ВЕЛИКИЙ ПОСТ ДОСТОЙНЫЙ ПЛОД ПОКАЯНИЯ «За людей молиться – кровь проливать», – говорили подвижники прошлого. Вот уже 55 лет протоиерей Евгений Ефимов – настоятель церкви св. благов. вел. кн. Александра Невского, что в Красном Селе, – предстоит Престолу Господню. Отец Евгений – старейший священник Петербургской епархии. Батюшка принадлежит к первому послевоенному поколению духовенства. Священники тех лет лицом к лицу видели смерть и кровь, разруху и голод… Сегодня мы публикуем его проповедь о смысле поста в жизни христианина. Что такое пост? Для некоторых людей пост – это время, когда нужно воздерживаться от определенной пищи, и все. Но не это главная цель поста! Воздерживаться и избавляться нужно от своих пороков и грехов. Мы омываем свое тело водой, а о своем внутреннем храме души, о его очищении частенько забываем. «Вы – храм Духа Святаго» – так сказал Христос. Сейчас мы живем в преддверии Великого поста, и именно в это время, как никогда, мы должны задуматься о своем внутреннем мире, внимательно прислушаться к голосу своей совести. Совесть – это голос Божий, и когда мы делаем что-то не так, то слышим этот голос, это Господь обличает нас. Наша душа чувствует тяжесть, на сердце неспокойно и тревожно. Если же мы и дальше продолжаем грешить, то голос совести становится все глуше и глуше. В конце концов мы совсем перестаем слышать этот голос. И тогда совесть как бы сгорает от той греховности, которую человек впустил в себя, и он начинает жить с сожженной совестью. Бывает, приходят ко мне люди и говорят: «Батюшка, какая-то тоска гложет сердце, тяжесть, жить нечем. Ненависть к людям». – «Что, вам тяжело материально или какое-то горе в семье»? – «Нет. У нас все хорошо, все есть. Но духовно мы пустые». Спрашиваю, когда была на исповеди, причащалась. Испуг, недоумение: «Вообще не была и не знаю, что это такое». Видите, к чему приводит человека жизнь без Бога, жизнь одними лишь материальными, земными интересами. Таинство покаяния, исповедь, причастие – все это для нашей души имеет колоссальное значение. Своим телом на этой земле мы временные гости – странники и пришельцы, а душой мы вечны. И чтобы подготовить свою душу к вечности, надо как можно чаще прибегать к таинству покаяния, исправлять свою искаженную грехом природу человеческую. Господь даровал нам все: разум, способности, зрение, слух, умение двигаться. Он дал нам и свободную волю, возможность по своему выбору распоряжаться Его дарами. Но мы частенько, как блудные сыны, бездумно расточаем это богатство. Покинув в мыслях и действиях своих своего Творца, уподобляемся свиньям. Проживая жизнь в духовной нечистоте, расточаем богатства, полученные от Бога. Все глубже и глубже засасывает нас при этом слепота духовная, ибо только взгляд, направленный в сердце свое, способен излечить наши духовные очи, только осуждение самого себя способно погасить ненависть и вражду, очистить окаменелое сердце. Только такой взгляд на самого себя способен обратить нас к Богу. И мы, как Евангельский блудный сын, промотавший отцовское наследие, опустившийся на самое дно человеческой жизни, мечтавший о пище, которую дают свиньям, и не имеющий даже этого, обращаемся к Отцу Небесному: «Отче! Я согрешил против неба и пред Тобою, и уже недостоин называться сыном Твоим; приими меня в число наемников Твоих» (Лк. 15, 18-19). Отверг ли Отец искреннее покаяние грешника? Возвратившегося блудного сына встретил Он с распростертыми объятиями. Ибо тот «был мертв и ожил, пропадал и нашелся». Так и нас, кающихся, принимает Господь, если сердца наши обливаются слезами покаяния. Притча о блудном сыне дана нам, живущим на земле, в назидание. Ибо нет среди нас ни одного праведника, которому не в чем покаяться Богу и просить у Него прощения. И нет греха более тяжкого, чем грех духовной слепоты, порожденный гордыней самооправдания. Не «праведных» пришел Господь спасти, но грешников. Не уподобимся же мы и старшему сыну, который, узнав, что отец приказал заколоть лучшего тельца и отпраздновать возвращение сына, произнес следующее: «Я сколько лет служу тебе и никогда не преступал приказания твоего; но ты никогда не дал мне и козленка, чтобы мне повеселиться с друзьями». Так, черствостью сердца своего, в гордыне, в превосходстве над младшим братом, омрачил он радость отца. Не уподобимся же и мы тому фарисею, что, придя в Храм Божий, возомнил себя праведным и оправданным пред лицом Господа. Подобно мытарю, должны мы вступить в этот Великий пост с сердечным сокрушением о грехах своих и упованием на милость Божию. Каясь и осознавая свое ничтожество пред Отцом нашим Небесным, имеем мы возможность стяжать Его любовь более, чем те, кто превозносится своею праведностью и не испытывает нужды в покаянии. Сотворим же достойный плод этого покаяния в святые дни Великого поста. Аминь.
На глав. страницу.Оглавление выпуска.О свт.Стефане.О редакции.Архив.Почта.Гостевая книга |