СОБЫТИЕ

ДОРОГА НА ВАЛААМ

Ею вновь прошел Св. Патриарх

 Каждые два года Святейший посещает Валаамский монастырь. Такова традиция, ведь обитель эта – ставропигиальная, то есть настоятелем ее является сам Святейший. Обычно свои визиты он приурочивает к торжествам памяти его основателей – Сергия и Германа Валаамских. Так было и в этом году.
     В поездке Патриарха сопровождали корреспонденты ИТАР-ТАСС Ольга КОСТРОМИНА и Елена ЮГИНА:

– История Валаама, название которого с финского означает «земля света», восходит к дохристианской эпохе, когда Валаам был местом языческого культа. По преданию, сюда, просвещая скифские и славянские народы, дошел апостол Андрей Первозванный, разрушивший языческие капища и воздвигнувший здесь христианский крест. В начале ХХ века здесь было 13 скитов. Свое первое паломничество сюда Патриарх совершил еще в 1938 году, 9-летним мальчиком.

Сейчас ведутся большие работы по возрождению обители, превращенной советской властью в Дом инвалидов, который был в страшном запустении. Начата реставрация Спасо-Преображенского собора и храма Валаамской иконы Божией Матери.

10 июля утром Патриарх Алексий прибыл на остров. В тот же день он освятил строение, где разместятся поселковая администрация, дирекция природного парка, почта, милиция и другие службы. Новое административное здание гражданский поселок Валаам получил в результате реализации благотворительной патриаршей программы по комплексному возрождению монастыря.

Программа, рассчитанная до 2004 года, осуществляется международным Фондом единства православных народов при поддержке правительства Карелии, глава которого Сергей Катанандов принял участие в церемонии. Год назад для добровольных переселенцев с острова в карельском городе Сортавала фонд построил 80-квартирный жилой дом, куда из ветхих монастырских построек переехали многие жители. В результате монахи получили возможность продолжить восстановительные работы в обители. К нынешнему приезду Патриарха возрожден самый древний в монастыре храм Валаамской иконы Божией Матери, которую освятил Патриарх. Начато восстановление верхнего храма Преображенского собора – главного монастырского храма, построенного на самой высокой точке архипелага. На центральной усадьбе проложены новые дороги, благоустраивается территория вокруг внешнего каре обители.

«Примечательно, – сказал Алексий Второй, – что за многовековую историю валаамские монахи, не раз подвергавшиеся нападению внешних врагов, сами никогда не брали в руки оружие, с хоругвями и иконами встречали нападавших. И потому Валаам возрождается сегодня не только как центр православия на Севере России, но и как место, где должны торжествовать мир, любовь и братолюбие».

11 июля в древнейшем на севере России монастыре прошли торжества памяти его основателей – Сергия и Германа Валаамских. Из-за того, что монастырь, расположенный в древности близ границы со Швецией, неоднократно подвергался нападениям шведов, монахи решили уберечь святыню от поругания. Высекли в скале глубокую могилу и в ней укрыли мощи. Там они и пребывают до сих пор, являя многочисленные чудеса. Сохранилось множество преданий, как угодники помогали утопающим и замерзающим на Ладоге, исцеляли от душевных, нервных, глазных и прочих болезней, пьянства. Общероссийское почитание их началось в 1819 году

Кульминацией праздника в честь прпп.Сергия и Германа стал торжественный крестный ход, в котором приняли участие многочисленные паломники. Во время крестного хода Патриарх совершил краткую заупокойную службу на Игуменском кладбище по многим подвижникам веры и благочестия, которые подвизались здесь.

11 июля Патриарх также освятил и место закладки нового Свято-Владимирского скита, который станет пятым действующим скитом на острове.

Делясь впечатлениями от поездки, председатель Конституционного суда Марат Баглай, вошедший в число попечителей обители, признался, что только здесь он впервые осознал значение Церкви в жизни русского человека. «Я убедился, что Церковь и народ – это единое целое. И государство должно понимать, что существование без Церкви разрушительно для общества», – сказал он.

В ходе своей поездки на Валаам Святейший Патриарх ответил на некоторые актуальные вопросы церковной жизни. Некоторые из этих ответов мы публикуем ниже.

* * *

«Цель очередной «Анастасии Романовой» внести смущение в сознание людей», – так прокомментировал Патриарх Алексий II сообщение в телепрограмме новостей о существовании еще одной «Анастасии Романовой», ныне гражданки Грузии, якобы чудом выжившей во время расстрела Царской Семьи в Екатеринбурге в 1918 году.

«На моей памяти «великие княжны» появлялись уже более 30 раз», – сказал Первосвятитель. Он напомнил, что все семеро членов семьи Романовых были убиты вместе. В вечности они также предстоят вместе, и никто не может разлучить Святую седмерицу – это значит лишить кого-то из них величайшего Божиего дара – мученического венца.

Явление самозванства на Руси существует с давних времен. Некоторым удавалось даже на время захватить царский трон, а предшественнице нынешней лжекняжны – Анне Андерсон – удалось убедить людей, близко знавших Царскую Семью, что она и есть Романова.

Факт уничтожения большевиками останков расстрелянной Царской Семьи «был ясно и неопровержимо доказан» следователем Николаем Соколовым по горячим следам преступления, – напомнил Предстоятель.

«Мы руководствуемся результатами уголовного дела Соколова, доказавшего, что тела Романовых были разрублены и сожжены с помощью серной кислоты. Поэтому найденные под Екатеринбургом останки, не имевшие следов горения, не были нами безоговорочно признаны», – отметил Патриарх. По его мнению, «современное следствие по этому делу не было доведено до конца».

«Екатеринбургские останки» были захоронены в Санкт-Петербурге 17 июля 1998 г. В канун четвертой годовщины этого события позиция Церкви, по словам Патриарха, «не изменилась».

* * *

Патриарх Алексий II против канонизации Иоанна Грозного и Григория Распутина. Он выразил мнение, что распространяемые в России иконки царя и старца – «это очередная попытка внести разделение в среду православных верующих».

«Нельзя прославлять одновременно и убиенных, и их убийц. В противном случае, пришлось бы деканонизировать святителя Филиппа, митрополита Московского, который был задушен Малютой Скуратовым по приказу Иоанна Грозного», – считает Патриарх.

Григорий Распутин, по его словам, «помогал наследнику Цесаревичу преодолевать тяжелую болезнь – гемофилию. Но он дискредитировал монархию и последнего русского Императора, чем и воспользовались враги Отечества. Я не вижу оснований пересматривать роль Распутина в истории России», – отметил Предстоятель.

назад

вперед

На глав. страницу.Оглавление выпуска.О свт.Стефане.О редакции.Архив.Почта.Гостевая книга