ПАЛОМНИЧЕСТВО ПОКРОВ НАД БЕЛОЗЕРЬЕМ (Окончание. Начало на предыдущей странице) Покров над Белозерьем Из путевых заметок М.Сизова: Ночевать мы устроились в странноприимный дом, что стоит у входа в монастырь. Заведует им священник Алексий Мокиевский, который тут же и живет вместе с матушкой и детьми. Бросили мы рюкзаки, и батюшка повел нас показывать предмет своей гордости – воскресную школу, под которую оборудована одна из комнат. В коридоре натолкнулись на разобранный деревянный крест. – Это для Нило-Сорской пустыни, – объяснил о.Алексий. – Там ведь и помолиться-то негде. А теперь на месте скита преподобного будет стоять Крест. Вот здесь я вырезал Образ Нерукотворенный, здесь – предстоящие Иоанн Предтеча, Богородица... Но пойдемте дальше. Воскресная экологическая школа – так называется класс о.Алексия. На стенах его, помимо икон и богослужебных текстов, висят географические карты со специфическими значками и графиками. До принятия сана батюшка был экологом (есть такая специализация в биологии), и сейчас он учит детей знать, любить и беречь свою отчину. Много интересного рассказал и нам – о той земле, которую мы только что прошли своими ногами. Вот отец Алексий вываливает на стол груду черепочков и наконечников стрел: – Это я нашел в холме, на котором стоит наша Покровская церковь. Я служу не в самом Кириллове, а за городом, у Покровского озера. Место безлюдное, один только храм, как перст, возвышается. Но в советское время он был единственным действующим во всем Белозерье вплоть до Вологды. А когда начали возрождаться монастырь, другие храмы – Покров Подгородний делился утварью, богослужебными книгами, иконами. Но всего удивительней другое. По всей видимости, наш храм – один из первых Покровских храмов на Руси. То есть этот Покров Божией Матери простерт над Белозерьем еще в самые незапамятные времена. – То есть вы утверждаете, что ваш храм появился еще до Кирилло-Белозерского монастыря? – удивляемся мы. – А почему же нет? Вы что же, думаете, ко времени прихода Кирилла здесь одни только медведи жили? Священник показывает нам кремневый наконечник: – Смотрите, какая грубая работа. Это эпоха неолита, рубеж 3-4 тысячелетия до нашей эры. То есть уже тогда здесь были люди – когда строились египетские пирамиды, когда Моисей переходил через Красное море, когда развивалась средиземноморская цивилизация. Белозерье – очень удобное место для жизни. Здесь система озер ледникового происхождения, по ним было удобно передвигаться, водилась рыба. – В ту пору, наверное, здесь был сплошной лес? – Да, поля и луга как раз и возникли в эпоху неолита. Люди каменного века не создали таких памятников, как пирамиды Египта или Мексики, но они оставили более грандиозный след – открытые пространства, на которых сейчас живут люди. Все это было вырублено кремниевым топором. Разговор снова вернулся к истории Покровского храма. – Я прежде удивлялся, – продолжил о.Алексий, – почему храм поставили в таком месте. Представьте: озеро, и к нему будто бульдозером нагребен песчаный вал, на гребне которого уместилась церковь с кладбищем. И больше места уже нет, просто негде людям поселиться. Ведь неудобно, издалека нужно в эту церковь ходить. А потом я просматривал дореволюционные карты и обнаружил, что Покровское озеро, на котором стоит храм, отмечено как «оз. Бабки». Что за бабки такие? Стал копать, в прямом и переносном смыслах, и обнаружил, что в древности на вершине нашего холма стояла языческая каменная баба. Понимаете теперь? Это единственная возвышенность в округе, поэтому там стоял самый главный истукан. А в пору христианизации такие главные капища всегда очищали – ставили на них православные храмы. Христианство в Белозерье утвердилось где-то в Х-XI веках. Примерно в это же время митрополитом Ефремом был введен на Руси праздник Покрова Пресвятой Богородицы. И, естественно, на месте каменной бабы появился Покров... – Вы говорили, что в советское время он был единственным действующим. И что же – не пытались закрыть? – Пытаться-то пытались. Но в ту пору жила здесь такая героиня – старостиха Акулина. Она караулила храм с 39-го года, когда власти объявили о его закрытии. На колокольне сидела. Увидит, что едут начальники из Кириллова, она ключ под мышку – и в лес. И так три года бегала. А потом, в 43-м, началось «потепление», Троице-Сергиеву лавру открыли и так далее. И в Покрове возобновились службы. Даже при Хрущеве его не трогали. Вокруг храма сплотилась община из монахинь Горицкого, Ферапонтова, Леушинского монастырей. Духовником у них был старец, про которого вы книжечку печатали, – Федор Соколов. Он и похоронен возле Покровской церкви. Там же лежит последняя ферапонтовская игуменья Мартиниана), а священников сколько... Деревенские мужики рассказывали, что к о.Петру Лисовскому, который здесь служил и тоже возле храма похоронен, в 60-е годы приезжал Владимир Высоцкий. Конечно, они не песни под гитару пели, а о духовных вещах говорили. И многие сюда стремились – под Покров Божией Матери. – А сейчас много у вас прихожан? – Довольно много, хотя и далековато от Кириллова. Но кто на машинах, кто пешком приходит. Летом очень многолюдно. Мы даже гостиницу оборудовали рядом с храмом. Кстати, сторожем при ней живет Анна Ивановна Виноградова, ей 80 лет, 20 из них она староста. Старца Федора Соколова лично знала, с монахиней Мартинианой вместе молилась. Наизусть помнит, кого надо писать за здравие, кого за упокой, великолепный слух до сих пор. В прошлом году награждена Медалью ордена «За заслуги перед Отечеством» II степени без мечей – так полностью называется награда. Это за то, что она много лет работала поваром в школе для глухонемых, которая была на территории Кирилловского монастыря. С самых детских лет верующая. Да лучше вам самим с ней познакомиться... * * * Наутро вместе с о.Алексием мы отправились на литургию в Покровский храм. Было воскресенье, последний день нашего паломничества. Исповедались, причастились. Староста Анна Ивановна (довольно еще бодрая старушка) подвела нас к храмовой святыне – мощам свв. преподобных Вассиана и Ионы Пертоминских, чудотворцев. Эти, довольно крупные частицы мощей попали сюда – под Покров Божией Матери – в пору гонений. Кто их привез, какой беженец-скиталец, история умалчивает. Таким же образом в храме оказались и чтимые иконы, другие реликвии. У мощей преподобных не раз совершались исцеления. Последний случай произошел совсем недавно. Один предприниматель из Петербурга возил свою больную 9-летнюю дочь по заграничным клиникам, и нигде не было помощи. Посоветовали ему повозить девочку по монастырям. И он вспомнил, что сам был крещен в детстве в Покрове, под Кирилловым. И приехал сюда с женой и дочкой. Причастились они, помолились перед мощами. Прошло немного времени, и звонок из Петербурга: «Девочка теперь ходит и вдруг говорить начала!» А ведь немой была и стоять не могла, ноги подгибались, ее на руках в храм заносили. Теперь вот резвится. Предприниматель этот оказался богатым нефтепромышленником – он и помог гостиницу при храме построить. – Еще у нас иконы мироточат, – говорит Анна Ивановна. – Тоже ведь чудо Божье? Приложились мы и к мощам, и к чтимым иконам. Еще нам показали большой кованый ключ – от «Покрова над Белозерьем». Тот самый, который старостиха Акулина в лесу прятала (фото на 1-й странице). * * * В обратный путь мы отправились не сразу. Обошли кругом храм. Над могилой старца Федора Соколова растет рябинка. Здесь же, оказывается, нашел свой последний приют дядя Саша – Александр Грошев, последний насельник Ниловой пустыни и Кирилло-Белозерской обители... Постояли на паперти. Отсюда Кириллов монастырь как на ладони. Что ж, пора. Выходим из церковной ограды на старый песчаный тракт, «вологоцкую дорогу»... Все, паломничество наше закончено. Простите, если что не так. Если будет на то воля Божия, в следующем году снова отправимся в путь. А пока, по христианскому обычаю, остается только поблагодарить Господа за все его щедроты и милости к нам на дорогах Белозерья.
На глав. страницу.Оглавление выпуска.О свт.Стефане.О редакции.Архив.Почта.Гостевая книга | |