ХРОНОГРАФ ОТ ХАНСТВА К ХАМСТВУ 15 октября мы отметили историческое для России событие – 450-летие взятия Иваном Грозным Казани (в 1552 г.). Отметили по-разному... Немного истории. В ответ на набеги летом 1552 г. Иван IV собрал под стенами Казани 150-тысячную рать. Город по тем временам был крепким орешком. На главном направлении атаки Иван IV приказал выстроить деревянную башню высотой 13 м, водрузив на нее 10 больших орудий. Башню подкатили к крепостной стене и стреляли по городу поверх нее. А рано утром 2 октября (15-го по новому стилю) войска двинулись на приступ с музыкой и барабанным боем. Казань пала. 30 тысяч человек недосчиталось войско московского царя после этого сражения. Их похоронили на берегу реки Казанки – на этом месте при царе Александре I был возведен храм-памятник. «Вечную память» погибшим здесь повелось возглашать с тех пор ежегодно. Вот и нынче, в Покровскую субботу, как сто и двести лет назад, в церквях города были отслужены панихиды по погибшим при штурме Казани. Как сказал настоятель Богоявленского собора Казани прот.Олег Соколов, в 1552 году трагедия произошла с обеих сторон, память о павших не должна служить поводом для разжигания националистических страстей, а содействовать сплочению вокруг общей исторической судьбы. Это очень точные слова – об общей исторической судьбе. Не осознавать ее – значит, по сути, оставаться иностранцем в России. Уже на следующий день в Казани состоялся намаз в память защитников Казани у «башни Сююмбеке». И это можно понять. Но вот то, что началось потом, – вне понимания. Был принят ряд резолюций, в том числе с требованием признать 15 октября «днем траура» и нерабочим днем. Звучали также политические лозунги о «независимости республики» и др. Чтобы понять, что произошло, нужно определиться, кто стоял за этими «альтернативными» поминками? А стоял за ними тот самый экстремистский ТОЦа (Татарский общественный центр), который 2 октября инициировал разгром православной святыни в Набережных Челнах. «Разворотили, разрушили строящуюся часовню во имя Державной иконы Божией Матери, – с горечью комментировал произошедшее священник Олег Богданов. – Еще раньше татарские националисты подожгли деревянное здание часовни. Прошлым летом разворотили площадку, приготовленную под новый храм...» На вопрос журналистов, удалось ли задержать кого-нибудь из вандалов, отец Олег ответил: «Некоторые погромщики были арестованы милицией на месте. Но их, как это у нас почти всегда бывает, вскоре отпустили. Тем более, что среди задержанных были в основном старики – бабушки, которым по 75 лет. Молодые громилы, которые ими, попросту говоря, прикрывались, успели скрыться». Милицейские чины города подтвердили: да, это работа ТОЦ и его местного руководителя Рафиса Кашапова. Прокуратура города возбудила уголовное дело по статье «Умышленное уничтожение имущества» (ущерб оценен в 40 тыс. руб.). И при этом – никакой реакции ни от руководителей Татарии, ни из Федерального округа, ни из Москвы. Наконец, к Президенту Татарстана Шаймиеву обратился Святейший Патриарх с редким по жесткости заявлением: «...Вынужден с сожалением отметить, что межрелигиозные и межнациональные отношения в Республике Татарстан далеки от нормы. В связи с этим призываю Вас принять все меры к тому, чтобы православные жители Татарстана не чувствовали себя угнетенными, не опасались за свою жизнь и достоинство, за свои святыни». Уполномоченный по правам человека в России Олег Миронов подтвердил, что «на территории Татарстана нарушаются права граждан на свободу вероисповедания». И снова никакой реакции. Зато последовал удивительный ответ Главы Совета муфтиев России Равиля Гайнутдина. Осудив в общих словах разрушение часовни, он тут же отыграл назад: «На текущий год приходится скорбный для татарского народа юбилей: 450-летие завоевания Казани русским царем Иваном Грозным, когда кровь текла рекой... Вот почему строительство православной часовни в год такого юбилея было не вполне корректным и даже оскорбительным для религиозных чувств мусульманского населения города». А потом будет 500 лет завоевания Казани. А в промежутке – 475 лет... И вообще, в истории противостояния Казанского ханства и Руси много дат. Когда же позволите начать строить православный храм? Я понимаю, что попечение о религиозных чувствах мусульман – это профессия муфтия. Когда в Набережных Челнах на берегу Камы на месте разрушенного большевиками православного храма в начале 90-х демонстративно возводили мечеть, наверное, тоже думали о чувствах. Только чьих? Что нам ответить на высказывание муфтия Гайнудина? Во-первых, кровь лилась, очевидно, с обеих сторон. Но верующий татарин – умом или сердцем – поймет, что если победило войско Ивана Грозного, значит, была на то воля Аллаха. Неверующий татарин найдет в таком исходе все последующие преимущества вхождения татарского народа в европейскую, а не азиатскую цивилизацию через более высокоразвитую русскую культуру. И только человек чуждый и культуре, и судьбам российского и татарского народов, может занять позицию «обиженного историей». Тем более странно было видеть Гайнудина рядом с Президентом в первый день захвата заложников в Москве. Впрочем, не удивительно: в администрации Президента у него достаточно покровителей, строящих вокруг его фигуры сложные политические комбинации. Вдумаемся в призыв Гайнудина к Церкви – учитывать мнение мусульманской общины при возведении храмов, «чтобы непродуманные шаги не наносили ущерба межнациональному миру и согласию в России». За общими фразами, как ни странно, стоит настоящий «бизнес». «Мир и согласие» в Татарстане – это главный «товар», который Президент Шаймиев уже многие годы успешно «продает» Центру. Цена его – миллиарды. Если во времена Ельцина этот регион не платил большинства федеральных налогов, то при Путине, при активной помощи Кириенко, он успешно выторговывает себе гигантские трансферты, какие не приснятся любому иному субъекту федерации. В частности, в следующем году Татария получит в 12,5 раза больше средств, чем весь Дальний Восток, свыше 11 млрд. рублей. Немалая заслуга в успехе такой коммерции – за вполне «ручными» исламскими экстремистскими группами, вроде того же ТОЦа. Когда нужно, им дадут возможность показать «клыки» Москве, когда нужно, их запрячут обратно в нору. В процессе этой финансово-политической игры с Кремлем, то целый народ – кряшены – объявляется несуществующим, то набросятся вдруг националисты на кириллическую графику татарского языка. Но чаще всего страдает русскоязычная православная община республики: замечено, что она не агрессивна, менее сплочена и, как правило, опасается открыто защищать свои гражданские права. Однако терпимости к такому положению должен быть положен конец. И.ИВАНОВ На глав. страницу.Оглавление выпуска.О свт.Стефане.О редакции.Архив.Почта.Гостевая книга |