ЖИВОЕ СЛОВО ПАСХА ЖИВЫХ И УСОПШИХ Существует народный обычай – в Пасху ходить на кладбище. Однако есть широко распространенное мнение, что Пасха – это праздник живых, а праздник усопших – Радоница, которая отмечается десять дней спустя. Например, в Москве некоторые православные осудили мэра Лужкова за то, что он на Пасху выделил дополнительные автобусные рейсы на кладбище. Его обвиняют в том, что он провоцирует нарушение канонов. Как вы относитесь к этой точке зрения? | Отец Александр Степанов, руководитель Отдела по благотворительности С.-Петербургской и Ладожской епархии: – Ходить в Пасху на кладбище – это не такой уж и народный обычай, это, скорее всего, обычай советского времени. Храмов не стало, осталось то, что было вокруг храмов: погосты, или кладбища. Раньше, когда люди посещали храм, то очень часто после службы шли почтить память своих усопших близких. Но посещение именно кладбища не было самоцелью. Помянуть своих близких люди приходили в первую очередь в храм. Заказывали панихиды, молились. А Пасха – это праздник Воскресения. Вы помните, как выглядит икона этого великого праздника «Сошествие во ад»? Господь – Источник Жизни – пронзает, освящает Собою эту, казалось бы, вечную замогильную тьму. Ад побежден. С сошествием Христа в преисподнию там свершился праздник Жизни. Праздник всех, кто жил на земле. Мертвые воскреснут, о чем и поется в Пасхальном песнопении. А вся эта суета вокруг кладбища связана с обеднением церковной жизни нашего общества. Что касается поведения Лужкова – не нам его судить. Пока еще священники сколько ни разъясняют истинное значение праздника Пасхи, народ все равно стремится в этот день на кладбище. Поэтому поехать туда организованно и на автобусе – это все-таки лучше, чем в сутолке и давке. Ходить на кладбище, ухаживать за могилками, конечно, надо, но особого расписания при этом нет. Даже в родительские субботы сначала нужно прийти помолиться в храм и только потом посетить могилки. Отец Константин Стрекачев, настоятель часовни в республиканском роддоме Карелии: – То, что неправильно посещать на Пасху кладбище, это верно. И мы стараемся напоминать об этом нашим прихожанам. Но не потому, что это праздник живых. Господь, восстав из гроба, и нас с Собою совоскресил. Пасха – это праздник праздников, когда радуются и живые, и мертвые, так что противопоставлять их друг другу нельзя, как это иногда делается. Вот и Радоницу кто-то называет Пасхой усопших, что тоже неверно. Просто в день Христова Воскресения нужно радоваться, а не скорбеть. А ведь разве это возможно – удержаться от печали, стоя у могилы родного человека? Горевать о нем – это естественно, и боль утраты – высокое чувство. Церковь не говорит, что нельзя этого делать. В Уставе нет ни слова о том, что на Пасху нельзя посещать кладбище. И я как священник не утверждаю: «Плохо ходить в день Пасхи на могилки близких». Говорю лишь: «Хорошо сделать это на Радоницу». Почему так? Всю Светлую седмицу у нас в храмах не поминают усопших. Если человек умирает, то отпевается особым пасхальным чином, иначе, чем в остальное время года. Все сорокоусты, поминовения мы откладываем до Радоницы. Ведь в эти дни, особенно ярко залитые пасхальным светом, для нас решительно нет смерти, все живы, а что вспоминать о смерти, если она побеждена. Погост же – это момент все-таки скорбный, поэтому воспользуемся мудрым советом Матери-Церкви дождаться Радоницы. Будем жить согласно ее дыханию, чтобы наше сердце билось в такт с Церковью. Пост пришел – постись. Пришло время разговляться – разговляйся. Что касается Лужкова, то ругаться с ним, конечно, не нужно, пикеты устраивать и прочее. Мне его даже жалко стало. Он это, естественно, не для растления православных делает, просто люди просят, а он идет им навстречу. Задача Лужкова не в том, чтобы хранить церковные уставы. Нам бы, воцерковленным людям, самим все каноны помнить. Чего уж от других требовать. Обычай этот – ходить в Пасху на кладбище – привился, надо полагать, при советской власти, когда храмы были закрыты. И куда тогда было пойти, как не на кладбище? И слава Богу, что шли. Кладбище – место уединенное, там и помолиться можно. Сегодня, как мне кажется, неправильный обычай во многом сохраняется из-за того, что Радоница приходится на вторник – рабочий день. Поэтому человек озирается, когда удобнее, и, конечно, выбирает наш великий праздник. Но нужно как-то из этого положения выходить. И если меня прихожане спросят, пойти ли к мертвым в день Воскресения Христова, я отвечу: «Возьмите яички, возьмите кулич и сходите к тому из ближних, кто обретается пока на этом свете. Он тоже нуждается в нашем внимании». Отец Игнатий (Бакаев), настоятель храма во имя преп.Сергия Радонежского в п.Максаковка (Республика Коми): – Я еще не был священником, а видел, как выступал наш Святейший Патриарх. Там речь, правда, шла не о Пасхе, а о Троице. Он сказал, что люди хотят со своими близкими разделить этот праздник и идут на кладбище. А священник не должен стоять в стороне. Лет шесть назад в Свято-Казанском храме я служил, и отец Филипп – настоятель – дал указание на Пасху идти на кладбище. Я не знал, зачем, ведь это, действительно, не вполне канонично. Стал думать, как не просто исполнить наказ, а с радостью и верой в то, что это правильно. Утром приехал в храм, отслужили молебен. И потом люди приходили освящать пасхи. Каждые полчаса примерно собиралось пять-шесть человек. Потом мысль пришла: а ведь на кладбище сейчас тоже куличи несут. Отправился туда с помощницей. Взяли воды святой. Там милиционеры место освободили для нас, помогли расположиться. Поток шел огромный. Дорога, метра четыре шириной, была заполнена. Людей было намного больше, чем обычно в храме. Я кропил, поздравлял: «Христос Воскресе!» Люди сначала робко, потом увереннее отзывались. И вот уже все кладбище отвечало, словно эхо, большинства и видно не было: «Воистину Воскресе!» Много видел знакомых лиц, ко мне больных подвозили. Воды не хватило. Милиционеры еще несколько раз бегали за водой. Я освящал и снова кропил. Ведер пять ушло, не меньше. С десяти до половины второго я там пробыл. Это было очень радостно и важно для меня. От радости даже стало плохо с сердцем. Я впервые задумался, что от радости можно умереть. Поэтому на вопрос – «надо ли идти в Пасху на кладбище» – я отвечу: священник должен быть там, где люди. Обычай этот, может, и неправильный. Но люди на Пасху с особенной силой мечтают о всеобщем воскресении из мертвых и поэтому идут к могилам родных. Словно бы проверить, не знаю, как правильно сказать, а не началось ли?.. И вот то, что люди невоцерковленные, многого не понимающие, так просто и доверчиво воспринимают Пасху, в этом, может быть, есть какой-то обнадеживающий смысл. eskom@vera.komi.ru
|