СЛОВО


КОНЕЦ СВЕТА – КАК СПАСАТЬСЯ

В последнее время у нас в обществе растут апокалиптические настроения. Насколько они оправданы? По этому поводу своими размышлениями с вами делится иерей АНДРЕЙ Кононов, клирик храма Иоанна Предтечи г.Вятки.

Разъезжая по земле Русской, я неоднократно слышу вопрос: «Батюшка, можно садить картошку, можно жениться, выходить замуж, рожать детей? Можно ли строить дом, копать колодец, писать стихи и строить храм?» Даже строить храм! Этот вопрос услышал не где-нибудь, а в Шамордино. Его задала одна монахиня, добавив при этом: «Вот мы строим такой прекрасный храм Казанской Божией Матери, а ведь он может достаться антихристу! Как же быть!? Стоит ли силы своей души прилагать к обустроению этого мира?!» И понимаешь, что люди эти не оскудели благодатью, не напуганы происходящим в этом мире, – здесь, скорее всего, подходит слово «растеряны». Растеряны, потому что широким, небывалым потоком льются на землю Русскую и на весь мир информационные помои, ушаты словесной грязи. И в этих помоях тонет русский человек и не видит берегов.

Но на самом деле вполне достаточно взглянуть по-другому на эту жизнь – и худое, то, что загрязняет душу, не будет прилипать. Это как в известной истории, когда у одной женщины было два сына. Один занимался изготовлением зонтиков, а другой выбеливал холсты. Когда шел дождь, эта женщина плакала, потому что один из сыновей не мог продавать холсты. А когда светило солнце – опять плакала, потому что у другого сына не покупали зонтики. И она обратилась к старцу. Он сказал ей: «Закрой глаза и слушай». И она услышала его наставления. После этого, когда шел дождь, она радовалась, что один из сыновей продает зонтики. Когда же светило солнце – радовалась, что другой сын продает свои беленые холсты. В жизни этой женщины ничего не изменилось, изменилось только ее отношение к погоде.


Это фрагмент иконы, взятой с сайта, посвященного Апокалипсису и борьбе с ИНН. Типичный «новомаз». Нарисован Бог Саваоф, хотя старые церковные каноны (их никто не отменял) да и сама Библия запрещает изображать Его. В отличие от ипостаси-Сына, мы не можем знать, как выглядит Отец. Мы увидим Его только на Страшном Суде, и... к чему торопить события?

Так и сегодня: если мы изменим свое внутреннее отношение к тому, что совершается вокруг, если мы не будем сами накручивать и пугать себя и родных апокалиптическими страшилками, если мы поймем, что идет дождь, светит солнце, земля рождает хлеб, цветут виноградники и можно печь хлеб, изготавливать вино, а потом служить Божественную литургию – если это в мире есть и если каждый день на Престол ставится Чаша Христова и дискос с хлебом, то что нас может испугать!? Только мы сами! С другой стороны, сказав: «Ребята, все хорошо! Ничего не бойтесь! Глобализация – это глупость и пустяки. Жив-жив курилка!» – это тоже будет неоправданным благодушием. И с какой бы стороны я ни стал отвечать на этот вопрос, это все равно, что бросить камень в осиный рой. Все равно покусают. Бывают такие ситуации в истории нашего Отечества и в мировой истории, когда можно найти ответ, удовлетворяющий большинство. Вспомните времена старообрядческого раскола на земле Русской. Сколько было споров, терзаний, жестоких, тяжелых мук, трагедий... Несмотря на ошибки в переводах книг и какие-то неверные политические шаги царя при этой реформе, Православная Церковь все-таки выправилась. Сонм мучеников ХХ века за веру православную свидетельствует об этом.


А это уже
настоящая икона.
«Ангел в пустыне»

Или возьмем до сих пор не уврачеванный вопрос о Декларации митрополита Сергия 1927 года. До сих пор ломаются копья и человеческие судьбы по этому вопросу. Что уж говорить о конце света, о грядущих временах. Много горести, много страха уже сейчас. На вопрос о том, прав или не прав был митрополит Сергий, нет простого, однозначного ответа. И мне кажется, что понять происходящее и верно к нему относиться, мы сможем только тогда, когда поймем всю антиномию нашего спасения. Все вы знаете икону «Ангел в пустыне», на которой изображен Иоанн пророк – Предтеча Божий. Изможденный, во власянице. Взгляд Пророка суров, весь его лик чрезвычайно аскетичен, печален, страждуший, будто высушенный изнутри. Но за плечами его огромные крылья – крылья Пасхальной радости, крылья, которые могут вознести его превыше небес. За спиной горение Духа Божия.

Сколько раз мы читали о праведниках, преподобных, которые плакали о своих грехах! И в то же самое время радовались о Боге. Как это возможно совместить – радость и печаль, страх и надежду? Но между ними, по слову преп. Амвросия Оптинского, лежит наше спасение. Это антиномия нашего спасения, антиномия человеческого сердца. Человек плачет о своих грехах в сфере душевной, временной, а его Дух утешается Богом в вечности.


Еще один фрагмент «апокалипсиса нашего времени». Если убрать фигуру солдата-мученика Евгения Родионова, то можно спутать с картинкой из иеговистского журнала «Сторожевая башня».
Таков дух этой «православной иконы».

И на этот вопрос, стоит ли сажать картошку, когда антихрист посылает своих слуг на наши огороды (пока еще в виде колорадских жуков), нет однозначного ответа. Вот у нас в Вятке проходили собеседования в молодежном клубе «Мир» об ИНН. И мы последовательно разбирали все, что может человека зацепить в этом вопросе. Мы разбирали символику, инаковую сущность чисел и может ли человек вместо имени носить цифру. Мы разбирали пророчества, посвященные антихристу. И когда все страхи пали, остался последний вопрос: какое право имеет христианин участвовать в строительстве Вавилонской башни, то есть современного глобалистского мира? Имею ли я какое-то нравственное право, относя кирпичи на постройку этой башни, получать за это зарплату и кормить своих детей?


Страсти, страсти... Все-таки обнаженных людей на православных иконах рисовали иначе

Что тут ответить?

Мне кажется, этот вопрос не совсем корректный, и так – прямолинейно – его задает наше сердце, а не разум. Вспомните другой вопрос из Священного Писания. Мужчина был сотворен вне Рая, сотворен из земли, а женщина сотворена из живой плоти и в Раю. Значит, по сравнению с мужчиной, женщина несет в себе более высокие достоинства творения Божия? Это я привожу в качестве примера некорректного вопроса. Его ставить надо совсем иначе: Богом было совершено не «творение мужчины вне Рая», а «творение женщины в Раю». А если сказать еще точнее, то в Раю была не просто «сотворена женщина», а было разделение единой человеческой природы на две ипостаси, по подобию Святой Троицы. Для этого, видимо, были необходимы действительно райские, тепличные условия. Вот если мы себе ТАК зададим вопрос, почему Бог разделил человеческую природу на две ипостаси именно в Раю, а не в пределах земли, то мы тогда на этот вопрос ответим верно и спокойно.

Вопрос, какое право христиане имеют строить Вавилонскую башню, следует задавать иначе. Его нужно перефразировать: «А разве только Вавилонскую башню строит современный мир? Разве нет в мире столпа утверждения Истины, который создал Сам Бог в Церкви Своей?» Спрашиваю детей: «Когда было начато строительство второй Вавилонской башни?» Один юноша мне ответил мгновенно: «Сразу после того, как разрушили первую». Поэтому получается, что, когда Господь приходил на землю, он тоже принимал участие в этом строительстве?! И апостол Павел пишет, что тайна беззакония уже в действии. И тогда уже были силы, которые стремились к тому, к чему сегодня есть горячее стремление, – это собрать всех под пятой «старшего брата». Но это – ИХ стремление.

Мы же видим, что Господь, собрав своих учеников, не послал их в пещеры и пустыни, а послал по дорогам Рима с проповедью Евангелия. И сегодня по «римским дорогам», по новым информационным потокам, можно идти не только неся бадьи с помоями, не только собирать дань кесарю мира сего, но можно идти с Благой Вестью. И если человек говорит тебе: «Какое ты имеешь право строить Вавилонскую башню!?», то такому человеку надо отвечать: «Я созижду Церковь Христову, которая призвана оживить и осеменить весь мир».

Да, мир строит Вавилонскую башню, но Бог строит в этом мире Свою Церковь. Вспомните Иоанна Златоуста. В своих проповедях-беседах он говорил о приближающемся царствии сатаны и не раз повторял, что совсем скоро придет антихрист и что вот-вот наступят его времена. Но что он делал сам, когда был отправлен в далекую ссылку от Константинополя? Он созидал иноземную епархию, он так же трудился, как и у себя, будучи Константинопольским Первоиерархом.

И когда мы говорим, что ничего не будем делать в этом мире, а будем только молиться и этим спасаться (мол, сегодня нельзя ни жениться, ни утверждать что-либо во благо), то мы этим лишь оправдываем свои страхи, свою лень, свое себялюбие, свое нежелание трудиться по Евангельским заповедям.

Пугать других – это дешевый способ заработать себе авторитет. Но мы уже пуганные. Нас пугали многие-многие годы.

Меня часто в житиях новомучеников удивляет такой факт. Вот он жил, преподавал Закон Божий в каком-нибудь городке, по вечерам читал, ходил на торжественные обеды, служил молебны в императорские дни – вел самую обыкновенную жизнь. Не горел в нем Евангельский огонь. Но пришли времена гонений, и вдруг неизвестно почему – словно не он сам это сделал, а предыдущие поколения наших отцов раздвинули, расширили его сердце, – и он стал героем, мучеником. Откуда у него появились силы противостоять этому натиску холодного безбожия, ненависти, злобы?! Бог дал! «Не заботьтесь, что вам отвечать». Отвечать не только словами, но отвечать сердцем, мыслями. И мне хочется сказать: «Не заботьтесь, что отвечать, когда вас вопросят. Заботьтесь о том, чтобы утверждать сегодня Евангельскую истину. Не замыкайтесь в себе на каких-то дальних опушках – это нужно антихристу».

Господь хочет, чтобы мы строили храмы, возводили дома, воспитывали детей, помогали друг другу. Радовались Пасхе, Рождеству, ибо этим мы изменим мир, этим мы выведем его из помраченного состояния. А трусостью, страхом мы никого не спасем. Мы только глубже, подобно страусу, зароем голову в песок времени.

Еще хочу напомнить всем вам о том, что мы почему-то очень избирательны в своей боязливости и в отборе пророчеств о будущем. Мы забываем пророчества о грядущем восстановлении России, о восстановления престола русский царей. И если мы обратимся к пророчествам других поместных Церквей, например, Греческой, то увидим огромный ряд пророчеств о России, о великороссах – начиная с древних времен и до наших дней. Эти пророчества говорят о том, что жители Востока с надеждой будут взирать на землю Русскую и что придет час, когда падет Стамбул, и вновь православные кресты засияют над храмом Святой Софии, и Иерусалим будет православным.

В подтверждении своих слов могу вас отослать к книге свидетельств Валерия Архипова «О Византийских пророчествах по отношению к Русскому государству». Почитайте, и вы увидите, что история не завершается.

Ведь что такое антихрист?! Это не только хитрая замена Христа – это состояние души человека, в которой не осталось ни одной капли света. Это черная головешка. И если мы сегодня будем замыкаться в себе, не будем созидать Церковь Христову, то тогда, конечно, не воссияет звезда Русского Царя, не прольется Пасхальный звон над Святой Софией.

Не нам решать, когда будет конец света. Господь знает, когда прийти. Но пока есть на земле хоть одно человеческое сердце, способное воспринять Благодать Божию, откликнуться на Евангельский зов, есть надежда...

Записал И.ВЯЗОВСКИЙ
Комментарии М.СИЗОВА

назад

вперед


На глав. страницу.Оглавление выпуска.О свт.Стефане.О редакции.Архив.Почта.Гостевая книга