ПАЛОМНИЧЕСТВО НА УРАЛЬСКОМ АФОНЕ (Продолжение. Начало на предыдущей странице) Большие задачи для наместника о.Герасим (Гаврилович)
| Управляет монастырем о.Герасим (Гаврилович). Это третий наместник обители. Он переведен сюда из Крестовоздвиженского скита Пермского Троице-Стефанова монастыря в октябре прошлого года, где был настоятелем. Восстановил там прекрасный храм, наладил отличное подсобное хозяйство, укрепил молитвенную жизнь. Так что, когда решался вопрос о новом наместнике Белогорского монастыря, лучшей кандидатуры не нашлось. Отец Герасим снискал уважение своей подвижнической жизнью, абсолютной непритязательностью в быту. Первые вопросы к отцу наместнику, можно сказать, «дежурные»: – Сколько сейчас братии в монастыре? – Братия – они всегда меняются. Основных-то восемнадцать послушников и монахов, еще тех, кто ищет свой путь, человек двадцать пять плюс трудники, которых около тридцати. – Те, кто пытается определить свой путь, – это кто такие? – Те люди, которые только пришли в монастырь, но еще не определились в жизни. У них еще нет целенаправленного движения к Богу, кто-то имеет недостатки, такие, как, скажем, курение. – И как же вы пришли в православие? – Пути Господни неисповедимы. Раньше я даже и не слышал о монастыре, но Божий Промысл исполняется по-разному. У меня умерла мама, и после этого я обратился к Богу. Пока жива была, она постоянно меня призывала креститься. Семья-то у нас вся верующая была, а меня почему-то в детстве не окрестили. А мама очень хотела привести меня к Богу, молилась за меня. И, слава Богу, совершилась эта великая радость для меня, и сейчас всегда я этот момент вспоминаю с благодарностью, что из тьмы, из грубой смерти Господь вытащил меня. – А вы давно в постриге? – С 1995 года. Я пострижен в честь Усть-Вымского святителя Герасима. В этом я тоже вижу особый промысл. Когда мореходку закончил, меня совершенно неожиданно направили в Сыктывкар, на место святительских подвигов Стефана Пермского, Герасима, Питирима и Ионы. Жил в Трехозерке близ Сыктывкара, ходил по Вычегде. Я находился еще в язычестве, но, видимо, Господь уже тогда предуготовлял меня к монашеству... – Наверное, у вас здесь большое хозяйство? – Не очень. Десять голов скотины: три дойных коровы, остальные телята. Три лошадки и жеребенок. Проблемы-то у нас другие. Огородное хозяйство надо поднимать, пропитанием себя обеспечивать. Мы – вдали от населенных пунктов, у нас проблема с отоплением остро стоит. Дров идет очень много на протопку храма и братских корпусов. С водоснабжением проблемы. Храм надо восстанавливать. Строительство собора было благословлено Иоанном Кронштадтским, и духовное значение его для России очень большое. Храм Христа Спасителя пять лет строили всей страной, а наш храм – не намного меньше. Его восстановление на сегодня оценивается в 150-170 млн. рублей. Хотя какая-то работа уже проделана, но ее объем не сопоставим с тем, что еще предстоит. Сам храм строился 15 лет, с 1902 по 1917 годы, а сейчас он восстанавливается уже десять лет, и конца этому не видно. Скит пытаемся возродить, он в пяти километрах отсюда. Там поставлена избушка, в которой живет несколько человек. Уже начали службы совершать. Царский крест, установленный на Белой горе
| – Надеетесь, что возродится старчество, которым раньше славилась обитель? – Сейчас даже в больших обителях нет духовников. Времена последние, поэтому в этом у нас тоже великая проблема. Каждый монастырь, я думаю, жаждет иметь опытного духовника, но за скудостью духовной жизни таковых не имеют. Приходится спасаться трудами святых отцов, особенно наставлениями подвижников, которые ближе к нашему времени, – Игнатия Брянчанинова, Феофана Затворника. Они больше промышляли о нашем времени. – А как вы расцениваете то, что некоторые известные старцы выступают против ИНН, а другие – за? – Правы те и другие. Сам ИНН не есть еще печать антихриста, но то, что через ИНН антихристианские силы пытаются закабалить мир и приготовить почву к пришествию антихриста, – это сейчас становится зримо, видимо. Все начинается с ИНН, пластиковых карточек, вживления в человека электронного чипа. Те, кто не хочет поступиться в малом, они не принимают ИНН, а те, кто в этом большой опасности не видит, принимают. Они считают, что, когда время антихриста придет, они смогут его различить. Елизаветинский источник – Я слышал, что из скита сюда постоянно приносят воду из источника Елизаветы Федоровны. Что, исцеляет? – Помогает по вере. Здесь все связано с Царственными мучениками. Елизавета Федоровна приезжала сюда с Высочайшими гостями. В Иверском храме по ее просьбе была совершена служба. Об этом событии в своих воспоминаниях подробно написал игумен скита о.Серафим. По некоторым сведениям, он был ее духовником, хотя для многих это спорный вопрос. Но, тем не менее, он активно участвовал в ее жизни и с ее судьбой связал многое в своей судьбе. Мы знаем, что он препровождал ее тело во время гражданской войны из Алапаевска через всю Сибирь в Китай, а затем через океан переправил в Иерусалим на Святую землю, где ее нетленные мощи были оставлены в усыпальнице русской церкви святой Марии Магдалины. Рядом с ее мощами в Гефсиманском скиту он построил себе келию и до конца жизни постоянно ухаживал за гробницей. Что удивительно, святость Елизаветы Федоровны была явлена еще в дороге. Почти два года о.Серафим перевозил тело преподобномученицы на Святую землю и вместе с ней вез еще несколько тел князей и слуг, сброшенных в шахту. И вот, в пути все тела начали издавать запах тления, а тело преподобномученицы Елисаветы, наоборот, благоухало. Во время этой поездки, сопряженной со множеством опасностей, св.Елисавета видимым образом являлась ему, предупреждала об опасности, помогала в пути. – И источник назвали в честь св. Елисаветы уже после ее сравнительно недавнего прославления? – Нет. На следующий день после того, как Елизавета Федоровна приехала сюда, она направилась в скит к о.Серафиму. Игумен Серафим испросил ее благословения назвать один из источников в ее честь. Этот источник сейчас восстановлен, над ним сооружена часовенка. Тополя, посаженные в скиту в честь ее приезда, за время безбожной власти выросли, и когда все храмы и все постройки там были уничтожены, они стали тем памятником, который напомнил верующим о ее приезде на Белую гору. Посещение Елизаветой Федоровной нашего монастыря – великое утешение для нас, братии, и для всех паломников. * * * Еще мученик Варлаам, настоятель Белогорского монастыря, приветствуя Великую княгиню, сказал: «Твое, благоверная княгиня, прибытие к нам, мы понимаем как проявление особого о нас промышления, устрояющего сие в утешение нам». Елизавету Федоровну еще при жизни многие почитали святой. Даже архипастыри и митрополиты склоняли свои головы перед великой благодетельницей и миротворицей. Ее все любили, ею восхищались люди из всех сословий, перед ней преклонялись. В паломнических поездках, которые совершала настоятельница Марфо-Мариинской обители, ее встречали восторженным ликованием толпы людей, ее путь устилали цветами. Так же было и во время визита в Пермскую губернию. Эта поездка во многом была промыслительной. Программой пребывания было запланировано и посещение уральского городка Алапаевска, где всего лишь через четыре года ее постигла мученическая смерть. Но поездка туда не состоялась из-за начавшейся Первой мировой войны. В июле 1914 года Елизаветы Федоровна прибыла на пароходе в Пермь. Толпы людей пришли встречать Августейшую паломницу. В кафедральном Стефановском соборе был отслужен молебен св.Стефану Великопермскому, после чего Елизавета Федоровна с благоговением приложилась к святыням храма. С особым чувством она взяла в руки посох первосвятителя Пермской земли, и благословение св. Стефана почивало на ней во все дни ее пребывания в Пермском крае. Земным ангелом, спустившимся с небес, была для многих Великая княгиня. Ее излюбленный белый цвет повсюду вносил с собой чистое благоухание, символизируя ее внутреннюю чистоту и ангельскую красоту. «Побеждающий облечется в белые одежды» – гласит Священное Писание. Шесть белых коней везли ее карету к месту свадьбы. Вся в белом, стояла она перед гробом своего любимого мужа в революционном 1905 году. Современники восхищались ее красотой и белизной ангелоподобного лица. В белой одежде принимала она гостей в Марфо-Мариинской обители. Именно в таких блестящих белых одеждах видела ее еще при жизни в раю в окружении многочисленного сонма ангелов одна из будущих насельниц Марфо-Мариинской обители... Тройка белых лошадей повезла ее в открытом экипаже на Белую гору. Тысячи людей в праздничных костюмах встречали ее в селе Троельга, которое стоит на пути в монастырь. Вместе с ними она молилась в простом сельском храме. Даже природа радовалась приезду Августейшей паломницы. На Белой горе постоянно дует порывистый сильный ветер. А накануне приезда Елизаветы Федоровны установилась редкая по безветрию погода. Не в сиянии дорогих убранств, а в простом платье, с деревянным крестом на груди с иноческими четками в руках предстала сестра Государыни. По дорожке, устланной красным сукном, она прошла в Иверский храм. Слезы умиления увидели на ее лице во время общей молитвы. После литургии, посетив иконописную мастерскую и другие монастырские сооружения, Великая княгиня молилась за всенощной, которая продолжалась около семи часов. На следующий день, 28 июля с утра, Елизавета Федоровна отправилась в Серафимо-Алексеевский скит, расположенный в пяти километрах от монастыря, в глухом лесу. В пещерном храме в честь киево-печерских подвижников были отслужены литургия и панихида в память о Великом князе Сергее Александровиче. В дар скиту Елизавета Федоровна подарила большую икону в полный рост преподобного Серафима Саровского, с большой частью камня, на котором молился преподобный. В свою очередь, ей преподнесли иконы с частицами святых мощей для будущего скита Марфо-Мариинской обители. Долгое время Елизавета Федоровна провела в духовной беседе со скитским игуменом Серафимом. Здесь же она получила телеграмму о грядущем начале Мировой войны, в которую Россия вступила через четыре дня. Это печальное известие изменило настроение Великой княгини. Она надолго замолчала, а потом заплакала. В тот же день она покинула Белую гору, чтобы всего лишь через четыре года здесь же, на Пермской земле, претерпеть издевательства, побои и ужасную смерть. * * * – Я хочу сходить в скит, благословите, батюшка, – обращаюсь я к наместнику обители. – Конечно, сходи. Там хорошо. Отец Герасим благословляет мне в сопровождающие о.Варлаама, который только что вернулся из скита. После чего весь вечер он вычесывал из своей бороды клещей. «Наверное, сто клещей с себя снял, ужас, сколько их нынче», – делится в простоте сердечной молодой инок. «Когда пойдем?» – спрашиваю у о.Варлаама, откровенно говоря, не особо устрашившись насекомых. «А завтра с утра и пойдем, если не передумаете. Только вам надо резиновые сапоги найти. В туфлях не пройти». Е.СУВОРОВ Фото автора. (Продолжение следует) |