МИР БОЖИЙ ГРУСТНЫЕ ГЛАЗА ЖИВОТНЫХ С детства к животным отношение у меня было очень разным. К одним (к ним я относил свиней, всяких хорьков, мышей, всех холоднокровных вроде лягушек) я испытывал какое-то недоверие, отчуждение – нелюбовь, словом. Другим сочувствовал, жалел их, всегда возникало желание защитить неведомо от кого. К ним для себя я относил в первую руку лошадей, собак, множество больших животных, включая слонов и львов, которые в большинстве своем в моей защите как раз и не нуждались. Прежде не задумывался, отчего так. Но когда попытался разобраться – а это оказалось не так просто – понял: все дело в их глазах. У одних они – как щелки или просверленные дырки, а в этих дырках – ничего, кроме блеска тупого равнодушия или хищной агрессии. У других же в глазах я читал какое-то страдание, грусть. Хотя после уроков биологии в школе я вовсе не был уверен, что все эти чисто человеческие термины применимы к животным. Ведь нас учили: единственное, что есть у животных, – это их инстинкты. Но инстинкты не могли объяснить слишком многое. Потом, спустя годы, были слова из Послания св. апостола Павла к римлянам: «Ибо тварь с надеждою ожидает откровения сынов Божиих, потому что тварь покорилась суете не добровольно, но по воле покорившего ее, в надежде, что и сама тварь освобождена будет от рабства тлению в свободу славы детей Божиих. Ибо знаем, что вся тварь совокупно стенает и мучится доныне; и не только она, но и мы сами, имея начаток Духа, и мы в себе стенаем, ожидая усыновления, искупления тела нашего» (Рим. 8,19-23). Только когда я по-настоящему воспринял смысл нашего сосуществования с животными, для меня словно открылось новое измерение: я вдруг понял, что, быть может, напрасно мы тратим время и силы в поисках иного разума на других планетах. Наше «зеркало», то отражение, которое мы безуспешно ищем, – рядом с нами. * * * Есть в житии Герасима Иорданского эпизод, который поражает всякий раз своей глубиной, какой-то даже сказочностью. Это история со львом. Преп.Герасим жил в пустыне. Как-то раз к его пещере пришел хромой лев с видом невероятного страдания. Преподобный Герасим увидел, что в лапе у льва – заноза. Подвижник вытащил ее, а лев так и остался жить возле пещеры старца. Он стал охранять ослика, который носил св.Герасиму воду, а старец подкармливал его. Однако однажды лев заснул, и осла похитили. Решив, что это лев съел его, преп.Герасим приказал самому льву носить воду вместо осла. Что лев и стал делать. Но однажды близ келии старца шел караван, и лев узнал среди других своего «подопечного» ослика и привел его к старцу. Так они и жили. Когда Герасим скончался, лев, заскорбев, улегся на его могиле и на ней умер. Именно так я всегда представлял сосуществование людей и животных в раю. Я подумал: сила любви и святости преподобного Герасима была столь велика, что ее хватило и на льва, прислуживавшего ему, – через подвижника и тварь просветилась светом Христовой любви, сама стала причастна этому свету, сама стала... святой, с опаской добавил я. Каково же было мое изумление, когда в середине 90-х я вдруг наткнулся на книгу православного философа Татьяны Горичевой с удивительным названием – «Святые животные». «Они не продают, не покупают, не рассчитывают, не играют ролей, – пишет автор о животных. – В мире, где царит телевидение, т.е. в мире опосредованном, непосредственность животных – что-то редкое, чарующее, сохранившее душу». Еще в книге пересказана очень важная мысль: «Бог заключил завет с Ноем. Но, оказывается, не только с ним. «И сказал Бог Ною и сынам его с ним: вот, Я поставлю завет мой с вами и с потомством вашим после вас, и со всякою душою живою, которая с вами, с птицами и со скотами, и со всеми зверями земными, которые у вас, со всеми, вышедшими из ковчега, со всеми животными земными» (Быт. 9, 8-10). Заключить завет? Что это значит? Это значит, что у животных тоже была возможность свободного выбора. С теми, кто не может сказать «да», завет не заключают». Они не раз навсегда сказали «да». Человек, созданный свободным, в каждом поколении, в каждый момент своей жизни постоянно делает выбор в пользу Бога или диавола – так и животные: повинуясь каким-то неведомым нам законам своего внутреннего душевного устроения, делают этот выбор постоянно. Этот выбор – «да» или «нет» – и есть, по-видимому, то, что еще тогда, в детстве, я увидел в их грустных глазах. * * * Бог дал весь мир человеку и поставил человека хозяином, царем над всякой тварью. Но «царь» этот в лице Адама изменил Богу. «Все твари, когда узнали, что Адам изгнан из рая, не хотели больше повиноваться ему, преступнику: солнце не хотело светить ему... все животные земные стали презирать его, и все тотчас готовы были напасть на него. Но Бог... сдержал все эти твари силою Своею, и не дал им тотчас устремиться против человека и повелел, чтобы тварь оставалась в подчинении ему и, сделавшись пленной, служила тленному человеку... чтоб когда человек опять обновится и сделается духовным, нетленным и бессмертным, и вся тварь, подчиненная Богом человеку в работу ему, освободилась от сея работы, обновилась вместе с ним, и сделалась нетленною и как бы духовною» («Добротолюбие»). С тех пор эта история повторяется несчетное число раз: каждый человек РОЖДАЕТСЯ царем, а дальше – в его воле СТАТЬ царем или же ИЗМЕНИТЬ своему царственному достоинству. Так человек, решая за себя, решает и участь братьев наших меньших. ...Звери, посланные растерзать св.Пантелеимона, стали кроткими, будто агнцы. Тогда рассвирепевший царь повелел убить животных. «Слава Тебе, Христе Боже, – сказал мученик, – что не только люди, но и звери умирают за Тебя». * * * У меня дома собрана целая коллекция фотографий животных. Люблю время от времени разглядывать их и всегда с какой-то виной гляжу в их грустные глаза: не тоска ли это в них по тому Царству, для которого они были созданы и которого лишились по нашей вине? И.ИВАНОВ МОЯ МУРКА «Когда-то я даже представить не мог, что возьму в руки кошку» Очень часто в книгах по подготовке к исповеди в разделе «Грехи против второй заповеди» пишется о том, что грешно очеловечивать животных, любить их больше, чем заслуживает бессловесная тварь, лишенная такой составляющей, как дух, и т.д. Признаться, и я долгое время отрицательно относился к тем, кто держит дома собак, а над любителями кошек, которые могут часами рассказывать о своих питомцах, всегда подсмеивался. Вырос я в частном доме, где собака всегда была на цепи во дворе, а кошек, не знаю почему, с детства не любил и даже побаивался. Даже в мыслях не мог себе представить, что когда-нибудь смогу взять это существо на руки. А если приходилось ночевать в квартире, где есть кошки, то всю ночь был настороже. Все мои знакомые знали о моей неприязни к кошкам, и потому были необычайно удивлены фактом появления в нашей квартире кошки, точнее, сразу двух. Произошло это событие семь лет назад. В то время мы с супругой обживали недавно приобретенную дачу и приезжали на нее один раз в неделю с пятницы на субботу. Однажды в один из приездов мы обнаружили на участке чью-то брошенную черную кошку, устроившую себе жилище среди поленницы дров. Кошка вела себя осторожно, близко к дому не подходила, и мы ее подкармливали, оставляя еду рядом с местом ее обитания. Постепенно, привыкнув к нам, кошка стала подходить к крыльцу дома и терпеливо ждать, когда ее угостят. Приглядевшись к черной обитательнице нашего участка, мы заметили, что она больна. Кошка часто, высунув язык, натужно кашляла, а иногда отчаянно трясла головой, как бы стараясь что-то вытряхнуть из уха. Это потом мы узнали, что у нее перебита грудь, а в разбитом ухе скопился сгусток запекшейся крови. Не знаю почему, но у меня к этой кошке сразу же появилось чувство привязанности. На удивление себе и жене, каждый раз приезжая на дачу, я переживал, если кошки, которую мы, не мудрствуя лукаво, назвали Муркой, вдруг не оказывалось на месте. Но скоро Мурка научилась подгадывать ко времени нашего приезда и всегда встречала нас у дачной калитки. Так прошло лето. И вот однажды Мурка преподнесла нам сюрприз в виде отчаянно мяукающего котенка, которого она принесла прямо в наш дом. Мы и раньше задавали себе вопрос, что делать с кошкой, ведь дело идет к осени. А тут еще котенок. В наш размеренный жизненный уклад животные как-то не вписывались. Но мяукающее крошечное создание как бы нам напоминало: вы в ответе за тех, кого приручили. Пришлось взять домой их обоих. Две недели ушло на то, чтобы привыкнуть к новым обитателям квартиры и дать возможность обвыкнуть им. Котеночка нам поначалу пристроить не удалось, а когда со временем желающие нашлись, то отдавать молодую озорную кошечку в чужие руки мы уже не захотели. Черная же наша Мурка оказалась настолько деликатной и благодарной кошкой, что порой мы удивляемся: как такую смог кто-то бросить? Как-то я решил съездить на пару дней на дачу. Захватил с собой и Мурку с котенком. На участке я перекапывал грядки, собирал мусор и при этом никак не мог понять необычного поведения кошки. Она не отходила от меня ни на шаг, терлась о ноги, жалобно мяукала, металась от меня к котенку и обратно. Лишь перехватив ее умоляющий взгляд, я все понял. Скорее всего, весной ее также привезли на наши дачи и бросили. Когда же я привез Мурку на то место, откуда мы ее забрали домой, она решила, что ее возвращают сюда навсегда. И тогда мне стали понятны чувства людей, не скрывающих свою любовь к своим питомцам. Я взял Мурку на руки, стал гладить и успокаивать. История с кошками, которые по воле Божьей появились в нашем доме, для меня стала еще одним подтверждением, что ничего случайного в нашей жизни не происходит. Убедиться в этом мне предстояло вскоре после появления в нашей квартире новых домочадцев. Случилось так, что я неожиданно заболел. Причиной сердечного приступа послужила неприятная история, со мной приключившаяся. Переживал я очень сильно. Знакомый батюшка, знающий всю подноготную той истории, советовал мне на клевету не обращать внимания: «Бог дает тебе награду, а ты упираешься». Но трудно мне было тогда по немощи духовной перенести неожиданную изоляцию от друзей, переставших со мной здороваться. Через несколько лет, когда Господь все управил, мои друзья подходили ко мне и просили прощения. Но в то время в положительный исход сложившейся ситуации я не верил. За это неверие и вразумил меня Господь болезнью. Однажды, поднимаясь на свой пятый этаж, я неожиданно почувствовал себя так плохо, что еле смог позвонить в квартиру. Резкая колющая боль в области сердца свалила на диван. Жена перепугалась, но «скорую» вызывать я не разрешил. Пролежав пару дней, к участковому врачу я все же обратился. Сняв кардиограмму, врач предложил либо лечь в больницу, либо хорошо отдохнуть, принимая при этом выписанные лекарства. Я выбрал второе. Отдыхать решили на даче, хотя бы по два-три дня в неделю. И тут возникла проблема. Каждый раз, собираясь на дачу или с дачи домой, возникали трудности с кошками. Обе страшно боялись дороги. Все время приходилось их ловить, сажать в приспособленный для транспортировки рюкзак и слушать их жалобное мяуканье на всем протяжении пути. А путь состоял из поездки в электричке, метро и троллейбусе. В конце концов нам это стало настолько утомительно, что мы окончательно переехали на дачу на весь летний сезон. И тут вдруг обнаружилось, что вся моя городская кутерьма вполне может подождать. Что можно просто-напросто взять отпуск, которого у меня не было несколько лет. Что нет ничего приятнее ловить по утрам рыбу и помогать косить траву дачному сторожу. Не спеша достроить баньку, сделать скворечник, просто посидеть на крылечке, любуясь вечерним закатом. И всем этим покоем и благодушием я был обязан нашему мяукающему хозяйству. Когда осенью я повторно снял кардиограмму, врач был вполне удовлетворен состоянием моего здоровья. Правда, валидол, постоянно находящийся при мне, нередко бывает мною востребован, но, если бы не тот полноценный летний отдых, последствия приступа могли быть гораздо серьезнее. Прошло семь лет. Сей-час, когда я вечерами сижу за работой у компьютера, наши кошки любят расположиться рядом и наблюдать за мной. Глядя на них, я часто вспоминаю время моей болезни, которую Господь послал мне в назидание, и скорое исцеление, Им дарованное. Дарованное через взятых в наш дом питомцев. Не знаю, может быть, я и согрешаю против второй заповеди, но для меня мои четвероногие пушистые любимицы всегда являются свидетелями истинности слов, сказанных Спасителем: «Так, как вы сделали это одному из сих братьев Моих меньших, то сделали Мне». В.МЕЛЬНИКОВ БЕЛОЧКА Ниже мы приведем случай, описанный в газете «Летопись Православия» (г.Запорожье) монахиней Лидией, непосредственным участником происходившего. Произошел случай три года назад. Дело было в Феодосии. В Старокрымском лесу потерялась девочка семи с половиной лет по имени Валя, ученица 1 «б» класса средней школы № 1. Милиция с собаками, военные, вертолеты, спасательный отряд, родные, знакомые и незнакомые люди числом до 100 человек три дня безрезультатно искали ребенка. В это время ее учительница Людмила Николаевна и одноклассники горячо молились и просили Николая Чудотворца и Матерь Божию о помощи Валечке. Вот что впоследствии рассказала о своем двухсуточном пребывании в лесу сама Валя: «Однажды я не могла уснуть целую ночь, а утром вместе с родителями и соседями мы поехали за грибами. Бродили по лесу целый день, а к вечеру заехали еще на какую-то полянку. Все ушли, а я устала и с тетей осталась в машине. Потом мне стало скучно, я взяла корзинку и вышла из машины. И вдруг увидела, что на горке стоит моя мама, машет рукой и зовет к себе. Правда, у «мамы» почему-то были длинные зубы и горящие глаза. «Мама» манила меня к себе, но, когда я приближалась, она отходила все дальше и дальше, а потом и вовсе растаяла в воздухе. Тогда я оглянулась, увидела незнакомые места и поняла, что потерялась. Я кричала, плакала, звала маму, папу, бабушку, мне было страшно. Я слышала, как меня звали родные, отвечала им, но они меня не слышали. И тогда я вспомнила, как учительница Людмила Николаевна (впоследствии монахиня Лидия) учила нас: «Если вам страшно, надо креститься и читать молитвы «Отче наш» и «Богородице Дево, радуйся». Я начала креститься, звать на помощь Бога и Божию Мать и много-много раз читала «Отче наш», «Богородице Дево, радуйся». Наступил вечер, похолодало. Валя собрала сухих листьев и травы возле дерева, легла и зарылась в них. По словам ребенка, страх почему-то оставил ее. Проснулась от того, что на нее упала шишка, затем другая. Открыв глаза и подняв голову вверх, она увидела белочку. Зверек пищал, но из всего «сказанного» белочкой она поняла: «Иди за мной». Белочка прыгала с камня на камень, а Валя пошла за ней, наступая на те же места, с которых спрыгивала белочка. Она вспоминает: «Кругом были ущелья, колючие кустарники, большие камни, засохшие деревья. В овраг я уронила корзиночку, но достать ее так и не смогла. Внизу в овраге белели чьи-то кости. Когда я, устав, легла на землю и заснула, белочка тоже спала у меня на груди». Наступила ночь, Валя легла под деревом, а белочка снова разместилась у нее на груди. Вале было тепло и совсем не страшно, хотя в лесу раздавались крики диких зверей. Утром белочка продолжила путь, а девочка шла за ней, пока к вечеру не вышла к бывшей воинской части. Несколько офицеров, приехавших забрать вещи, увидели вышедшего из леса ребенка, подошли к нему, а белочка убежала обратно в лес. Выяснилось, что два дня не державшая маковой росинки во рту девочка прошла 56 км. Валю обследовали в больнице, она была совершенно здорова. По свидетельству старожилов, места, где побывала Валечка, были труднопроходимыми, и люди удивлялись, каким образом ребенок мог пройти такое расстояние. Горноспасатели позже признались, что уже не надеялись найти девочку живой. За год до этого случая в этих же местах потерялся 11-летний мальчик. Лишь через несколько месяцев, по обрывкам одежды, родители смогли опознать останки своего несчастного ребенка. Не будем раздумывать о том, что же за белочка провела Валю через труднопроходимые леса и горы, почему ребенок не замерз и за двое суток не захотел ни есть, ни пить, и что это была за «мама» с клыками и горящими глазами, заманившая ребенка в лесную чащу, и, наконец, каким образом и почему молитва девочки ободрила ее и помогла ей. Пусть выводы делает читатель... СОБАКА: ДРУГ ИЛИ НЕЧИСТЬ? Из ответа митрополита Смоленского и Калининградского Кирилла на вопрос о том, действительно ли собака является нечистым животным. – Я хорошо отношусь к животным и очень люблю собак. У меня есть три собаки в Москве и две в Смоленске. Никогда Церковь не считала собак нечистыми животными, никогда не запрещала им входить в помещение. Очень многие выступают против того, чтобы собака заходила в храм, но не по богословским мотивам, а по причинам чисто традиционного, исторического характера, укорененным, как мне кажется, в представлениях о гигиене. Подобное отношение к некоторым видам животных наблюдается у целого ряда народов. К примеру, почему евреям или мусульманам нельзя есть свинину, и чем в духовном плане свинина отличается от говядины? Тот же самый протеин, те же самые белки, жиры. Конечно, на биологическом уровне свинина все-таки отличается от говядины, но в духовном плане они не различаются. В основе запрета на употребление в пищу свинины лежит идея воздержания, ведь через воздержание происходит воспитание человеческой воли, а значит, совершается победа человека над его инстинктивным началом. Именно поэтому Моисей и Мохаммед воспитывали народ через воздержание. Та же идея присутствует и в христианстве. Что же до то того, почему запрет касался свинины, а не, допустим, говядины, то можно предположить, что здесь огромную роль играл чисто медицинский фактор. Свинина – более жирный продукт, и потому быстрее портится. В условиях Аравийской или Синайской пустыни, да и всего Ближнего Востока, вкушать говядину гораздо безопаснее, чем свинину. Другими словами, воздержание используется для религиозных целей, а вот предмет воздержания выбирается из окружающего нас мира, исходя из прагматических соображений. Возвращаясь к вопросу о собаках, хочу сказать, что запрет на то, чтобы собаки входили в храм, не зафиксирован в каноническом праве. Это просто часть традиции, и та же традиция распространяется, наверное, и на лошадей, поросят, кур, гусей и других животных. Но не распространяется на кошек. Почему? Да потому, что они всегда ловили мышей. И кошек запускали в храм именно с этой целью. Тем более, что кошка – очень чистоплотное, почти стерильное существо, домашнее в полном смысле этого слова. Она не создает гигиенических проблем для пространства, в котором находится. Я думаю, что проблема заключается только в этом, и никакой мистики, связанной с собаками, нет, и тем более не существует никакого «антисобачьего» богословия. Надо любить животных, потому что, проявляя любовь к животным, мы тренируем наши человеческие эмоции, становимся более человечными. Что же касается бессмертной души, то должен сказать, что по образу и подобию Божию создан только человек. Согласно христианскому учению, животные не обладают бессмертной душой, и поэтому, когда животное умирает, мы с ним прощаемся навсегда. eskom@vera.komi.ru
|