АЗ ВЕДИ ПАМЯТИ ВЛАДИМИРА ДАЛЯВ Москве закончился фестиваль преподавателей русской словесности, посвященный памяти Владимира Даля. Урок, представленный на конкурс сыктывкарскими учителями Евгенией Анатольевной Екишевой и Натальей Ивановной Гоговой, стал дипломантом фестиваля. Наш корреспондент задал Евгении Екишевой несколько вопросов. – Евгения Анатольевна, что из себя представлял этот фестиваль? – В этом году он состоялся впервые. Идея принадлежала профессору Московского педагогического университета Екатерине Георгиевне Минераловой. Весной университет объявил условия конкурсов. Все уважаемые пединституты, колледжи, гимназии с упором на русский язык откликнулись. Сначала в столицу были отправлены работы – уроки, записанные на видеопленку. В октябре финалисты приехали в Москву. – В числе которых оказалась и русская гимназия Сыктывкара? – Да, существуют мордовские, удмуртские, коми гимназии. У нас была создана русская – православно ориентированная – национальная гимназия. Мы углубленно изучаем русскую культуру, фольклор, есть духовные предметы. На конкурс мы отправили запись урока, посвященного возникновению славянской письменности, святым Кириллу и Мефодию, тем византийским культурным традициям, которые были ими взяты за основу. – Сколько, кроме вас, было дипломантов? – Пять-шесть человек из нескольких десятков финалистов. Были конкурсы литературы, русского языка, риторики и т.д. Некоторые педагоги согласились провести свои уроки перед московскими детьми. Мне Екатерина Минералова предложила гимназистов из Люберец, которые были более или менее знакомы с православием. – Они чем-то отличались от сыктывкарских детей? – Большей раскованностью, это, что называется, «говорящие» дети. У нас в Коми общение иногда туго идет, ребята застенчивы. Но в целом, как мне кажется, наши дети им по уровню подготовки не уступают. – В конкурсах участвовали только российские учителя? – География была очень широкая. Приехали преподаватели почти изо всех бывших республик СССР. Я была поражена, узнав, что в Средней Азии существуют крепкие русские вузы и школы. Причем пользуются огромной популярностью у коренного населения. В Казахстане, например, отделения русской филологии, славистики считаются престижными. – О чем шла речь в кулуарах? – В первую очередь, о Дале, нас действительно объединяла его личность. Одной из дискутируемых тем стала реформа русского языка, которая сейчас готовится. Конечно, преподаватели в некоторой растерянности, называют эти планы катастрофой. Никакой реальной основы реформа не имеет. Это политическое решение, проводимое людьми, которые, возможно, надеются заработать на переиздании учебников, словарей. Нацелены изменения опять на упрощение, как и во время реформы 18-го года, которую наш мыслитель Иван Ильин назвал реформой не правописания, а кривописания. В результате мы уже не говорим сейчас тем чудным полнозвучным языком, который имели. – Каковы итоги фестиваля? – Создана методическая лаборатория имени Даля, где будут храниться видеозаписи лучших уроков словесности. А главное – мы как бы проверили, есть ли порох в пороховницах, не деградировала ли наша словесность за последние 10 лет. Нет, не деградировала. И это подвиг. Кстати, наиболее сильные материалы были представлены как раз нашей нищей провинцией. – Какие тенденции в преподавании русского языка вы заметили? – Понимание того, что нельзя преподавать его отдельно от русской литературы. Изучать писателя и не изучать его язык – это смешно. У детей начинает «раздваиваться сознание». Уроки словесности, которые объединяют эти предметы, постепенно вводятся в школах. На фестивале они, пожалуй, доминировали.
Беседовал Г.ДОНАРОВ На глав. страницу.Оглавление выпуска.О свт.Стефане.О редакции.Архив.Почта |