ВЗГЛЯД ЗДРАВСТВУЙ, ДОРОГОЙ ДРУЖОК... С растущим изумлением листал книгу, которая подробно описывает историю мятежей, бунтов и революций в России. Пугачеву и Разину в нем отводилось больше места, чем большинству наших государей, не говоря уже о военачальниках, ученых, людях, составляющих славу России, а не ее позор. Решил, что это исключение из правил, недоразумение. Взял второй учебник. Но оказалось, что он – родной брат первого. * * * Что касается литературы для школ, то там ситуация лучше, но незначительно. Педагог из Сыктывкара Наталья Петренко в прошлом году провела опрос выпускников, желая выяснить их отношение к Николаю Второму. 99 процентов заявили, что относятся отрицательно. Ни Ленин, ни Троцкий столь дружного отторжения у наших школьников в 2000 году не вызывали. То есть им прививают деликатность по отношению к палачам, как «части нашей истории», но для честной оценки русских святых ХХ века места уже не находится. Или возьмем фразу, которая так сильно поразила председателя правительства России Касьянова: «Пока общество еще не перешло от социальной напряженности к гражданской войне». Ее, не долго думая, мог написать и махровый либерал, и пламенный марксист. Только не здравомыслящий человек. Кстати, начинается учебник для старшеклассников, откуда взята эта цитата, такими словами: «Здравствуй, дорогой дружок!» Это глухое непонимание, что из себя представляют современные школьники и студенты, очень характерно для подходов к существующим проблемам школы. Это касается не только тех или иных авторов учебников, а всей системы. Возьмем школу, где первые девять лет детей пусть худо-бедно, но учат уважать свою историю. Начинается второй круг исторического образования, именуемый концентром и призванный углубить знания, развить аналитические способности. О том, что происходит потом, пишет московский учитель, кандидат наук Андрей Игнатов. Например, десятикласснику предлагается ответить на вопросы, а верно ли, что Сергий Радонежский благословлял князя Дмитрия Донского? Были ли монахами Ослябя и Пересвет? Сражались ли русские на поле Куликовом с монголо-татарским игом, или, наоборот, бились на стороне Орды, против мятежника Мамая? Для того, чтобы ответить на эти вопросы (в основном надуманные), необходимо прочесть целую библиотеку. Естественно, школьник этого сделать не в состоянии. В результате он, как пишет Игнатов, начинает подозревать, что никакой Куликовской битвы не было. И вообще, история – это фикция. На самом деле все друг друга ели, насиловали, убивали, прикрываясь религиозными и т.п. лозунгами. Так несколько душевнобольных или просто равнодушных людей в системе образования заражают миллионы юношей и девушек. Мы через это уже проходили в 20-е годы минувшего века. Заплатив за это миллионными потерями в начале Великой Отечественной войны. * * * Что сейчас? У нас 50 процентов математиков уехали работать за границу. Надо заметить, не худшая, в профессиональном отношении, половина. Летние опросы фонда «Общественное мнение» показали, что 67 процентов студентов хотят получить высшее образование, чтобы затем хорошо жить, 18 – для расширения кругозора, 1 процент – чтобы не идти в армию, и... ровно столько же – 1 процент – желает получить образование, чтобы «помочь восстановить Россию», «чтобы нация возродилась», «чтобы принести больше пользы стране». Следует добавить, что, согласно еще одному опросу, 85 процентов студентов мечтают найти работу за границей. И министр Филиппов, начиная модернизацию образования, и все общество должны осознать, что главная проблема российского образования в его бездуховности. Оно даже уважение к родине с начала 90-х прививать перестало. Несколько веков вплоть до 91-го года русских школьников учили работать на великую страну. А ныне звучит: «учись, может быть, пригодится». То есть образование совершенно обессмыслено. Как контрмеру Патриарх Алексий II на днях предложил ввести в школах преподавание истории православной культуры. Святейший особо подчеркнул, что речь не идет о преподавании Закона Божьего. Однако 46 процентов россиян, по опросам ВЦИОМ, согласны и на преподавание в школах основ религии, то есть именно Закона. Необходимо ли это? Да, конечно. Достаточно ли этого? Нет! В дореволюционной гимназии все это уже было. Результаты известны. * * * Послушаем, на что жалуются учителя литературы. Они говорят, например, что невозможно преподавать литературу XIX века – этот стержень, основу образования – без привязки к истории. Вот по литературе проходят «Капитанскую дочку» – это великая книга, способная привить ребенку подлинные идеалы. Но он не понимает, кем же был Пугачев, не понимает, почему комендант крепости отказывается сдаться на милость бунтовщика. Все это он будет проходить уже в другом классе, когда воспоминания о поручике Гриневе окончательно зарубцуются в его памяти. А как читать Достоевского или даже советского писателя Платонова, не зная истории христианства? То есть образование должно быть цельным. Закон Божий и литература, история и краеведение только тогда станут ложиться на душу, когда все они будут увязаны в систему русского, национального образования. Что произойдет с нами в противном случае? Один процент желающих учиться на благо своей страны – это смертный приговор существующей системе образования. В.Г. На глав. страницу.Оглавление выпуска.О свт.Стефане.О редакции.Архив.Почта |