ПАЛОМНИЧЕСТВО
НА УРАЛЬСКОМ АФОНЕПоследний храм С этим монастырем, который основан на живописных отрогах Уральских гор, многие связывают одно из последних пророчеств об Апокалипсисе: конец света не наступит, покуда на высокой горе не будет построен величественный храм, равного которому не сыщется в мире. Величественный соборный храм в честь Воздвижения Животворящего креста Господня, повторивший по своей архитектуре Храм Христа Спасителя в Москве, был построен на Белой горе и освящен в 1917 году, став крупнейшим собором не только на Урале, но и на всем Севере России. И кто знает, не сбылись ли пророчества святых отцов именно в связи с этим храмом. Ведь сразу же после его освящения последовала революция, была свергнута Богом установленная власть Помазанника Божия, и начались такие гонения на христианскую веру, о каких раньше не знала история. Почти все насельники Белогорского монастыря одними из первых взошли на Русскую Голгофу, пролив кровь за Христа. Сорок из них во главе с настоятелем преподобномучеником Варлаамом ныне прославлены в лике святых. Не промыслительно ли, что именно Белогорский Свято-Николаевский мужской монастырь был связан особыми духовными узами с последним русским Царем и всей Царской Семьей. Да и построен он был в честь Николая II при поддержке самого Императора. Десятиметровый Царский крест был установлен основателем монастыря пермским миссионером о.Стефаном Луканиным на Белой горе в 1891 году, в память о чудесном спасении Наследника Цесаревича Николая Романова при покушении на него самурая в Японии. Этот храм стал тем краеугольным камнем, на котором возник монастырь. И первый белогорский храм был освящен в честь Николая Чудотворца – небесного покровителя Николая II. Позднее в честь св.Николая Мирликийского был назван один из приделов Крестовоздвиженского собора, построенного на горе рядом с Царским крестом. Монастырский Серафимо-Алексеевский скит, расположенный в пяти километрах от монастыря, был назван в честь Серафима Саровского и посвящен памяти рождения Наследника престола – Цесаревича Алексея Николаевича. В честь Великой княгини Елизаветы Федоровны, посетившей монастырь в 1914 году, в скиту была посажена тополиная роща и назван один из святых источников. Сам архимандрит Варлаам вместе со скитоначальником о.Серафимом (Кузнецовым) встречались с Николаем II, поддерживали с ним молитвенную связь. Оба они вместе с многочисленной братией монастыря были убежденными монархистами. Всей своей жизнью доказали глубокую преданность Царю и самодержавию. Четыре креста о.Серафим (Хорошев)
| ...Устав от шума и гомона миллионной Перми, я наконец-то добрался до подворья Белогорского монастыря, которое находится недалеко от центра города, на улице Кирова, 36. Зашел в Храм-часовню преподобномученика Варлаама и иже с ним пострадавших преподобномучеников Белогорских и замер от нахлынувшей на меня тишины и спокойствия. Службу вел иеромонах о.Серафим (Хорошев) при полном отсутствии людей: только сам батюшка, да в церковной лавке тихо сидела матушка. После литургии священник отслужил водосвятный молебен и обильно окропил меня с матушкой святой водой. Радуясь такому «крещению», я подошел под благословение к батюшке. – Как вы один служите? – посочувствовал я. – Что же делать? Со временем у нас здесь будут и иноки, и свои кельи. До революции на подворье были пятьдесят человек братии, большой храм Иоанна Златоуста, братский корпус, рядом кладбище. Все снесли... Раньше о.Серафим спасался на Белой горе, выполняя послушание экскурсовода, поэтому в подробностях знает всю историю монастыря. На мою просьбу рассказать о монастыре он откликнулся не только с большой охотой, но даже, я бы сказал, с какой-то радостью: «9 июня 1890 года основатель монастыря протоиерей Стефан Луканин, решив создать на Белой горе православную обитель, срубил дерево и поставил на ней деревянный крест. На следующий год на его месте поставил десятиметровый Царский крест, в честь спасения Цесаревича Николая II от японского самурая. Царский крест простоял десять лет, пока его не свалило бурей. Тогда на его месте поставили железный с золотом. Он тоже был свален бурей. И пермский купец Павел Жернов установил каменный крест таких же размеров. Этот крест был уничтожен большевиками в 1918 году. Когда в 1990 году монастырь был передан Церкви, то в 98-м, на престольный праздник Воздвижения Креста Господня, пермским предпринимателем был установлен новый Царский крест – из нержавеющей стали. Он в точности повторяет по своим размерам прежний. – Что за предприниматель, как его зовут? – интересуюсь у батюшки. – Он имя свое хранит в тайне. Я был при установке креста. Тогда шел снег, было холодно. Всего двадцать минут устанавливали краном на большое бетонное основание. Просто четыре болта закрутили, и все. Архиепископ Афанасий освятил... «На Белой горе прежде основания там монастыря жили старообрядцы, – продолжает о.Серафим. – Основав монастырь, Стефан Луканин сумел убедить начетчика староверов Василия Евфимовича Коноплева перейти в православие. После чего Василий Коноплев принял постриг в Белогорском монастыре под именем Варлаам и стал архимандритом монастыря. С его помощью многие старообрядцы стали подвизаться в монастыре. В нем был введен строгий афонский устав. В скит не допускались женщины. За короткий промежуток обитель быстро расцвела. Перед закрытием в ней спасались около 400 насельников и три тысячи трудников. Когда монастырь закрыли, то всех увозили под каким-то предлогом в тюрьму города Аса. Архимандрита Варлаама по дороге забили насмерть. Тело его сбросили в Каму. Потом все тела белогорских мучеников были обнаружены в одной яме. Там, возле храма Казанской Божией Матери, на кладбище, сейчас стоит большой крест в память о них. А на Белой горе в их память установлен скромный обелиск с крестом...» К Белой горе Отец Серафим объяснил мне, как можно доехать до монастыря. И вот автобусом я еду до села Калинино, расположенном в живописном месте среди лесистых отрогов Уральских гор. Это девяносто километров от Перми. Далее – двенадцать километров по идеальной асфальтовой дороге по горной долине до самого монастыря. День выдался солнечным, на удивление, погожим. И хотя в сторону монастыря постоянно шли машины, я не мог не отправиться до монастыря пешком. Душа ликовала от необыкновенной красоты, окружавшей меня. На склонах гор кое-где еще лежал снег, веселые горные ручьи то и дело пересекали дорогу. Перед самой Белой горой стоит небольшое село, состоящее из одной единственной Монастырской улицы. Крестовоздвиженский собор. Фото начала ХХ в.
| Из-за поворота открылся вид на Белую гору и сверкающий золотыми куполами, парящий на самой вершине собор. Храм весь еще опутан строительными лесами, но все равно его вид впечатляет. Он вырастает, как чудо-богатырь, по мере подъема на вершину и наконец, когда последние десятки метров крутого подъема преодолены, открывается во всем своем великолепии. Перед ним ослепительно сияет на солнце огромный Царский крест. Завораживающая панорама открывается во все стороны. На восток видны цепи Уральских гор, – а ведь до них больше ста километров. Но самое большое потрясение я испытал, когда зашел во внутрь собора. Своды, кажется, подпирают небо. Огромный алтарь по своим размерам сравним с приличным для наших северных широт храмом. «Зачем же такие размеры в такой глуши?» – невольно подумалось мне. Собор рассчитан на восемь тысяч человек, но способен вместить гораздо больше – на его освящение собралось 50 тысяч. Он пока еще не восстановлен, но Пресвятая Богородица – игуменья Святой Горы Афон, икона, которая стоит перед иконостасом на ковчеге с многочисленными мощами святых угодников, чувствуется, царствует здесь, на Белой горе. В соборе несколько икон Иверской Божией Матери, которая является Покровительницей не только греческого Афона, но и Хранительницей Белогорского монастыря. После возобновления монашеской жизни в монастыре был восстановлен и афонский устав. Сейчас в монастыре идут ежедневные службы, читается неусыпаемая Псалтырь, ежечасно совершается бескровная жертва Христова. В течение пяти дней я ходил на монастырские богослужения. Немногочисленная братия теряется в большом соборном пространстве. Необъятность собора поначалу давит. Первое время у меня было желание прилепиться к какому-нибудь святому на иконе колонны и искать у него защиты. Но постепенно к таким вселенским размерам начинаешь привыкать и в конце концов за долгое время святых песнопений сливаешься и с огромным внутренним пространством в благодатном богослужении белогорской братии. (Продолжение на следующей странице) |