Глубокоуважаемый редактор и редакция газеты «Вера»! Примите приветствие от тяжело болеющего и слепнущего митрофорного протоиерея Василия Чугунова, вашего внештатного корреспондента. 6 сентября 2001 года исполняется 30 лет со дня кончины архиепископа Иннокентия. Покойный был родом из наших северных мест. Он родился около Тотьмы. Долгое время жил в Вологде и служил в храмах епархии. На своем жизненном пути ему, единственному из вологжан, довелось быть наместником древней Почаевской лавры. Полагаю, что вы почтите вниманием труды покойного владыки и опубликуете мой очерк-биографию о жизни и трудах покойного архипастыря. | УДЕРЖИВАЮЩИЙПочаевская лавра... При одном упоминании Лавры взоры благочестивых православных верующих мысленно обращаются на юго-запад Украины – туда, где сейчас на православие воздвигнуты настоящие гонения. Именно Почаевская лавра является оплотом защиты, центром православия на Западной Украине, к которому на протяжении многих веков стекаются богомольцы. Главными святынями Почаевской лавры являются Стопа Божией Матери, чудотворный образ Божией Матери «Почаевская» и нетленные мощи преп. Иова Почаевского. А сколько подвижников просияло в стенах Лавры! Имя протодиакона Стратоника, обладавшего мощным непревзойденным басом и спасшего икону Божией Матери «Почаевскую» (в годы Великой Отечественной войны 1941-1945 гг.), говорит о многом. Среди этих замечательных людей в Почаевской лавре подвизался и архимандрит Иннокентий, наш земляк. Было это в послевоенное время – время трудного восстановления страны и возрождения Русской Православной Церкви в условиях тогдашнего атеизма. В те трудные годы требовались мудрость, умение, знание. Такими качествами и обладал о.Иннокентий, будущий архипастырь. о.Иоанн, 1917 г.
|
Родился он 10 сентября 1890 года в семье потомственного духовенства Вологодской епархии в далеком селе Вожбал Тотемского уезда, где служили его отец о.Михаил Глебович Леоферов и его дед диакон Глеб Леоферов. Иван Михайлович, как звали будущего святителя, еще с малых лет прислуживал в церкви: пел и читал на клиросе, пономарил. По семейной традиции, поступил в Тотемское духовное училище, которое закончил в 1905 году, а затем в Вологодскую духовную семинарию. В период обучения был иподиаконом архиепископа Вологодского Никона (Рождественского). По окончании семинарии был назначен псаломщиком в Богородицкой церкви г.Вологды, в 1912 году рукоположен в диакона, а затем во священника и назначен священником Георгиевской Суетинской церкви Вологодского уезда. С 1916 по 1918 годы был военным священником. С 1918 года и до закрытия был настоятелем древнего храма Рождества Христова села Степурино Грязовецкого уезда. В это время молодого пастыря постигает горе – умерла жена, матушка Клавдия, оставив его с двумя детьми... В военное время и до 1949 г. будущий владыка служил в Тамбовской епархии, где долгое время был секретарем архиепископа Луки (Войно-Ясенецкого). 16 апреля 1949 г. принял монашеский постриг с наречением имени Иннокентий в честь преп. Иннокентия Вологодского. В этом же году по благословению Святейшего Патриарха Алексия I был назначен проповедником и библиотекарем Почаевской лавры. Как раз в ту пору происходил сложный процесс присоединения униатов в лоно православия, и, конечно, большую роль в этом деле сыграли иноки Почаевской лавры во главе с архимандритом Иннокентием, который с 1950 г. возглавил братию Лавры. В период наместничества в Лавре о.Иннокентий неоднократно посещал Вологду. Автору сих строк тоже довелось побывать в Лавре в то время. Уже наступали хрущевские гонения, и над лаврой Почаевской нависла угроза закрытия. Уверен, что только благодаря стойкости и мудрости, благодаря тому, что о.Иннокентий воспитал себе достойного преемника в лице архимандрита Севастиана (Пилипчука, † 1992 г.), эта угроза вскоре отпала... Как повествует книга «Русская Православная Церковь при Сталине и Хрущеве», «почаевские власти с 1962 по 1963 годы начали осаду лавры с целью закрытия, избавляя монахов и богомольцев». Осада была выдержана, но в результате воспитанник о.Иннокентия, архимандрит Севастиан, поплатился тюремным заключением в г.Тобольске. 13 декабря 1953 г. в Киеве во Владимирском соборе наместник Почаевской лавры о.Иннокентий был хиротонисан во епископа Кировоградского и Николаевского. Мне тогда довелось побывать в гостях у моего дорогого наставника и благодетеля, и я видел, с какими трудностями он столкнулся во вверенной ему епархии. И вновь владыка Иннокентий проявляет мудрость и твердость. Так он отстоял предназначенный к закрытию Кировоградский Рождество-Богородицкий кафедральный собор. Спустя пять лет за заслуги перед Церковью владыку возводят в сан архиепископа и назначают на Алма-Атинскую, а еще через семь лет на Калининскую кафедру. Труднейшее время переживала в ту пору древнейшая Калининская (ныне Тверская) епархия. Жесточайший уполномоченный (между прочим, сын священника) безраздельно властвовал над епархией, закрывал храмы и изгонял духовенство. Бывший до этого епископ Варсонофий скончался от жестоких притеснений уполномоченного в 1958 г. Два года епархия пустовала. Никто из преосвященных архипастырей не решался возглавить эту епархию. Многочисленные храмы, открытые после войны, теперь закрывались десятками. И вот тогда-то последовал указ Святейшего Патриарха о переводе архиепископа Иннокентия для спасения «горящей» епархии. Приехав в Калинин, владыка Иннокентий вызвал меня, тогда священника вологодского Богородицкого кафедрального собора, и сказал: «Отец Василий, помоги беде. К моему приезду уполномоченный закрыл сразу 22 храма, а это половина оставшихся храмов в епархии. Назначаю тебя в комиссию моим секретарем, поедешь в Москву улаживать дело». В г.Калинине. Впереди: прот. Михаил Иванович Лобов, архимандрит Иннокентий, прот. Василий Осташевский, прот. Василий Чугунов (автор воспоминаний). Стоят – сотрудники епархиального управления
|
В Москве мне удалось добиться встречи с могущественным личным секретарем Патриарха Алексия I – Даниилом Андреевичем Остаповым, с которым был хорошо знаком по Московской духовной академии. Надо заметить, Даниил Андреевич был покровителем созданной мною и о.Аркадием Ивановым в Московской духовной академии фотолаборатории, которая производила тысячи и тысячи снимков церковной жизни тех лет. «Здравствуй, знаменитый фотограф! – приветствовал меня Даниил Андреевич. – С чем пожаловал?» Я изложил цель визита и доклад архиепископа Иннокентия Патриарху Алексию I. «Посидите немного», – сказал Даниил Андреевич и ушел в покои Святейшего. Через некоторое время он вернулся и сказал: «Поезжайте с Богом. Все, что можно будет, устрою. Архиепископу Иннокентию передайте благословение Святейшего Патриарха и скажите, что Святейший на него надеется». С этим и уехали. Обрадованно встретил нас владыка Иннокентий, а мне сказал: «Спасибо тебе, о.Василий, большую радость принес». Из закрытых 22 храмов 16 были возвращены, а уполномоченный был снят и вскоре умер. Да, жесточайшее было время. Сотнями закрывались храмы. На 1 января 1966 года Патриархия имела всего 7523 храма, хотя еще 16 лет назад в ней были 19273 храма. Каждый второй храм закрыли. Отрадно отметить, что Вологодская епархия не потеряла в те годы ни одного храма и явилась в этом роде единственной епархией во всей Московской Патриархии. Все это произошло во многом благодаря умной и осторожной архипастырской деятельности епископа Вологодского Гавриила, который управлял епархией 10 лет – с 1949 по 1959 гг. Для сравнения, в это же время соседняя Кировская епархия из 75 приходов потеряла 40 приходов. Архиеп. Иннокентий, 1964 г.
|
В наше время, когда возрождается церковная жизнь, уже непонятны ужас тех дней и всеобщее смущение клириков, шедших к уполномоченному, как к татаро-монгольскому хану, который был вправе дать или не дать «ярлык» на служение в храме. В этой обстановке так важны были мудрость, духовный опыт, твердость правящего архиерея. Вот как свидетельствует о том времени документ, опубликованный в книге «Русская Православная Церковь при Сталине и Хрущеве»: «В июне 1963 года состоялся Пленум ЦК КПСС, целиком посвященный задачам идеологической работы партии. С докладом выступил секретарь ЦК Ильичев. Докладчик заявлял, что религиозный опиум – одна из крайних форм буржуазной идеологии, и необходимо нанести удар по пережиткам прошлого. Пленум обязал все советские партийные организации добиваться быстрейшего освобождения советских людей от них... В антирелигиозную кампанию вновь стали включаться и госорганы. По указанию Хрущева идеологической комиссией при ЦК КПСС были приняты грандиозные мероприятия по усилению атеистического воспитания населения. Документ имел характер тотального наступления на церковь». Над Православной Церковью и тем более над слабой Калининской епархией возникла угроза закрытия. Религиозная истерия охватила всю страну. Были закрыты сразу 5 семинарий. Но Церковь выстояла. «Я вспоминаю, как был на фронте в 1916 году там, в Карпатах. Теперь мне выпали такие же тяжелые дни», – говорил мне тогда владыка. С изгнанием Хрущева стало немного легче, но в целом напряжение не спало. И владыка, как прежде, с большим тактом и мужеством управлял епархией. На долю архиепископа Иннокентия выпало немало испытаний, но, несмотря на все это, Господь даровал ему силы участвовать в хиротонии архимандрита Пимена (Извекова), будущего Патриарха, во епископа Балтского, торжественно отметить 700-летие Тверской епархии и дожить до своего 80-летия, которое отмечала вся Тверская епархия... Священноначалие Русской Православной Церкви высоко отметило труды владыки Иннокентия, наградив его бриллиантовым крестом на клобуке, орденом князя Владимира II степени. Скончался он 6 сентября 1971 г. в возрасте 81 года. Отпевание совершил архиепископ Дмитровский Филарет (ныне экзарх всея Белоруссии). Символично, что владыка скончался за несколько дней до празднования памяти преп. Иова Почаевского, памятью которого он так дорожил...
eskom@vera.komi.ru
|