ПАМЯТЬ


ДВЕ КРЕСТНЫЕ ВЕРСТЫ:
 ЗРИТЕЛИ И УЧАСТНИКИ

О том, что происходит третий раз кряду, говорят, что это стало традиционным. В воскресенье, 15 сентября, около полудня из главных врат Кирилло-Белозерского монастыря вышел с хоругвями и пением крестный ход. Традиционный, потому что вот так он выходил и год, и два года назад. Впервые почтить крестным ходом память епископа Кирилловского Варсонофия и игуменьи Серафимы решили еще в 2000-м. Тогда они не были соборно прославлены, но память их чтилась в стенах древней обители (жизнеописания ферапонтовской игуменьи преподобномученицы Серафимы (Сулимовой) и священномученика Варсонофия (Лебедева) мы печатали в № 377 «Веры» за 2000-й год).

Тот самый путь, которым мы шли нынче, был в то раннее утро 1918 года воистину крестным для них – епископа, игуменьи и еще четырех мирян. Когда конвоиры приказали свернуть заложникам с дороги, епископ Варсонофий так и сказал: «Вот и наша Голгофа». Теперь примерно на том месте, где были расстреляны они, на взгорке стоит высокий деревянный крест. Указать точно место, где были расстреляны новомученики, сегодня никто не может, старожилов не осталось.

Еще тогда, в 1918 году, братия монастыря пыталась перенести останки владыки в обитель. Было даже получено разрешение властей. Не дали красноармейцы. Но, как считает нынешний эконом монастыря Валерий Рыбин, возможно, благочестивые христиане спустя немного времени все-таки перезахоронили владыку. И именно поэтому поиски останков новомучеников, которые велись на месте расстрела еще в позапрошлом году, не дали результата. «Не могло православное сердце смириться с тем, что тело владыки будет зарыто где-то в поле. Кто-то, несомненно, перезахоронил владыку. То же касается и мощей матушки Серафимы. Так что теперь найти их могилы вряд ли возможно. Как говорит наш владыка Максимилиан, в Вологодской епархии более 90 процентов всех мощей святых хранятся под спудом – видимо, нет воли Божией на их открытие.

* * *

Нас было около ста нынче, как и в прошлом году. В том числе немало приезжих. Был даже целый автобус специально приехавших на торжество паломников из Петербурга – правда, он несколько припозднился. Шли рядом подростки – видимо, из какого-то интерната. Один спросил, глядя, как настоятель о.Лаврентий кропит во все стороны: «А вода – святая?» Узнав, что да, святая, охотно подставил свое лицо под брызги.

По ходу движения хор безостановочно пел: «Господи Иисусе Христе, Сыне Божий, помилуй нас». Дети шли сначала молча, вслушиваясь, а потом и сами запели.

...Мосток с проломленными досками, поворот на Белоозеро, деревянные домишки, семья, ковыряющая картошку в огороде, женщины, полоскающие белье с мостков, мелкая дождевая пыль над Сиверским озером... Подумалось: должно быть, вот так и было 85 лет назад, когда их вели...

Тут чуть не вприпрыжку пробежали телеоператоры, обогнали ход и установили камеру впереди, встречь движения хода, словно изготовившись стрелять по нам. Нет, все теперь не так. Тогда, на рассвете 15 сентября 1918-го, зрителей не было, были лишь палачи и жертвы.

По-видимому, о крестном ходе или не успели оповестить местное ГАИ, или милиция опоздала направить машину сопровождения, только поначалу процессия по Кириллову двигалась сама по себе. Всего примечательнее была реакция автомашин. Кто-то из водителей съезжал на глубокую обочину и медленно следовал мимо – из-за стекол испуганно-любопытствующе поглядывали пассажиры. Другие «подрезали» колонну, едва не отдавливая ноги верующим, в основном это были почему-то деловитые, вечно спешащие куда-то грузовички – из их кабин смотрели на нас с брезгливым раздражением (мешаем работать!). Одна легковушка впереди, едва заприметив из-за поворота крестный ход, резко тормознула и остановилась поперек дороги в неопределенности – некоторое время она так и стояла, перегородив путь, вдруг сорвалась с места и юркнула на боковую дорогу. Вот что удивительно: НИКТО из зрителей – ни в кабинах машин, ни встречные прохожие – не перекрестился на Крест, несомый хоругвоносцами.

Ну а на обратном пути, откуда ни возьмись, явились машина сопровождения и милиционер с окладистой бородой, который запретил транспорту: теперь встречные машины впрыгивали на обочину и почтительно замирали, те же, что ехали за нами, больше не обгоняли, но следовали сзади, невольно увеличивая протяженность хода.

Вот так и в жизни – одни идут крестным путем сознательно, другие и рады бы свернуть, да «сопровождение» не пускает.

И.ИВАНОВ 
Фото автора и М.Сизова

.

назад

вперед


На глав. страницу.Оглавление выпуска.О свт.Стефане.О редакции.Архив.Почта.Гостевая книга