КОВЧЕГ
ДВЕ СТОРОНЫ ОДНОЙ ЖИЗНИ ВО ХРИСТЕ Приветствую вас, дорогие друзья, братья и сестры! Писем от читателей заметно поубавилось: сезон отпусков, работы на огородах, устройство детей на летний отдых. Забот хватает. Все это неотъемлемая часть нашей жизни как для верующих, так и для всех остальных. И все же письма приходят. «Когда мама моя была здорова, мы каждое воскресенье и каждый праздник ходили в церковь, и так я уже привыкла, что без церковного пения, без служб не мыслила свою жизнь. Теперь на службах бывать не приходится совсем. Второй год мама болеет, и от нее отойти нельзя. Ей постоянно нужна помощь. Только на работу меня отпускает родственница, и сразу после работы бегу домой. Мне моя жизнь кажется пропащей без храма и без служб. Даже личную жизнь устроить не могу, а мне уже 28 лет. Только домашние дела и уход за мамой. Я ее жалею, но часто стала раздражать меня такая жизнь. Мне кажется, что я не спасусь для вечной жизни, мне кажется, что я одна такая несчастная. Прошу мое письмо напечатать: может, кто-то еще живет такой же жизнью, пусть поделится. Только адреса моего никому не давайте, я не хочу, чтобы мама узнала о том, что я написала вам. Раба Божия Зинаида». * * * «Здравствуйте, дорогие работники редакции. Никогда не писал в газету, но многие мысли не дают покоя, вот и решился вам написать. Свою жизнь мне трудно назвать христианской, хотя и стремлюсь к ней. Читая ваши статьи, даже завидую тем, кто ведет праведную жизнь, кто живет только духовной жизнью. Как это хорошо – заниматься только чтением духовных книг, ходить в церковь, ездить по святым местам, жить с Богом. В моей жизни все не так. Я тоже стремлюсь к такой жизни, а мне приходится постоянно ходить на работу, которая мне не нравится, помогать матери по хозяйству (у нас свой домик), работать на огороде – дел хватает. А на главное, на духовную жизнь, не остается времени, не знаю, что и делать. Меня раздражают просьбы матери – когда я сажусь читать духовную литературу, именно тогда надо куда-то идти и что-то делать, не раньше и не позже. Я из-за этого с ней ссорюсь, хоть и понимаю, что делать надо и что за меня никто не сделает. Живу я с матерью и младшей сестрой, в доме считаюсь хозяином, но мне эта жизнь не нравится, хочу в монастырь уйти. Но дом держит. Может, я не прав, но спросить не у кого, так и мучаюсь своими мыслями, друзей у меня мало, да и те в основном пьющие, с ними неинтересно, а верующих друзей нет. Так и живу в неведении, что мне дальше делать. Василий». Вот такие два письма, очень похожих, в которых христиане недовольны своей жизнью. Это неправильно, когда христианин двоится, делит свою жизнь на части: религиозную и нерелигиозную. В первую обычно включаются посещение богослужений, молитва, чтение Священного Писания, духовной литературы. Все остальное, быт – во второй части. Совершенно верно, что первую часть мы ценим гораздо выше, чем вторую. Мы стараемся и правильно делаем, что уделяем по возможности больше времени для этих занятий, потому что это богоугодные дела. Многим хотелось бы вообще избавиться от второй, нерелигиозной, или плотской, части нашей жизни. Кто-то уходит в монастырь. Помышлять, конечно, нужно о горнем, а не о земном. Но поскольку мы еще здесь, на земле, а не в Царствии Небесном, то и от земного нам вряд ли удастся избавиться, да этого и не нужно делать. Необходимо работать, растить детей, заботиться о пище, одежде, о доме, здоровье, быть в курсе событий, бороться со злом внутри себя и со злом, окружающим нас. Так было всегда и со всеми. При жизни без Бога эти заботы нередко крепко гнут нас к земле. «Будьте совершенны, как совершенен Отец ваш Небесный» (Мф. 5, 48). Быть совершенным – это значит научиться различать в делах пользу и вред, добро и зло и видеть невидимое в видимом. Зрелый христианин шаг за шагом стирает границу между религиозной и нерелигиозной частями своей жизни, наполняя духовным содержанием бытовую часть своей жизни. Не найти ни одного угодника Божия, который бы не трудился. Преподобный Серафим имел огород, питался от него зеленью и питал других. Блаженная Ксения Петербургская ночами тайно носила кирпичи на стройке. Трудились и апостолы. Никому и никогда не мешал труд быть с Богом. Плохо тогда, когда быт, житейские заботы пытаются нас захватить полностью и без остатка. В таком состоянии мы уже находились до христианства. Нет, наоборот, жизнь наша должна стать одним целым – жизнью в Боге. Апостол Павел пишет: «И все, что вы делаете, словом или делом, все делайте во имя Господа» и «А живем ли – для Господа живем; умираем ли – для Господа умираем: и потому, живем ли, или умираем, – всегда Господни». Неважно, что мы делаем и где находимся в конкретный отрезок времени. В церкви ли на богослужении, или на работе, или дома с детьми – это все одна наша жизнь, которую хочет подчинить себе Бог. Ему не нужны мы частями, а только целиком. Этого же хотим и мы сами. Христианин должен быть более христианином за пределами своего религиозного круга, в обыденной жизни, в хозяйственной и бытовой. Только тогда мы будем действительно детьми Божиими и светом этому миру, и свидетельством тому будут наши дела: «Всем нам должно явиться пред судилище Христово, чтобы каждому получить соответственно тому, что он делал, живя в теле, доброе или худое» (2 Кор. 5, 10). Храни вас Господь! Искренне ваш во Христе, иеродиакон ВАРНАВА. Мой адрес: 167000, г.Сыктывкар, ул.Ленина, д.89, кв.235. Тел. (8-8212) 44-21-50. Эл. почта: covchegv@online.ru |