ПАЛОМНИЧЕСТВО


НА УРАЛЬСКОМ АФОНЕ

(Продолжение. Начало на предыдущей странице)

Большие задачи для наместника


о.Герасим (Гаврилович) 

Управляет монастырем о.Герасим (Гаврилович). Это третий наместник обители. Он переведен сюда из Крестовоздвиженского скита Пермского Троице-Стефанова монастыря в октябре прошлого года, где был настоятелем. Восстановил там прекрасный храм, наладил отличное подсобное хозяйство, укрепил молитвенную жизнь. Так что, когда решался вопрос о новом наместнике Белогорского монастыря, лучшей кандидатуры не нашлось. Отец Герасим снискал уважение своей подвижнической жизнью, абсолютной непритязательностью в быту.

Первые вопросы к отцу наместнику, можно сказать, «дежурные»:

– Сколько сейчас братии в монастыре?

– Братия – они всегда меняются. Основных-то восемнадцать послушников и монахов, еще тех, кто ищет свой путь, человек двадцать пять плюс трудники, которых около тридцати.

– Те, кто пытается определить свой путь, – это кто такие?

– Те люди, которые только пришли в монастырь, но еще не определились в жизни. У них еще нет целенаправленного движения к Богу, кто-то имеет недостатки, такие, как, скажем, курение.

– И как же вы пришли в православие?

– Пути Господни неисповедимы. Раньше я даже и не слышал о монастыре, но Божий Промысл исполняется по-разному. У меня умерла мама, и после этого я обратился к Богу. Пока жива была, она постоянно меня призывала креститься. Семья-то у нас вся верующая была, а меня почему-то в детстве не окрестили. А мама очень хотела привести меня к Богу, молилась за меня. И, слава Богу, совершилась эта великая радость для меня, и сейчас всегда я этот момент вспоминаю с благодарностью, что из тьмы, из грубой смерти Господь вытащил меня.

– А вы давно в постриге?

– С 1995 года. Я пострижен в честь Усть-Вымского святителя Герасима. В этом я тоже вижу особый промысл. Когда мореходку закончил, меня совершенно неожиданно направили в Сыктывкар, на место святительских подвигов Стефана Пермского, Герасима, Питирима и Ионы. Жил в Трехозерке близ Сыктывкара, ходил по Вычегде. Я находился еще в язычестве, но, видимо, Господь уже тогда предуготовлял меня к монашеству...

– Наверное, у вас здесь большое хозяйство?

– Не очень. Десять голов скотины: три дойных коровы, остальные телята. Три лошадки и жеребенок. Проблемы-то у нас другие. Огородное хозяйство надо поднимать, пропитанием себя обеспечивать. Мы – вдали от населенных пунктов, у нас проблема с отоплением остро стоит. Дров идет очень много на протопку храма и братских корпусов. С водоснабжением проблемы. Храм надо восстанавливать. Строительство собора было благословлено Иоанном Кронштадтским, и духовное значение его для России очень большое. Храм Христа Спасителя пять лет строили всей страной, а наш храм – не намного меньше. Его восстановление на сегодня оценивается в 150-170 млн. рублей. Хотя какая-то работа уже проделана, но ее объем не сопоставим с тем, что еще предстоит. Сам храм строился 15 лет, с 1902 по 1917 годы, а сейчас он восстанавливается уже десять лет, и конца этому не видно. Скит пытаемся возродить, он в пяти километрах отсюда. Там поставлена избушка, в которой живет несколько человек. Уже начали службы совершать.


Царский крест,
установленный на Белой горе 

– Надеетесь, что возродится старчество, которым раньше славилась обитель?

– Сейчас даже в больших обителях нет духовников. Времена последние, поэтому в этом у нас тоже великая проблема. Каждый монастырь, я думаю, жаждет иметь опытного духовника, но за скудостью духовной жизни таковых не имеют. Приходится спасаться трудами святых отцов, особенно наставлениями подвижников, которые ближе к нашему времени, – Игнатия Брянчанинова, Феофана Затворника. Они больше промышляли о нашем времени.

– А как вы расцениваете то, что некоторые известные старцы выступают против ИНН, а другие – за?

– Правы те и другие. Сам ИНН не есть еще печать антихриста, но то, что через ИНН антихристианские силы пытаются закабалить мир и приготовить почву к пришествию антихриста, – это сейчас становится зримо, видимо. Все начинается с ИНН, пластиковых карточек, вживления в человека электронного чипа. Те, кто не хочет поступиться в малом, они не принимают ИНН, а те, кто в этом большой опасности не видит, принимают. Они считают, что, когда время антихриста придет, они смогут его различить.

Елизаветинский источник

– Я слышал, что из скита сюда постоянно приносят воду из источника Елизаветы Федоровны. Что, исцеляет?

– Помогает по вере. Здесь все связано с Царственными мучениками. Елизавета Федоровна приезжала сюда с Высочайшими гостями. В Иверском храме по ее просьбе была совершена служба. Об этом событии в своих воспоминаниях подробно написал игумен скита о.Серафим. По некоторым сведениям, он был ее духовником, хотя для многих это спорный вопрос. Но, тем не менее, он активно участвовал в ее жизни и с ее судьбой связал многое в своей судьбе. Мы знаем, что он препровождал ее тело во время гражданской войны из Алапаевска через всю Сибирь в Китай, а затем через океан переправил в Иерусалим на Святую землю, где ее нетленные мощи были оставлены в усыпальнице русской церкви святой Марии Магдалины. Рядом с ее мощами в Гефсиманском скиту он построил себе келию и до конца жизни постоянно ухаживал за гробницей. Что удивительно, святость Елизаветы Федоровны была явлена еще в дороге. Почти два года о.Серафим перевозил тело преподобномученицы на Святую землю и вместе с ней вез еще несколько тел князей и слуг, сброшенных в шахту. И вот, в пути все тела начали издавать запах тления, а тело преподобномученицы Елисаветы, наоборот, благоухало. Во время этой поездки, сопряженной со множеством опасностей, св.Елисавета видимым образом являлась ему, предупреждала об опасности, помогала в пути.

– И источник назвали в честь св. Елисаветы уже после ее сравнительно недавнего прославления?

– Нет. На следующий день после того, как Елизавета Федоровна приехала сюда, она направилась в скит к о.Серафиму. Игумен Серафим испросил ее благословения назвать один из источников в ее честь. Этот источник сейчас восстановлен, над ним сооружена часовенка. Тополя, посаженные в скиту в честь ее приезда, за время безбожной власти выросли, и когда все храмы и все постройки там были уничтожены, они стали тем памятником, который напомнил верующим о ее приезде на Белую гору. Посещение Елизаветой Федоровной нашего монастыря – великое утешение для нас, братии, и для всех паломников.

* * *

Еще мученик Варлаам, настоятель Белогорского монастыря, приветствуя Великую княгиню, сказал: «Твое, благоверная княгиня, прибытие к нам, мы понимаем как проявление особого о нас промышления, устрояющего сие в утешение нам». Елизавету Федоровну еще при жизни многие почитали святой. Даже архипастыри и митрополиты склоняли свои головы перед великой благодетельницей и миротворицей. Ее все любили, ею восхищались люди из всех сословий, перед ней преклонялись. В паломнических поездках, которые совершала настоятельница Марфо-Мариинской обители, ее встречали восторженным ликованием толпы людей, ее путь устилали цветами. Так же было и во время визита в Пермскую губернию. Эта поездка во многом была промыслительной. Программой пребывания было запланировано и посещение уральского городка Алапаевска, где всего лишь через четыре года ее постигла мученическая смерть. Но поездка туда не состоялась из-за начавшейся Первой мировой войны.

В июле 1914 года Елизаветы Федоровна прибыла на пароходе в Пермь. Толпы людей пришли встречать Августейшую паломницу. В кафедральном Стефановском соборе был отслужен молебен св.Стефану Великопермскому, после чего Елизавета Федоровна с благоговением приложилась к святыням храма. С особым чувством она взяла в руки посох первосвятителя Пермской земли, и благословение св. Стефана почивало на ней во все дни ее пребывания в Пермском крае.

Земным ангелом, спустившимся с небес, была для многих Великая княгиня. Ее излюбленный белый цвет повсюду вносил с собой чистое благоухание, символизируя ее внутреннюю чистоту и ангельскую красоту. «Побеждающий облечется в белые одежды» – гласит Священное Писание. Шесть белых коней везли ее карету к месту свадьбы. Вся в белом, стояла она перед гробом своего любимого мужа в революционном 1905 году. Современники восхищались ее красотой и белизной ангелоподобного лица. В белой одежде принимала она гостей в Марфо-Мариинской обители. Именно в таких блестящих белых одеждах видела ее еще при жизни в раю в окружении многочисленного сонма ангелов одна из будущих насельниц Марфо-Мариинской обители...

Тройка белых лошадей повезла ее в открытом экипаже на Белую гору. Тысячи людей в праздничных костюмах встречали ее в селе Троельга, которое стоит на пути в монастырь. Вместе с ними она молилась в простом сельском храме. Даже природа радовалась приезду Августейшей паломницы. На Белой горе постоянно дует порывистый сильный ветер. А накануне приезда Елизаветы Федоровны установилась редкая по безветрию погода. Не в сиянии дорогих убранств, а в простом платье, с деревянным крестом на груди с иноческими четками в руках предстала сестра Государыни. По дорожке, устланной красным сукном, она прошла в Иверский храм. Слезы умиления увидели на ее лице во время общей молитвы. После литургии, посетив иконописную мастерскую и другие монастырские сооружения, Великая княгиня молилась за всенощной, которая продолжалась около семи часов.

На следующий день, 28 июля с утра, Елизавета Федоровна отправилась в Серафимо-Алексеевский скит, расположенный в пяти километрах от монастыря, в глухом лесу. В пещерном храме в честь киево-печерских подвижников были отслужены литургия и панихида в память о Великом князе Сергее Александровиче. В дар скиту Елизавета Федоровна подарила большую икону в полный рост преподобного Серафима Саровского, с большой частью камня, на котором молился преподобный. В свою очередь, ей преподнесли иконы с частицами святых мощей для будущего скита Марфо-Мариинской обители. Долгое время Елизавета Федоровна провела в духовной беседе со скитским игуменом Серафимом. Здесь же она получила телеграмму о грядущем начале Мировой войны, в которую Россия вступила через четыре дня. Это печальное известие изменило настроение Великой княгини. Она надолго замолчала, а потом заплакала. В тот же день она покинула Белую гору, чтобы всего лишь через четыре года здесь же, на Пермской земле, претерпеть издевательства, побои и ужасную смерть.

* * *

– Я хочу сходить в скит, благословите, батюшка, – обращаюсь я к наместнику обители.

– Конечно, сходи. Там хорошо.

Отец Герасим благословляет мне в сопровождающие о.Варлаама, который только что вернулся из скита. После чего весь вечер он вычесывал из своей бороды клещей. «Наверное, сто клещей с себя снял, ужас, сколько их нынче», – делится в простоте сердечной молодой инок. «Когда пойдем?» – спрашиваю у о.Варлаама, откровенно говоря, не особо устрашившись насекомых. «А завтра с утра и пойдем, если не передумаете. Только вам надо резиновые сапоги найти. В туфлях не пройти».

Е.СУВОРОВ
Фото автора.

(Продолжение следует)

назад

вперед


На глав. страницу.Оглавление выпуска.О свт.Стефане.О редакции.Архив.Почта.Гостевая книга