриарх посетил Ганину яму, там стоял крест на краю бывшей шахты, принявшей обезглавленные тела Царственных мучеников. В тот день был сделан снимок, на котором увидели столп зеленого света. Отдали на анализ криминалистам, и те не смогли определить, чем это могло бы быть – никакие физические законы для объяснения этого явления не годились. Причем это произошло именно на том месте, где сейчас находится алтарь Царственных мучеников.

В начале шестого часа утра крестный ход прибыл в монастырь. Часть паломников, не сумевшая отправиться пешком, прибыла сюда автотранспортом (для них были заказаны 10 автобусов). Для многих этот крестный ход был продолжением другого, более долгого, хода. Кроме покаянного крестного хода из Ныроба, в Екатеринбург прибыл крестный ход «Да поклонится тебе вся земля, Царю-мучениче Николае!» – его участники вышли из с.Боровское Курганской области 7 июля, совершая по пути богослужения на месте разрушенных и строящихся храмов и монастырей.

По прибытии паломников началась череда богослужений в трех уже построенных и освященных монастырских храмах. Службы здесь так же, как и в Храме-на-Крови, шли в течение всего дня. Одновременно продолжался и молодежный крестный ход – из Ганиной ямы он двинулся далее по окрестностям городов Среднеуральск, Верхняя Пышма, Березовский, Арамиль.

Уже после празднований, 23 июля, в Екатеринбург из Москвы пришло официальное подтверждение того, что строящийся в Екатеринбурге на месте убиения Царской Семьи Храм-на-Крови будет Патриаршим подворьем и станет первой официальной резиденцией Патриарха на Урале. Это станет огромным подспорьем в деле строительства храма, призванного стать символом покаяния России.

* * *

С 25 июля по 1 августа по маршруту Воронеж – Костомарово пройдет крестный ход, приуроченный к 83-й годовщине злодейского убийства Царской Семьи большевиками. Он проводится по благословению митрополита Воронежского и Липецкого Мефодия, по инициативе правления Северо-Донского казачьего округа и Комитета по национальной политике области Общественной палаты. Крестный ход пройдет по берегам Дона и завершится молебном в честь преп. Серафима Саровского в Костомаровском Спасском пещерном женском монастыре.

Еще одно подтверждение

kr4.jpg (1769 bytes)Так называемые екатеринбургские останки, которые ныне покоятся в Петербурге в Петропавловском соборе, не принадлежат Николаю II – к такому выводу пришли в Японии доценты университета в Китадзато Татцуо Нагаи и Ташуо Оказаки. Они исследовали именно те «находки» из общей могилы под Екатеринбургом, которые комиссия российского правительства сочла подлинными. «Последние анализы ДНК показывают, что эти останки не могут принадлежать Николаю II», – ответственно утверждают ученые в интервью японской газете «Асахи», опубликовавшей эту новость на первой полосе.

Японские исследователи провели анализ капли пота, найденной на одежде Царя Николая II, а также волос, ногтей и костных останков брата Царя, Великого князя Георгия, и образцов крови скончавшегося в 1993 году Тихона Куликовского-Романова, сына Великой княжны Ольги – самой младшей сестры Николая II, в сопоставлении с характеристиками ДНК останков из общей могилы под Екатеринбургом. По пяти позициям образцы не совпали с соответствующими генетическими характеристиками «екатеринбургских останков».

Открытие японских ученых подтверждает сомнения, которые всегда высказывал в отношении «екатеринбургских останков» Святейший Патриарх и которые он вновь подтвердил во время состоявшейся недавно в Москве встречи с принцем Майклом Кентским, состоящим в кровном родстве с династией Романовых.

По сообщениям информагенств и «Православной газеты» (Екатеринбург) и нашего корреспондента

Торжества в Петербурге

kr1.jpg (7410 bytes)17 июля в Санкт-Петербурге состоялся многотысячный крестный ход, организованный, как и во все предыдущие годы, группой православных во главе с известным петербургским священником Алексеем Масюком и писателем Виктором Антоновым. Несколько тысяч православных петербуржцев с молитвами прошли от храма Спаса-на-Крови к Казанскому собору, в который совсем недавно был перенесен чудотворный образ Казанской Божией Матери. Весь крестный ход едва поместился вkr2.jpg (8049 bytes)громадном кафедральном соборе северной столицы, в котором шло всенощное бдение в канун памяти преподобного Сергия Радонежского. По завершении богослужения ход вернулся к Спасу-на-Крови. Много лет верующие почитатели Царственных мучеников приходили 17 июля к паперти Казанского и молились, не чая, что их пустят в храм. И вот теперь западные двери собора были широко открыты для богомольцев. Поистине знаменательный для православных Санкт-Петербурга день!

В Петропавловском соборе 17 июля был совершен молебен святым Царственным мученикам в соборе Петропавловской крепости протоиереем Борисом Глебовым, три года назад возглавлявшим богослужение при захоронении «екатеринбургских останков» в соборе. На службе присутствовали два десятка потомков семьи Романовых, приехавшие из-за рубежа.

«Проблемы установления подлинности захороненных три года назад в Петропавловской крепости «екатеринбургских останков» остаются для Русской Православной Церкви неразрешенными, и для верующих после канонизации Императора и его Семьи «вопрос о месте пребывания мощей святых Царственных мучеников остается открытым», – заявил 17 июля в беседе с вашим корреспондентом член Синодальной комиссии по канонизации, протоиерей Георгий Митрофанов. – События, происходящие по сей день в Петропавловском соборе Санкт-Петербурга, не могут рассматриваться как исключительно церковные, поскольку храм не является действующим. По статусу он – государственный музей, и все в нем происходит по воле государства».

Крест упал

Падение креста с купола Смольного собора в результате урагана в Санкт-Петербурге 16 июля «выявило аварийное состояние конструкций крестов храма». Такое оперативное и по-чиновничьи неуклюжее заключение сделал городской Комитет по использованию и охране памятников(КГИОП) северной столицы.

Если быть точным, массивный четырехметровый крест рухнул вечером, в 18 часов, в самом начале нового церковного дня – 17 июля, дня памяти святых Царственных мучеников. Рухнул после того, как в соседнем бывшем «штабе революции» Смольном, нынешней резиденции городской администрации, губернатор города Владимир Яковлев встретился с «представителями семьи Романовых», участниками захоронения «екатеринбургских останков» 17 июля 1998 года. Обсуждался вопрос о перезахоронении в соборе Петропавловской крепости ныне покоящихся в Дании останков императрицы Марии Федоровны, матери Царя-мученика. Услышав о новой инициативе, православные сразу насторожились: не попытка ли это по наущению лукавого смешать правду с ложью? Немногие верят, что три года назад здесь упокоились святые мощи. И вот старается враг рода человеческого «перенести останки матери к сыну».

Бело-голубой собор Воскресения Словущего (таково его истинное название, которое помнит сейчас редкий петербуржец) был храмом всех учебных заведений Санкт-Петербурга. Величественное творение Б.Растрелли на 6 тысяч молящихся было освящено 20 июля 1835 года. Над собором шефствовала покровительница Смольного института благородных девиц императрица Мария Федоровна. Закрыли собор вскоре после революции и десятилетиями использовали под склад. Ныне он занят учреждением культуры, именующим себя Концертно-выставочный зал «Смольный собор». Гримерки и административные помещения с туалетами расположены в заалтарной части, здесь же устраиваются шумные презентации и фуршеты.

Упавший крест достали из конструкций кровли, временно расположили поверх нее и закрепили. Как сообщили мне в КГИОПе, «он будет передан в мастерские для реставрации». Капремонт собора был запланирован на 2002 год за счет средств федерального финансирования. Осенью нынешнего года планируется отремонтировать кровлю и выполнить проектно-сметную документацию на реставрацию фасадов, включая купол.

Ничто«не упадет на землю без воли Отца вашего; у вас же и волосы на голове все сочтены».Крест упал – эта весть тут же облетела город святого Петра. В тот же вечер петербургское телевидение показало сюжет, в котором очевидец, громоздкий молодой мужчина, работающий в помещениях бывшего монастыря, с удовольствием делился впечатлением: «Здесь был эпицентр урагана, точно. Я такого никогда не видел – небо совершенно черное. Картина – ну просто апокалиптическая».

Елена Югина,
корр. ИТАР-ТАСС (специально для «Веры»)

sl.gif (1638 bytes)

назад

tchk.gif (991 bytes)

вперед

sr.gif (1667 bytes)

На глав. страницу.Оглавление выпуска.О свт.Стефане.О редакции.Архив.Почта


    eskom@vera.komi.ru