ВОПРОСЫ И ОТВЕТЫ ГОТОВЯСЬ К ВСТРЕЧЕ СО ХРИСТОМ ВОСКРЕСШИМ Можно ли предпринимать во время поста какие-то серьезные мирские начинания? Чем ревность о Боге во время поста отличается от ревности не по разуму? | Отец Сергий Гомаюнов (Вятка): – Я полагаю, что пост – это само по себе серьезное начинание. Не стоит в это время совершать дел, которые доставляют удовлетворение в первую очередь нам самим, тешат самолюбие, например. Многие священники стараются в это время воздерживаться от дальних поездок, даже если, например, их зовут лекции почитать. Если дело не погибает, если особого урона не будет, то лучше не торопиться. Но те дела, которые требуют от нас жертвенности, совершаются ради других людей, их делать можно и нужно. Пост – это служение, а не такое время, когда можно сидеть, ручки сложив. Следует взять благословение у батюшки, попросить его отслужить молебен о призвании Духа Святого на всякое дело. И – с Богом. * * * Пост требует духовной трезвости. Вспомним нашу историю. Святой Нил Сорский был аскетом, постником, но учил, что каждый должен идти своим средним путем, ведь одна температура плавления у воска, другая – у железа. То есть поститься каждому нужно соразмерно силам. Больным, например, отдавать себе отчет, что их пост не в том, чтобы ограничивать себя в пище. Амвросий Оптинский говорил, что если человек терпеливо переносит свою болезнь, с благодарностью к Богу за это испытание, то такой человек недалек от святости. На практике любого прихода, конечно, бывают случаи, когда люди берут на себя непосильные труды. Вспоминаю одну девушку, которая взялась читать каждый день множество акафистов, Писание и пр. А утренним и вечерним правилами при этом пренебрегала. Но когда я предложил ей поступить наоборот, т.е. читать только то немногое, что положено всякому христианину, то... девушке это вдруг оказалось не по силам. Почему? По своеволию человек очень много может взять на себя, потому что его подталкивает гордость. Вспомним разговор Макария Великого с демоном. «Ты мало спишь, – говорил ему бес, – а я вовсе не сплю. Ты мало ешь, а я вовсе не ем. В одном ты меня превзошел. Все делаешь по смирению». Люди маловерующие часто во время поста воздерживаются от скоромного, но о Христе при этом забывают. И получается вместо поста – диета. А в посте есть только один смысл – это подготовка к встрече с воскресшим Христом. Забыв об этом, можно оказаться в положении человека, который ждет гостя, все приготовил, приоделся торжественно, а потом запер дверь на ключ и спать лег. Отец Иоанн Привалов (с.Заостровье Архангельской области): – Я не знаю, каких дел не стоит начинать в пост. Поэтому отвечу лучше, какие можно, хотя, на первый взгляд, они могут показаться неуместными для поста, и даже эксцентричными. Я некоторым своим прихожанам в пост советую... сходить к врачам. У нас в безбожное время выработалось две тенденции. Для одних здоровье стало главным в жизни, а другие полностью махнули на него рукой. Первых я, конечно, к врачам не отправляю. Они и без меня это сделают. А вот со вторыми беседую. Объясняю им, что здоровье – это драгоценный дар Божий, что лучше услышать неприятный диагноз, чем ждать, когда трагически закончится приятный самообман. Зачем нужно в пост уделять особое внимание здоровью? Христианин должен помнить завет Спасителя: «Когда поститесь, не будьте унылы, как лицемеры». И далее сказано: «Помажь голову твою и умой лице твое», т.е. внешне постарайся выглядеть так, будто и не постился вовсе. Один Бог должен знать, какие труды ты понес. Постных лиц в пост быть не должно. * * * Что касается ревности не по разуму, то есть универсальный закон жизни. Тот, кто хочет всего и сразу, обречен на срыв, у него ничего не получится. Церковный подход: лучше меньше, да лучше. Митрополит Иннокентий (Вениаминов) столкнулся в XIX веке с тем, что некоторые северные народы питаются столь однообразно, что им глупо говорить, что, мол, того не ешь или другого. Если они от мяса, например, откажутся, то просто вымрут. И тогда он предложил им в постные дни поменьше есть. Этим и ограничился. «Пост не в брюхе, а в духе» – такая поговорка есть у нашего народа. Совершенно справедливая. Я помню, когда начал воцерковляться, то перешел в самые строгие недели поста на какие-то сухофрукты. А ведь надо было на занятия ходить, работать. Мало того. Услышал от старушек в храме, просветили они меня, что со Страстного четверга вечером ни пить, ни есть нельзя. И вот стою я на пасхальной службе и думаю только об одном... Нет, не о Христе, а о том, как окажусь дома и буду есть, есть... Я был близок к голодному обмороку. Отец Пафнутий Жуков (Сыктывкар): На первый вопрос я ответить затрудняюсь. Иногда враг нас искушает, делает все возможное, чтобы отвлечь от молитвенного настроя во время поста. В том числе отвлекает разного рода обаятельными прожектами. И здесь, наверное, единственным лекарством может стать общение со священником. * * * Об избытке ревности что могу сказать? Чаще всего он проистекает из гордыни, хотя иногда и по неофитству человек слишком увлекается подвигами. Но гордость все-таки чаще на них толкает. Идеи заимствуются обычно из житий святых. Таким людям кажется, что они святым подражают, а на самом деле соревнуются. Почитают себя достойными святой жизни. И не боятся при этом смутить окружающих. Наоборот, укоряют всех, наставляют. Гордый человек может не спать, не есть – любовью к себе питаться. А насыщаться нужно любовью ко Христу. Пост – дело любви к Богу. Если она есть, поститься очень легко, потому что человек настолько устремлен к Нему, что забывает о том, что надо поесть или поспать. А если мы стараемся не есть и не спать, в надежде, что неядение и бессонница родят любовь, то это напрасные ожидания. Что характерно: все эти подвиги предпринимаются либо вовсе без благословения, либо выпрашивают благословение с помощью обмана. Подойдет такой «ревнитель», попросит разрешения поститься, не объясняя, что готовится половину святых перещеголять. И ладно бы одного себя мучил. Иные до того детей постят, что те бледные, серые ходят от недоедания, длинных правил и стояния на коленях. На голове у деток колтуны, педикулез появляются, потому что организм от истощения перестает сопротивляться болезням. Таких родителей самих нужно смирять и наказывать. Подобное отношение не способствует, а препятствует посту. Однажды, в первый год моего служения священником, я с утра много потрудился, побегал и ничего не ел, даже просфоры. А нужно было читать Покаянный канон Андрея Критского. И вот только я взялся за дело, нашла на меня такая икота от голода, что стало не до Покаянного канона. Организм, так сказать, запаниковал: мол, что же ты со мной, отче Пафнутий, делаешь? Пока в алтарь не зашел, просфоры не съел, не мог продолжать чтение. Я благословляю не поститься больным, матерям, кормящим грудью, носящим во чреве. Детям разрешаю не соблюдать пост, в том числе иногда и тем, кто постарше. В школе их, к сожалению, кормят скоромными обедами в пост. Куда от этого денешься? Благословляю вкушать скоромное тем, кто в дороге или в гости идет. Но иным «болящим» говорю: «Ты, конечно, сам решай, что тебе делать. Но я тебе позволения пост нарушать не дам». Потому что не всякая болезнь препятствует пощению. Не только ревность, но и леность бывает не по разуму. eskom@vera.komi.ru
|