ЖИВОЕ СЛОВО

ЧТО ЧИТАТЬ?

 

Что из светской литературы XX века вы могли бы посоветовать православному христианину?

Священник Пафнутий Жуков, директор православной гимназии г.Сыктывкара:

– В первую очередь, я могу посоветовать отечественных писателей. Это Каверин, который отстаивает нравственные ценности – верность, справедливость, честь. Это Нодар Думбадзе, Евгений Шварц, замечательный сказочник и философ, который учил нас не бояться, что зло может восторжествовать. Оно слишком пошло, чтобы быть победоносным.

Если говорить о том, что я в свое время читал, то увлекался когда-то Иваном Ефремовым, а сейчас мне это скучно. То есть этот советский мистицизм быстро себя исчерпал. Правда, сейчас возникла другая постсоветская мистика – оккультная, которая еще хуже. Я вообще-то много читал фантастики, но я не знаю, стоит ли это советовать.

Валентином Пикулем зачитывался но потом обнаружил, что он подтасовывает исторические факты, – оклеветал, например, Императрицу Александру. На скандальчиках пытался сделать имя, но сам оскандалился.

Можно посоветовать Ахматову, но не всем. Не потому, что это неполезно, а просто может пройти мимо сознания. То, что в 70-е годы воспринималось как откровение, сейчас стало историей.

Очень нравится Юрий Коваль, здоровый в духовном смысле писатель и живой, на мой взгляд, человек. Люблю Александра Грина, но не как фантаста, а как романтика, сказочника.

Из зарубежных сказочников – Андерсена, особенно «Русалочку», и еще очень много значит для меня Экзюпери. Он, собственно, и привел меня когда-то к Библии. Когда я первый раз ее прочитал, то ничего не понял. А потом нашел у Экзюпери мысль, что Библия – это высочайшая поэзия мира. И когда я попытался подойти к Книге книг, как к поэзии, то мне стала открываться и ее духовная сторона. Я открыл для себя, что поэтический язык – это в то же время и язык пророческий. Пророки, как известно, говорили стихами, а поэты пророчествовали.

Что я сейчас читаю из светской литературы? Пушкина, Островского, Моруа, Уайльда, Николая Гумилева. Думаю, что прочел в своей жизни много лишнего. Как сказано у апостола «Все мне позволено, но не все полезно».

Протоиерей Георгий Митрофанов, преподаватель С.-Петербургской духовной академии и семинарии:

– Русская литература в начале XX века явила изумительный пример того, как секуляризованное общество может быть обращено ко Христу, христианской теме. Это стало важнейшим вопросом. Если в XIX веке Бог «мучил» одного Достоевского, то затем вся наша литература пришла к попытке осмыслить духовную сторону бытия – вплоть до таких оппонентов, как Блок и Гумилев. Эту тенденцию попытались прервать большевики. Но и советская литература, потеряв осознанное понимание, что все вопросы искусства и жизни разрешаются лишь во Христе, была, тем не менее, томима духовной жаждой.

В последнее время был написан очень важный роман для русского возрождения. Это роман Виктора Астафьева «Проклятые и убитые». Можно назвать также два романа Солженицына «Архипелаг ГУЛАГ» и в «Круге первом», которые я также могу рекомендовать. А если говорить о поэзии, то самыми яркими фигурами, как мне представляется, были Ахматова и, как ни странно, Георгий Иванов.

Кстати, и в западной литературе наметилась нехарактерная для нее в XIX веке обращенность к религиозной теме. Здесь можно назвать роман Генриха Бёля «Бильярд в половине десятого», романы Альберта Камю «Чума», Фолкнера «Свет в августе» и «Осквернитель праха».

Но особо я хотел бы выделить замечательную книгу Жоржа Бернаноса «Дневник сельского священника». На мой взгляд, это лучший роман в мировой литературе, написанный о провинциальном, сельском священнике. События романа развиваются на фоне Франции 20-х годов прошлого века.

Далее могу назвать роман Грэма Грина «Сила и слава». Это рассказ о священнике, которого судьба забросила в один из мексиканских штатов. Слабый, грешный человек, он находит в себе достаточно мужества и смирения, чтобы избрать крестный путь. В Мексике, как известно, гонения на христиан носили ожесточенный характер.

У нас в этой области, на мой взгляд, нет ничего лучше книги «Отец Арсений», которую я также советую для чтения современному христианину.

Отец Сергий Гомаюнов, директор православной гимназии г.Вятки:

– Если говорить о литературе 20-30-х годов, то там ничего мое сердце не греет. Прежде всего, я читал с удовольствием писателей, которые открывали для меня духовную историю нашего народа. Открытием стал Иван Шмелев. Практически все его произведения – и проза, и публицистика – стали для меня отдыхом душевным. У Шмелева прекрасный русский язык, нравственная, но не назидательная, не насильственная позиция автора. Это то, что в первую очередь подкупает.

Очень люблю своего земляка – писателя Владимира Николаевича Крупина. Маленькие его рассказы, «Вятскую тетрадь»...

Когда бывает время, перечитываю советскую военную литературу – Карпова, Константина Симонова, Виктора Некрасова и других. Если говорить о моем поколении, то мы – дети детей войны. Вроде бы прямого отношения к ней не имеем, но переживаем ее, как свою войну, свою боль и победу.

Помню, как года два назад стал свидетелем такой сцены. По улице шел фронтовик. Его обогнали два молодых человека и сказали что-то грубое. Он попытался их одернуть: «Я же за вас воевал!» – и услышал в ответ: «А мы тебя об этом не просили. Если бы ты проиграл, мы бы сейчас не «Жигулевское» пиво пили, а немецкое».

Наше поколение себе такого цинизма не позволяло. Необходимо сохранить память о том, каким духом была выиграна война. Литературу о войне просто необходимо читать, ни в коем случае нельзя исключать ее из школьной программы.

Очень много значат для меня и писатели-деревенщики – Абрамов, Распутин. Это классическая отечественная литература – та, которая останется будущим поколениям.

Я сам родом из деревни, и на моих глазах достаточно быстро произошло разрушение того, что можно назвать деревенским укладом жизни. Это моя личная боль. Ведь вся жизнь в деревне была пропитана православной традицией. И то, что деревенщики смогли это увидеть, опознать не как результат советского колхозного воспитания, а как национальное, русское, как явление культуры и истории, – в этом самая главная их ценность.

Читать хорошую русскую литературу, не разделяя ее на советскую и дореволюционную, необходимо. Как сказал один из классиков, поэт в России – больше чем поэт. А писатели – больше чем литераторы. Они открыли нам те глубины в человеке, где решаются вопросы, быть или не быть ему в Боге. Без русской литературы мы про сто не сумеем понять во всей полноте нашу православную традицию. 

назад

вперед


На глав. страницу.Оглавление выпуска.О свт.Стефане.О редакции.Архив.Почта.Гостевая книга