ТЕАТР И ПРАВОСЛАВИЕ НАША МОЛИТВА ЗА РОССИЮ С о.Игорем и матушкой Ольгой Ануфриевыми я познакомился в Перми на спектакле о Царственных страстотерпцах. Вдвоем они ведут большую миссионерскую работу, много выступают с концертами духовных песнопений. Оба закончили Российскую академию имени Гнесиных. Отец Игорь служит в часовне Стефана Великопермского, а матушка Ольга – завуч Пермской регентской школы и регент смешанного хора Троице-Стефанова мужского монастыря. Спектакль проходил в духовно-просветительском центре Пермской епархии, расположенном в часовне Стефана Великопермского. Ануфриевы сами написали сценарий, основанный на документальных свидетельствах, сами срежиссировали литературно-музыкальную постановку и сами же воплотили ее в жизнь, став ее главными исполнителями. Для участия в ней привлекли детей из регентской школы. И вот премьера. Она состоялась как раз в день небесного покровителя Царя-мученика – в праздник Николая Чудотворца. Зрители смотрели спектакль затаив дыхание, сопереживая всем членам Царской Семьи, путь которой был прослежен со дня венчания на царство Императора Николая II до их расстрела в подвале дома Ипатьева. Исполнители не играли Царскую Семью, они просто знакомили зрителей с документальными свидетельствами. Отец Игорь читал свидетельства о Николае II, матушка Ольга – об Александре Федоровне, а ученики регентской школы – о царских детях. Действие сопровождалось духовными песнопениями в исполнении участников и фрагментами записи классической музыки. Все это производило потрясающее впечатление, хотя никакого театрального действия в привычном его понимании не происходило. Сцена была украшена только портретами членов Царской Семьи и одиноким подсвечником, на котором горели свечи. Каждый зритель невольно сопереживал и искреннему царевичу Алексею – мальчику Арсению в морской форме, удивительно похожему на царского наследника, и жизнерадостной Анастасии, и царевнам Марии, Ольге и Татьяне в белоснежных блузках, – кристально чистым душам, безвинно убиенным вместе со своими царственными родителями. Вряд ли у кого-то после просмотра этой постановки еще останутся сомнения в их святости. Композиция так и называется: «Они ушли от нас святыми». После представления я встретился с о.Игорем и матушкой Ольгой. – С чего все началось? – был мой первый вопрос. Матушка Ольга: – С книги следователя Соколова об обстоятельствах расстрела, которая была издана еще в 1925 году. Потом нам стала попадаться другая литература. Отдельные отрывки из этих документов, а это дневники, воспоминания свидетелей и очевидцев, свидетельства историков, мы стали выписывать в отдельную тетрадь. В итоге получилась документальная композиция, материалы которой издали отдельной книгой – с помощью настоятеля Троице-Стефанова монастыря о.Стефана (Сексяева). А сейчас вот сделали постановку. Пока ее готовили, было много искушений. Но и помощь в работе была большая. Когда мы стали искать музыкальные фонограммы для постановки, сразу выбор пал на Рахманинова, Чайковского. Царь и царица были высококультурными, образованнейшими людьми своего времени. Хорошо разбирались в классической музыке. Чайковский был любимым композитором Николая Александровича. У Рахманинова русское начало выражено гораздо ярче, чем у других. И самое удивительное: когда мы выбирали какой-то музыкальный фрагмент, происходило такое соединение музыки и текста, что даже по времени эпизод музыкальный точно совпадал с текстовым прочтением. И в колокольных звонах произошло удивительное совпадение текста и музыки. Когда мы еще только стали книгу Соколова читать, у нас параллельно началась молитва. Отец Стефан благословил нас совершать дома молитву Царю-мученику ежедневно. Здесь, в храме, каждую неделю читается акафист Царственным страстотерпцам. Иногда просто без слов обращаемся за помощью к Царским мученикам и получаем помощь. И вот неожиданно для нас произошло это проникновение всей Царской Семьи в нашу семью. Какое-то произошло расширение внутреннего нашего пространства, даже дети наши это почувствовали. Каким-то особым теплом согрелся и наш дом. Отношения во время репетиций между нами установились добросердечные, словно Царские мученики передали нам частицу своего тепла. – Как между вами распределяются обязанности? Кто из вас режиссер, сценарист, постановщик? Отец Игорь: – Мы старались делать все совместно, как и все в своей жизни. Для нас самих проникновение в эту тему стало открытием Царской Семьи. Мы и раньше как бы понимали: да, Церковь их прославила, это святые люди. Но понимали как-то головой, а через сердце еще не прошло. Трудно преодолевать те штампы и шаблоны, которые прививали нам с детства. И вот это новое открытие Царской Семьи стало для нас таким великим событием в жизни, таким великим счастьем! Сейчас многие люди, даже и православные, не понимают всей святости Царской Семьи. Они думают, что их прославление – это политический акт Церкви. Кто-то думает, что их прославили для соединения с Зарубежной Церковью, кто – для дружбы с Западом, чего только не выдумают! А что на самом деле это были святые люди, не до всех доходит... Наша постановка – как молитва. Но это не только молитва о Царских мучениках, это молитва о России. Суть их жизни была в том, чтобы защитить и спасти Россию и православие. Их добровольное принесение себя в жертву – это искупительная жертва России. У игумена Серафима (Кузнецова), первым написавшего правдивую книгу о Царе-мученике, есть такая мысль, что Господь заранее открыл им время кончины. И, конечно, Пресвятая Богородица их перед смертью посещала. За три дня до расстрела, когда священник во время богослужения неожиданно для себя пропел «Со святыми упокой», они все опустились на колени. Тучи сгущались, они чувствовали приближающуюся развязку и знали о ней. Матушка Ольга: – Царская Семья – это образец православной семьи. На их примере должна строиться новая Россия. Сейчас вообще устои семьи разрушены, нет той ячейки общества, на основе которой строится и процветает любое государство. Отсюда и все проблемы в России. Многие теперь руководствуются совершенно иными примерами, иными, чуждыми нам, типами поведения, и восстановить патриархальный уклад былой великой Руси очень трудно. Восстановить все можно вот на таком ярком образце, которым и была Царская Семья. Материал о Царских мучениках бесконечен. Такая глубина огромная. У нас была задача просто показать странички, высветить определенные моменты жизни. Главное для нас – пробудить интерес к Царской Семье, а потом желающие сами смогут найти источники и докопаться до всей правды. – А у вас какая семья? Как вы нашли друг друга? Матушка Ольга: – У нас двое детей, оба учатся в школе. Сыну 15 лет, он пономарит, а дочка, ей 12 лет, поет со мной в хоре. Оба учатся в музыкальной школе. Мы с Игорем познакомились в Москве во время учебы в Гнесинке. Там и поженились. Отец Игорь: – После окончания академии приехали в Пермь, к моим родителям. Какое-то время занимались профессиональной музыкальной деятельностью. Я сочинял музыку, поскольку закончил композиторское отделение. Потом пришли к Богу, стали петь в церковном хоре. Я стал священником. Но композиторство не оставил. Пишу музыку на священные тексты – и, слава Богу, вижу, что кто-то среди неверующих, послушав эту музыку, потом приходит в церковь. Недавно закончил произведение для хора с оркестром, и, возможно, в этом сезоне мы исполним его в Перми. – Вы часто выступаете с духовными концертами? – Да, приходится. Православные люди сейчас не посещают театров, потому что там духовный уровень низок. А потребность в искусстве есть. Поэтому мы и устраиваем духовные спектакли. В Великий пост организовали большой концерт песнопений Великого поста. Привлекли к участию в нем хоры церковные и светские. И профессиональные музыканты на это общение с радостью идут. Для светских коллективов, участвующих в духовных концертах, это тоже какой-то путь к воцерковлению. Был у нас еще концерт патриотической русской песни, и мы увидели, что отклик на него тоже большой. У нас есть целый ряд патриотических песен, частью позабытых или исковерканных за годы советской власти. Они заставляют задуматься, что мы русские, что наше спасение только в православии. Например, песня «Смело мы в бой пойдем». Это переделанная песня белой гвардии времен гражданской войны. Там пелось, что мы все «как один умрем за Русь Святую». Еще много и много приходится открывать таких песнопений и авторов, например, Бехтеева, которого у нас никто не знает. – Будете ли вы продолжать постановки о Царских мучениках? Матушка Ольга: – Отец Стефан после премьеры предложил нам создать свой православный театр. Пока что об этом говорить рано. Мы все-таки не театралы. Но царская тема, наверное, теперь навсегда останется с нами. Записал Е.СУВОРОВ На глав. страницу.Оглавление выпуска.О свт.Стефане.О редакции.Архив.Почта.Гостевая книга |