ХРОНОГРАФ Быть может, для кого-то вопрос, вынесенный в заголовок, звучит риторически. «Конечно!» – воскликнут они. Скажу сразу: я к этим людям не отношусь. Впервые идея эта прозвучала на прошедших в январе Рождественских чтениях. С трибуны Чтений председатель Издательского совета Московского Патриархата протоиерей Владимир Силовьев заявил о необходимости создания православного медиа-холдинга, который мог бы включить в себя радио-, телевизионные СМИ и печатные издания. Прозвучало это, когда участники Чтений с тревогой говорили об усиливающейся с каждым днем пропаганде насилия и разврата, особенно в электронных СМИ. «Даже после событий 11 сентября наше телевидение впереди планеты всей по концентрации насилия», – сетовал президент Российской академии образования Н.Никандров. Но и год назад, и пять говорили примерно то же. Возможно, и в этот раз на слова эти внимания не обратили бы, если бы не предстоящая продажа канала ТВ-6. А тут еще председатель Союза писателей России Валерий Ганичев прямо заявил, что лицензию канала ТВ-6 следует передать Русской Православной Церкви. «Церковь возвратит это стране миллионами высоконравственных людей», – сказал он. Что тут началось! Как из рога изобилия посыпались комментарии, все как один – негативные. С невиданной оперативностью, жестко отреагировало Министерство печати России. Замминистра В.Григорьев сообщил читателям «Известий», что «заявление прот. Владимира Силовьева – это пиар-ход с целью прощупать общественное мнение. Оно исходит не от Патриарха, а от протоиерея, у которого нет на то полномочий». Читать это забавно, и даже не потому, что подобные заявления в церкви никогда не делаются случайно. Просто за словами чиновника почувствовался, кроме плохо скрываемого раздражения, страх, как бы претендентом на шестую кнопку не выступил еще один «игрок-тяжеловес» – Русская Православная Церковь. Сам протоиерей Владимир от своих слов отказываться не собирался, заявив лишь, что «пока рано говорить о том, в каких формах будет оказываться государственная поддержка православному медиа-холдингу. Что-то определенное по этому вопросу мы сможем сказать примерно через месяц». Но вот месяц прошел, и никакой определенности не появилось. Так что у нас еще есть время взглянуть на проблему – с позиции православных телезрителей. Первое. Я неплохо знаю, какими «человеческими ресурсами» располагает сегодня православная журналистика. Их попросту нет. У нашего коллеги, издателя хорошей православной газеты Михаила Медведева, сравнительно недавно стала работать новая сотрудница – Светлана Вяткина, появление которой буквально преобразило лицо «Православной Перми». Со слов Михаила Юрьевича, этому предшествовали годы безрезультатных поисков, и просто чудо, благословение Божие, что такой человек нашелся. Чтобы укомплектовать православный медиа-холдинг, необходимы многие сотни таких «чудес». Тем более это трудно в Москве, где все приличные люди уже давно «разобраны» по различным высокооплачиваемым конторам. Кстати, о деньгах. Создание, «раскрутка» и содержание любого средства массовой информации, претендующего на всероссийский охват, стоят очень дорого. У Церкви таких денег нет. Экономическая ситуация такова, что любая серьезная телерадиокомпания в России по определению не может работать с прибылью. Единственно возможный вид доходов – от рекламы. Но, во-первых, рекламу еще нужно суметь привлечь. А, во-вторых, как вы это видите на православном канале? В паузе между концертом духовной музыки и документальным фильмом о новомучениках – реклама шампуни против перхоти и «правильного пива»? Другой рекламы ведь у нас нет... Остается одно: просить деньги у магнатов. Что они, может быть, не сразу, но непременно потребуют возврата любезности – ясно. А какой главный капитал Русской Церкви? Доверие людей, духовный авторитет, может быть, еще какое-то влияние на власть. Этим и придется расплачиваться. Телевидение как большое производство подчиняется тем же самым экономическим законам, что любое другое. Можно вывести его из-под законов экономики – но тогда оно попадает под законы большой политики, что, в общем, опять же сводится к деньгам. Этого ли мы, православные, желаем? Наконец, православное телевидение – за государственный счет. Что-то вроде канала «Культура» – только религиозный. Во-первых, очень сомневаюсь, что государство способно это «потянуть». Во-вторых, не след забывать, что в этом случае мы можем, в лучшем случае, получить не православный, а религиозный канал, на котором эфирное время будет поделено со множеством конфессий. Явятся на него и сектанты с хоро-о-шими деньгами... Вообще, окрошка из обрывков разных религиозных мировоззрений – это воспитание путаников. По мне так лучше вообще ничего. То есть тут прежде нужно законодательно оформить особый статус Русской Православной Церкви – то, что в католических странах называется конкордатом. А уж потом говорить о государственном православном телеканале. Попробуем глянуть шире. Допустим, все сложности преодолены. Началось вещание православного телеканала. Спрашиваю себя: буду ли я смотреть его? Положа руку на сердце – нет. В охотку, может быть, включу разок-другой. А так – лучше православную книжку почитаю. Но речь не обо мне. Уважаемый писатель говорит, что в результате мы получим «миллионы высоконравственных людей». Но вот только будут ли канал смотреть молодые, ради чего только и стоило бы заваривать всю эту кашу? Как вы это представляете? Вот молодой человек, развалившись в кресле, отрывается от очередного кровавого боевика на ОРТ с тем, чтобы послушать нравственную беседу известного проповедника, а потом... снова переключиться на боевик. Потому что «твердой пищи» ему много не осилить. Наконец, еще одно соображение. Виртуализация Церкви – это нам нужно? Появление «Русской православной телецеркви» – не отдалит ли это наших соотечественников, и так мало воцерковленных, еще более от храма, от живой православной жизни? Как нельзя понять православие по книжкам, извне, без соприкосновения с жизнью православных людей, так и в отношении демонстрируемого на телеэкране православия человек остается пассивным наблюдателем, и только. Что еще хуже – у него может появиться соблазн считать, что он знает жизнь Церкви, что он «духовен» и т.д. Создавать отдельный религиозный канал сегодня – это значит вместо широкой миссионерской деятельности направить усилия Церкви по пути решения «узковедомственной» задачи – обслуживать «своих», верных... Это шаг в том направлении, который уготовали для Церкви в России самые оголтелые ее враги, понимающие, что уничтожить ее вряд ли удастся, единственный выход – затолкать ее в своеобразную резервацию. Значит ли все это, что не надо и пытаться как-то воздействовать на политику телевещания, сложившуюся в России: льет ТВ грязь – ну и пусть себе. Выключу ящик, и дело с концом. Не согласен с таким подходом. Не только потому, что в России в одиночку не спасаются. Я-то выключу, а выключат ли мои дочь и племянник? Слишком высоки ставки – будущее Отечества в опасности! Убежден, что нам нужен не православный, не церковный телеканал – нам необходимо национальное телевещание. Сейчас такого нет. Понимаю, что нельзя один канал «назначить» патриотическим, другой – оставить либерально-западническим. Все, что может Церковь, – это «работа с людьми». В данном случае – с журналистами, среди которых немало сочувствующих Церкви, но не понимающих до конца, как можно помочь ей, поучаствовать в живом общем православном деле. А поучаствовать он может, прежде всего, на своем месте: режиссеры – не приукрашивая и не пропагандируя насилие, журналисты – творя честно, не «под заказ», с памятью о красоте и добре... Это именно в традициях православия – не «отхватывать» кусок территории за куском (вслед за телеканалом – радиочастоту и т.д.), как католики, не «завоевывать», но оставляя все на своем месте, освящать и просвещать светом Христовой истины. Будь то трансляция с Олимпиады или ток-шоу. Может быть, для решения этой задачи и не нужны какие-то специальные усилия, направленные на журналистов, вроде попытки создания Союза православных журналистов тем же самым Издательским отделом Патриархии. Попытки, кстати, провалившейся. Может быть, нужно просто свидетельствовать о Христе, блюсти чистоту и хранить веру в неповрежденном виде, и главное – необходимы подвижники, живые примеры христианской жизни – тогда придут люди-делатели в Церковь, среди которых, убежден, окажется много журналистов. * * * ...Вы заметили, что произошло буквально на днях? Все российские телеканалы отказались транслировать виртуальный визит Папы Римского в Россию под видом «молитвы за мир». Пропагандистская акция Ватикана, логическое продолжение нового католического «похода на Восток», начавшегося недавним открытием епархий в России, сорвалась. А еще бы лет пять назад от желающих подзаработать телеканалов отбою бы не было. Все-таки что-то меняется в нашей жизни... И.ИВАНОВ
На глав. страницу.Оглавление выпуска.О свт.Стефане.О редакции.Архив.Почта.Гостевая книга |